КТП по русскому языку 8
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примечания | Дата план | Дата факт | |||
Базовые знания | Развитие познавательных умений | Применение полученных знаний на практике | ||||||||
Общие сведения о языке – 2 часа | ||||||||||
1. | 1. | Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. | Урок усвоения новых знаний | Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке | ||||||
2. | 2. | Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств. | Урок усвоения новых знаний | |||||||
Повторение изученного в 5–7 классах - 9часов | ||||||||||
3. | 1. | Лексика и фразеология | Повторительно-обобщающий урок | Подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов. | Использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Осуществлять анализ значения, строения, написания разных видов омонимов, произносить заимствованные слова, соблюдая орфоэпические нормы. Распознавать слова с полногласным и неполногласным сочетанием, объяснять их написание. Уместно и умеренно использовать в речи лексику ограниченного употребления, термины, использовать их в текстах научного стиля. | |||||
4. | 2. | Морфемика и словообразование. Орфография. | Производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, характеризовать языковые признаки слов на основе анализа морфемной модели. Определять основные способы словообразования. Использовать лингвистические словари. | Опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова. Безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. | ||||||
5. | 3. | Морфемика и орфография. | Опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания. Обнаруживать орфограммы в корне. Использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. | Группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования. | ||||||
6. | 4. | Морфология и орфография. | Различать части речи, производить их морфологический разбор. Аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написанием их с НЕ. | Безошибочно писать НЕ с различными частями речи. | ||||||
7. | 5. | Морфология и орфография. | Опознавать части речи с изученными орфограммами. Выделять общее и различное, сопоставляя изученные части речи. | Безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. Уместно употреблять разные части речи. | ||||||
8. | 6. | Синтаксис и пунктуация. | Определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении. | Выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения. Безошибочно расставлять знаки препинания в осложнённом простом предложении. | ||||||
9. | 7. | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | Урок контроля | Воспроизводить текст, воспринимая его на слух. Опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам. | Записывать под диктовку текст, соблюдая на письме орфографические и пунктуационные нормы. | |||||
10-11. | 8-9. | Р/р Изложение, близкое к тексту. К. Г. Паустовский «Михайловские рощи». | Уроки развития речи | Признаки текста, понятия «микротекст», «микротема». | Понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора текста к поставленной в тексте проблеме. | Излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма. | ||||
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание - 9 часов | ||||||||||
12. | 1. | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. | Урок усвоения нового материала | Определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте. | ||||||
13. | 2. | Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. | Урок усвоения нового материала | Смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения. | Членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений. | Грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные). | ||||
14. | 3. | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. | Урок усвоения новых знаний | Интонационные средства синтаксиса, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль: логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок. | Использовать синтаксические средства: форму слов, смысловую и грамматическую связь их в составе словосочетания и предложения, служебные слова. | Определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения. | ||||
15. | 4. | Р/р Текст как единица синтаксиса. | Урок развития речи | Определять смысловую связь частей текста, способы сцепления предложения, характеризовать синтаксические конструкции, порядок слов. | Создавать текст, учитывая речевую ситуацию, характер адресата речи, выбирать способ воздействия на адресата. | |||||
16. | 5. | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. | Урок усвоения новых знаний | Основные виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний. | Распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные. | |||||
17. | 6. | Способы подчинительной связи. | Урок усвоения нового материала | Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание, средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения. | Моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи. | Производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания. | ||||
18. | 7. | Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Урок закрепления изученного | Использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки. | Соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. | |||||
19. | 8. | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. | Урок усвоения нового материала | Определять основные признаки словосочетания – смысловую и грамматическую связь слов, различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания. | Моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять их в речи, соблюдая нормы при построении словосочетаний разных видов. | |||||
20. | 9. | Р/р Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании?» | Урок развития речи | Писать сочинение на грамматическую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. | Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме. | |||||
Главные члены предложения – 15 часов | ||||||||||
21. | 1. | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. | Повторительно-обобщающий урок | Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц, сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, роль в создании текста, их возможности для усиления выразительности речи. | Анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению), определять границы предложения и способы передачи конца предложения (в устной речи – интонация, в письменной – знаки препинания). | Использовать в речи вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точной формулировки мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания. | ||||
22. | 2. | Основные виды простого предложения. | Урок усвоения нового материала | Понятия «односоставные» и «двусоставные предложения». | Анализировать и характеризовать предложения, производить синтаксический разбор, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях. | Использовать в устной и письменной речи служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении. | ||||
23. | 3. | Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация. | Урок закрепления изученного | Интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова. | Выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов. | |||||
24–25. | 4-5. | Р/р Основные способы и средства связи предложений в тексте. | Уроки развития речи | Подбирать из печатных источников или составлять самим такие фрагменты, тексты, в которых для цепного соединения предложений использовались бы лексические средства связи (лексический повтор, однокоренные слова, лексические и текстовые синонимы), морфологические средства связи (местоимения, наречия, союзы). | Анализировать тексты с параллельной связью, озаглавливать их, аргументировать свой выбор, определять роль заглавия и родовидовых слов в организации текста, использовать инверсию, риторический вопрос с целью усиления выразительности речи. | |||||
