План урока по теме "Вводные слова"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок по теме "Вводные слова" составлен с использованием сингапурских структур. Цель урока: дать понятие о вводных словах и вводных предложениях как средстве выражения субъективной оценки высказывания;
формирование умений: выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; различать вводные слова и члены предложения. В материале имеется текст объяснительного диктанта, тест для закрепления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Вводные слова и словосочетания.
Цель урока: дать понятие о вводных словах и вводных предложениях как средстве выражения субъективной оценки высказывания;
формирование умений:
- выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
- правильно ставить знаки препинания при вводных словах;
- различать вводные слова и члены предложения.
Ход урока.
- Поприветствуем друг друга. Улыбнулись партнеру по лицу…, улыбнулись партнеру по плечу; пожелали удачи партнеру по лицу…, пожелали удачи партнеру по плечу.
- Повторяем правила. ФИН ЭН ПИК.
- Что такое обращение?
- Объясните постановку запятой при обращении
- Какими членами предложения являются обращения?
- Найдите обращение в предложении: Пишу тебе, бесценный и родной мой, несколько строчек.
На доске: Сегодня будет дождливая погода.
Шаг 1: Добавляем слово «безусловно»: Сегодня, безусловно, будет дождливая погода. Что изменилось в предложении? Добавилось значение уверенности.
Заменим «безусловно» синонимами: конечно, несомненно, разумеется…
Шаг 2: Добавляем слово «вероятно»: Сегодня, вероятно, будет дождливая погода. Что изменилось в предложении? Добавилось значение неуверенности.
Заменим «вероятно» синонимами: кажется, может быть, наверное, по всей видимости…
Шаг 3: Добавляем слово «к сожалению»: Сегодня, к сожалению, будет дождливая погода. Что изменилось в предложении? Добавилось значение чувства сожаления.
Заменим «к сожалению» синонимами: к счастью, к огорчению…
Шаг 4: Добавляем слово «по-моему»: Сегодня, по-моему, будет дождливая погода. Что изменилось в предложении? Узнали источник информации.
Заменим «по-моему» синонимами: по-твоему, на мой взгляд, по слухам…
Шаг 5: Добавляем слово «значит»: Сегодня, значит, будет дождливая погода. Что изменилось в предложении? Добавилось значение порядка мыслей.
Заменим «значит» синонимами: следовательно, одним словом, короче говоря…
Вывод:
- Эти слова придают, как бы вводят предложению новые значения. Они то и называются вводными. Среди них и слова, и словосочетания (что такое словосочетание и чем оно отличается от предложения);
- Где они могут находиться в предложении? (в начале, в середине);
- Выделяем запятой;
- Вводные слова можно пропустить из предложения.
Слайд 2
Вводные слова:
- к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
- они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;
- они легко убираются из текста без потери смысла.
Объяснительный диктант.
(Запись текста, объяснение роли вводных слов, постановки знаков препинания.)
Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.
Проверяем. Слайд 3
Следует отличать вводные слова от частей речи.
Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения: Утро кажется жарким. («утро жарким» - нельзя) Утро, кажется, будет жарким («утро будет жарким» - можно). Вопрос может быть сложным – я, может быть, вам отвечу.
Выполняем тест. Используем сингапурскую структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди в команде)
Задание 1. Укажите, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным.
1. Солнце кажется пряталось за скалами.
2. Пес мой кажется мог бы почуять птицу и под землей.
3. Лес кажется молчаливым, сердитым.
4. И огромный рост, и толщина кажется увеличивают тяжеловесную грацию его фигуры.
Задание 2. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.
1. Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
2. Правда глаза колет.
3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4. Правда со дня моря выносит.
Задание 3. Найдите правильное оформление вводного слова:
- Может быть вы, хотите знать окончание этой истории?
- По словам, капитана до ближайшего порта остается два дня пути.
- Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок.
- Но по слухам, какая-то часть упорно сражалась.
Задание 4. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В Москве,1 рядом с Большим театром,2 находится Малый. Но он так называется вовсе не потому,3 что хуже Большого. Ну,4 например,5 профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.
Задание 5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И папа, 1 не задумываясь,2 отвечал на этот вопрос. И тут маленький папа,3 наконец,4 понял,5 кем он будет.
Задание 6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Нет,¹ тут действуют иные,² глубоко скрытые,³ очевидно,4 сложные причины. Талантливым стать нельзя,5 а вот любимым стать можно.
Задание 7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но ведь тут,1 на кухне,2 темно и жарко… и пахнет газом. Ну,3 в общем,4 мешала ей. Подумаешь,5 птицы!
Задание 8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И тут уж Колька сидел скромно,1 строго,2 не выражая своего торжества,3 а только изредка обменивался взглядами с мамой,4 которая,5 казалось,6 молча спрашивала его...
Домашняя работа: выписать предложения с вводными словами.
Тест.
Задание 1. Укажите, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным.
1. Солнце кажется пряталось за скалами.
2. Пес мой кажется мог бы почуять птицу и под землей.
3. Лес кажется молчаливым, сердитым.
4. И огромный рост, и толщина кажется увеличивают тяжеловесную грацию его фигуры.
Задание 2. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.
1. Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
2. Правда глаза колет.
3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4. Правда со дня моря выносит.
Задание 3. Найдите правильное оформление вводного слова:
- Может быть вы, хотите знать окончание этой истории?
- По словам, капитана до ближайшего порта остается два дня пути.
- Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок.
- Но по слухам, какая-то часть упорно сражалась.
Задание 4. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В Москве,1 рядом с Большим театром,2 находится Малый. Но он так называется вовсе не потому,3 что хуже Большого. Ну,4 например,5 профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.
Задание 5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И папа, 1 не задумываясь,2 отвечал на этот вопрос. И тут маленький папа,3 наконец,4 понял,5 кем он будет.
Задание 6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Нет,¹ тут действуют иные,² глубоко скрытые,³ очевидно,4 сложные причины. Талантливым стать нельзя,5 а вот любимым стать можно.
Задание 7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но ведь тут,1 на кухне,2 темно и жарко… и пахнет газом. Ну,3 в общем,4 мешала ей. Подумаешь,5 птицы!
Задание 8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И тут уж Колька сидел скромно,1 строго,2 не выражая своего торжества,3 а только изредка обменивался взглядами с мамой,4 которая,5 казалось,6 молча спрашивала его...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока литературы "Слово о матери".
Урок литературы "Слово о матери" содержит интересный матермал, посвященный Дню Матери....
План урока литературы "Слово о матери".
Урок литературы посвящен Дню Матери....
План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"
План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....
План урока Фонетический разбор слова 5 класс (ФГОС)
Открытый урок в соответствии по ФГОС по теме "Фонтический разбор слова"...
план-конспект урока "Воспитение- только слова?"
Данный план разработан по теме "Воспитание - это только слова?" к разделу "Семья" учебника "Мозаика" для 10 класса школ с углубленным изучением немецкого языка....
План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса
План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса разработан для успешного проведения урока по программе ФГОС...
План - конспект урока "Способы образования слов в русском языке" (ФГОС)
Помещённый материал содержит план-конспект современного урока русского языка и слайд-презентацию....