26. | 6. | Повторим орфографию: орфограммы в корне. | Повторительно-обобщающий урок | Объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщённое правило. Приводить свои примеры. | Безошибочно писать гласные и согласные в корнях слов. Подбирать проверочные слова на основе толкования слов. | |||||
27. | 7. | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | Урок усвоения нового материала | Функцию главных членов предложения. | Характеризовать подлежащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего. | Согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращёнными словами. | ||||
28. | 8. | Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. | Урок усвоения нового материала | Типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение. | Находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие в речи варианты согласования. | Определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого, в каком наклонении, времени используется сказуемое в тексте-повествовании и тексте-описании. | ||||
29–30. | 9-10. | Р/р Изложение с элементами сочинения. | Уроки развития речи | Точно и полно понимать содержание прочитанного текста, его главную мысль, тип речи. | Подробно передавать содержание повествовательного текста в жанре рассказа, сохраняя на письме его композицию, создавать собственное высказывание на основе исходного текста, давая оценку поступкам героев, делая выводы, соблюдать на письме нормы русского языка. | |||||
31. | 11. | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. | Урок усвоения нового материала | Структуру составных глагольных сказуемых. | Опознавать составное глагольное сказуемое в тексте. | По составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые. | ||||
32. | 12. | Составное именное сказуемое. Способы его выражения. | Урок усвоения нового материала | Структуру составного именного сказуемого. | Различать составное глагольное и составное именное сказуемое. | Определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми разных видов. | ||||
33. | 13. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок усвоения нового материала | Основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. | Безошибочно ставить тире между подлежащим и сказуемым. Составлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить. | ||||
34. | 14. | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | Повторительно-обобщающий урок | Определять морфологические способы выражения главных членов предложения. Различать виды сказуемых. | Ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимичную замену разных видов сказуемых. | |||||
35. | 15. | Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». | Урок контроля | Безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. | ||||||
Второстепенные члены предложения - 10 часов | ||||||||||
36. | 1. | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений. | Урок усвоения нового материала | Определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса. | Использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи. | |||||
37. | 2. | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений. | Урок закрепления изученного | Производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, понимать двойное значение отдельных второстепенных членов. | Находить в тексте согласованные и несогласованные определения. | |||||
38. | 3. | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | Урок усвоения нового материала | Приложение – это разновидность определения. | Правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения, обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений. | Использовать приложение как средство выразительности. Включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами. | ||||
39. | 4. | Дополнение. Способы его выражения. | Урок усвоения нового материала | Особенности второстепенного члена предложения – дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание). | Различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения. | Опознавать дополнения в предложении и в тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. | ||||
40. | 5. | Р/р Сжатое изложение с элементами сочинения. | Уроки развития речи | Дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание. | Вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста | |||||
41-42. | 6-7. | Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения. | Уроки усвоения нового материала | Виды обстоятельств. | Различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения. | Использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах. | ||||
43. | 8. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | Повторительно-обобщающий урок | Определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды (согласованные и несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств). | Отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространённых и распространённых предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей. | |||||
44. | 9. | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках. | Повторительно-обобщающий урок | Различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, приставку НЕ- и частицу НЕ, объяснять выбор орфограммы-буквы, делать обобщения о написании приставок. | Безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова. Устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения на письме – графически. | |||||
45. | 10. | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | Урок контроля | Определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды (согласованные и несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств). | Отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространённых и распространённых предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей. | |||||
Односоставные предложения - 12 часов | ||||||||||
46. | 1. | Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений. | Урок усвоения нового материала | Что такое односоставное предложение, его структурные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена. | Различать односоставные и двусоставные предложения. | Опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения. | ||||
47. | 2. | Определённо-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. | Урок усвоения нового материала | Структурно-грамматические особенности определённо-личных предложений. | Различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо-личные предложения по их значению и структурным особенностям. | Использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные предложения. | ||||
48. | 3. | Неопределённо-личные предложения. | Урок усвоения нового материала | Значение и строение неопределённо-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них. | Находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям. | Использовать в разных стилях речи, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными (неопределённо-личными). | ||||
49. | 4. | Вопрос об обобщённо-личных предложениях. | Урок усвоения нового материала | Функцию обобщённо-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них. | Опознавать обобщённо-личные предложения в тексте. | Употреблять обобщённо-личные предложения в собственных высказываниях. | ||||
50. | 5. | Безличные предложения. | Урок усвоения нового материала | Общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению, способы выражения сказуемых в безличных предложениях. | Находить безличные предложения по значению и структурным особенностям. | Употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т. д., правильно писать глаголы с -ТСЯ, -ТЬСЯ, НЕ с глаголами. | ||||
51. | 6. | Безличные предложения. | Урок закрепления изученного | Определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого в них, различать односоставные и двусоставные предложения. | Сопоставлять личные и безличные предложения, включать безличные предложения в текст. | |||||
52. | 7. | Назывные предложения. | Урок усвоения нового материала | Смысловые и структурные особенности назывных предложений. | Находить в тексте назывные предложения, отличать их от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях. | Пользоваться назывными предложениями в описании для обозначения места, времени, обстановки действия. Использовать их как средство сжатого описания экспозиции рассказа, выразительно читать, правильно оформлять, целесообразно использовать их в речи. | ||||
53. | 8. | Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | Повторительно-обобщающий урок | Производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ двусоставных и односоставных предложений. | Использовать синонимию односоставных и двусоставных предложений, односоставные предложения с обобщённым значением в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях. | |||||
54. | 9. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения». | Повторительно-обобщающий урок | Различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, производить синтаксический разбор односоставного предложения. Анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений. | Расставлять знаки препинания в сложном предложении путём определения особенностей грамматических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы. Составлять диалоги с употреблением определённо-личных предложений, включать неопределённо-личные предложения в сюжетные тексты, а безличные предложения – в миниатюрные зарисовки явлений природы. | |||||
55. | 10. | Особенности строения полных и неполных предложений. | Урок усвоения нового материала | Общее понятие неполных предложений, сферу их употребления. | Опознавать неполные предложения в тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения. | Пользоваться неполными предложениями в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых есть неполные. | ||||
56. | 11. | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения». | Урок контроля | Различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях. | Правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать и употреблять в речи односоставные и неполные предложения. | |||||
57. | 12. | Р/р Риторический вопрос как средство выразительности речи. | Урок развития речи | Сравнивать близкие по смыслу повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, характерную для них интонацию. | Правильно пунктуационно оформлять, использовать риторический вопрос как одно из синтаксических средств выразительности речи. Выявлять риторические вопросы как самостоятельные предложения, так и в составе сложного, определять их функции. | |||||
Простое осложнённое предложение - 43 часа | ||||||||||
58. | 1. | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. | Урок усвоения нового материала | Особенности однородных членов предложения. | Опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов. Различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом. | Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, при чтении соблюдать перечислительную интонацию. Составлять схемы предложений. Определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами. | ||||
59. | 2. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | Урок усвоения нового материала | Определять оттенки: 1) противопоставления, контрастности, уступки и несоответствия, выражаемые противительными союзами, 2) чередования или неопределённости оценки явлений, выражаемые разделительными союзами. | Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений. | |||||
60. | 3. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | Урок закрепления изученного | Пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП. | Производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами. | |||||
61. | 4. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. | Урок усвоения нового материала | Что такое обобщающие слова. | Находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам. | Правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей. | ||||
62. | 5. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. | Урок закрепления изученного | Различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именным составным сказуемым, распознавать логические категории рода, вида, общего и частного. | Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. | |||||
63. | 6. | Р/р Разновидность рассуждения-сравнения. | Урок развития речи | Создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему, текст-сравнение, сохранять композицию текста этого типа, подбирать языковые средства для сцепления его частей, выражения сходства и различия сопоставляемых языковых явлений. | Строить высказывания на основе типовой схемы (параллельного или последовательного сравнения), соблюдать на письме нормы русского языка. | |||||
64. | 7. | Р/р Однородные члены предложения как средства выразительности речи. | Урок развития речи | На примерах художественного текста выявлять функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, определять параллелизм предложений, находить данное средство выразительности в художественном тексте. | Предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их. | |||||
65. | 8. | Однородные и неоднородные определения. | Урок усвоения нового материала | Однородные и неоднородные определения. | Различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного, грамматического анализа предложений. | Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | ||||
66. | 9. | Однородные и неоднородные определения. | Урок закрепления изученного | Различать однородные и неоднородные определения. | Употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме. | |||||
67. | 10. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения». | Повторительно-обобщающий урок | Опознавать предложения с однородными членами. Определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности. | Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений. | |||||
68. | 11. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». | Урок контроля | Опознавать предложения с однородными членами. Определять стилистическую окраску союзов. Анализировать текст: определять тему, основную мысль, количество микротем, стиль, тип речи, выделять характерные для стиля языковые средства и стилистические приёмы, анализировать правописание отдельных слов и пунктуацию в предложении. | Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений. Употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности. | |||||
69. | 12. | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах. | Повторительно-обобщающий урок | Создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определённого читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи. | Умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение | |||||
70–71. | 13-14. | Р/р Рассуждение на литературную тему. | Уроки развития речи | Создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определённого читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи. | Умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение | |||||
72. | 15. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | Урок усвоения нового материала | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. | Выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену. | Правильно ставить знаки препинания при обособленных членах. | ||||
73. | 16. | Обособление согласованных определений. | Урок усвоения нового материала | Общие условия обособления согласованных определений. | Находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному. | Интонационно правильно произносить обособленные согласованные определения и оформлять их на письме. | ||||
74. | 17. | Обособление согласованных определений. | Урок закрепления изученного | Опознавать условия обособления определений. Использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов. | Интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями. При пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания. | |||||
75. | 18. | Обособление несогласованных определений. | Урок усвоения нового материала | Условия обособления несогласованных определений. | Выявлять несогласованные определения. | Интонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме. | ||||
76–77. | 19-20. | Р/р Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте. | Уроки развития речи | Роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка. | Художественно, эмоционально, выразительно передавать содержание услышанного текста. Использовать в тексте обособленные определения | Самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте. Соблюдать при пересказе нормы русского языка. | ||||
78. | 21. | Обособление определений с обстоятельственным оттенком. | Урок закрепления изученного | Выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком. | Интонационно правильно читать предложения, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи. | |||||
79. | 22. | Обособленные приложения. | Урок усвоения нового материала | Условия обособления приложений. | Обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений. | Выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. | ||||
80. | 23. | Обособленные приложения. | Урок закрепления изученного | Опознавать приложения в тексте. Использовать обособленные приложения в разных стилях и типах речи. | Правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями. | |||||
81. | 24. | Обособление дополнений. | Урок усвоения нового материала | Условия обособления дополнений. | Узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях. | Выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять их. | ||||
82. | 25. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Урок усвоения нового материала | Условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Находить деепричастный оборот, определять его границы. Использовать их в речи и уметь заменять синонимичными конструкциями. | Правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | ||||
83. | 26. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Урок закрепления изученного | Определять границы деепричастного оборота, исправлять ошибки в предложениях, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи | Ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, интонационно правильно произносить их. | |||||
84. | 27. | Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. | Повторительно-обобщающий урок | Опознавать синтаксические конструкции с КАК. Использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи. | Правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК. | |||||
85. | 28. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | Урок усвоения нового материала | Условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | Интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами. | Правильно расставлять знаки препинания при обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами. | ||||
86–87. | 29-30. | Р/р Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения. | Уроки развития речи | Особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины. | Анализировать творческие работы и создавать свои. | Писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики. | ||||
88. | 31. | Обособление уточняющих членов предложения. | Урок усвоения нового материала | Что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления. | Отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания. | Выделять на письме запятыми уточняющие члены предложения. | ||||
89. | 32. | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. | Урок закрепления изученного | Производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения. | Соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. | |||||
90. | 33. | Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. | Повторительно-обобщающий урок | Правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное). | Группировать слова по видам орфограмм. | |||||
91. | 34. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | Повторительно-обобщающий урок | Определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. | Создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать. | |||||
92. | 35. | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». | Урок контроля | Воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку. | Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | |||||
93. | 36. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Урок усвоения нового материала | Группы вводных конструкций по значению. Понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. | Выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов. | Правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | ||||
94. | 37. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Урок закрепления изученного | Употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации. Использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста. | Правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении. Производить синонимичную замену вводных слов. | |||||
95. | 38. | Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | Урок закрепления изученного | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. | Употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предметов. Опознавать вставные конструкции. | Выразительно читать предложения с вводными и вставными конструкциями, расставлять знаки препинания на письме. | ||||
96. | 39. | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. | Урок усвоения нового материала | Синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях. | Характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | Расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях. | ||||
97. | 40. | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. | Урок закрепления изученного | Различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. | Интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях. | |||||
98. | 41. | Р/р Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему. | Урок развития речи | Требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный» и «публицистический». | Использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения, риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию. | Исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения. | ||||
99–100. | 42-43. | Р/р Психологический портрет. Сочинение-описание. | Уроки развития речи | Находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами. | Составлять письменное высказывание – описание внешности человека с учётом его психологического состояния. | |||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе - 2 часа | ||||||||||
101. | 1. | Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса | Повторительно-обобщающий урок | Выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания. Целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний. | Различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учётом содержания, стиля высказывания. Соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы. | |||||
102. | 2. | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация». | Урок контроля | Выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания. Целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний. | Различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учётом содержания, стиля высказывания. Соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/24/picture-26305-1561383820.jpg)
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187569-1359042439.jpg)
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-407315-1392727601.jpg)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/14/picture-370670-1660483225.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...