Открытый урок по русскому языку "Имя прилагательное. Закрепление изученного" в 6 классе. Путешествие в волшебную школу
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Обобщение по теме "Имя прилагательное" с использованием книги "Гарри Поттер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 44.93 КБ |
Приложение | 13.87 КБ |
Самоанализ урока | 27.86 КБ |
Презентация к уроку | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рудницкая средняя общеобразовательная школа»
пгт Тенишево Камско-Устьинского муниципального района РТ
Всероссийский конкурс
«Учитель года-2016»
Номинация
«Педагогический дебют»
Открытый урок
русского языка в 6 классе
«Имя прилагательное. Обобщение изученного»
Выполнила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Рудницкая СОШ»
Хамидуллина Г.Р.
2016 год.
Тема урока: Имя прилагательное. Обобщение изученного (6 класс)
Тип урока: контрольно-обобщающий
Цель урока: повторение, обобщение и дальнейшая систематизация знаний учащихся об имени прилагательном.
Задачи урока:
-обучающие: закрепление усвоения основных знаний, полученных на предыдущих уроках; формирование практического умения определять синтаксическую функцию прилагательных разных форм в предложении и правильное их использование, формирование умения обосновать выбор написания НЕ с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных;
-развивающие: формирование умений обучающихся подводить частные явления под общее правило, сопоставление изученных ранее фактов, формирование логических способностей, расширение активного словарного запаса обучающихся, пробуждение интереса к слову и развитие внимания к речи;
-воспитательные: воспитание в детях любви к родному языку, чувства коллективизма, развитие навыков самоконтроля, внимания, аккуратности; формирование образованного, культурного человека.
Оборудование урока:
- мультимедийная доска (презентация, видеоролик);
- раздаточный материал;
- карточки с домашним заданием;
Ход урока:
Организационный момент (перед тем, как зайти на урок, учащиеся выбирают листочек из волшебной шляпы и садятся за тот стол, который указан на нем)
Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Позвольте пожелать вам здоровья, удачи, успехов нам и вам во всех ваших делах и оптимизма!!! Последнее нам очень пригодится на уроке!
Чтобы понять, куда мы с вами попали, предлагаю просмотреть видеоролик.
(30 сек.)
Ребята, догадались ли вы, куда мы с вами попали? Правильно (В Хогвартс) (1слайд), Сова букля принесла письмо от профессора Дамблдора (2 слайд): «Дорогие дети, Гарри Поттер и все его друзья выросли, и в нашем замке стало так скучно. Поэтому я, профессор Дамблдор приглашаю вас в свой замок, где мы с вами будем учиться магии. А чтобы убедиться, что мы попали в замок Хогвартс, нужно взять волшебные палочки, взмахнуть ими 3 раза и сказать волшебные слова «Экспекто патронум»» (3 слайд).
Чтобы стать настоящими волшебниками вам нужно пройти испытания. Я, как и вы, тоже буду волшебницей, и зовут меня Минерва Макгонагалл, надеюсь, вы уже убедились в этом. Моя шляпа умеет говорить, поэтому чтобы вас не отвлекать, я отложу ее в сторону. Итак, вот вам первое задание, назовите трех основных персонажей фильма. (Гарри, Рон, Гермиона). (4 слайд) Так как волшебная шляпа уже распределила Вас по факультетам, то каждому достается свой персонаж. Ваша задача сейчас описать этих героев при помощи трех слов. Первый стол – Гарри, 2-Рон, 3-Гермиона. (30 сек.)
Итак, как вы их охарактеризовали?
Вы слово нашли, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……………………….(прилагательное)
Правильно ли мы определили часть речи, при помощи которой охарактеризовали наших героев? (Да) Вы большие молодцы!
Обобщение и систематизация знаний.
Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для закрепления изученного материала.
Слайд.
Как вы понимаете, моя задача помочь вам, но для этого мне нужно проверить вас, иначе остальные учителя просто не допустят к урокам. Подумайте в группах над следующими вопросами: (5 слайд)
- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется? С какой частью речи связано?
- Какова синтаксическая роль имени прилагательного? (10 сек.)
Итак, факультет Гриффиндор, что такое имя прилагательное?
Пуффендуй, как изменяется имя прилагательное и с какой частью речи оно связано?
Факультет Когтерван, какова синтаксическая роль имени прилагательного?
Ребята, я думаю, вы готовы отправиться в путешествие по волшебным урокам, для этого у вас есть все, что нужно.
Работа по теме урока.
Первый урок у профессора Снегга – разряды имен прилагательных.
В замке Шармбатон живет профессор Снегг. И он умеет делать разные волшебства. Хотите им научиться? Перед нами текст, послушайте его внимательно: (6 слайд)
В это … утро … лес казался таким … и …, что напугал … волшебников. Они знали, что где-то рядом с … горой живет … профессор, который поможет разгадать им … тайну … камня, который они нашли в … пещере. Друзья прошли … расстояние, но никого не было видно. Рон случайно зацепился за … ветку, порвал … свитер и выронил … пуговицу, которую считал … талисманом.
- Ребята, подождите, мне нужно найти пуговицу. Смотрите, тут … следы, значит мы уже близко…, - произнес мальчик.
Понравился ли вам текст? Понятный ли он? (Серый, скучный)
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он был красочнее? (подставить прилагательные)
Исправленный вариант: (7 слайд)
В это январское утро волшебный лес казался таким большим и дремучим, что напугал юных волшебников. Они знали, что где-то рядом с волчьей горой живет добрый профессор, который поможет разгадать им страшную тайну белого камня, который они нашли в медвежьей пещере. Друзья прошли далекое расстояние, но никого не было видно. Рон случайно зацепился за сухую ветку, порвал папин свитер и выронил деревянную пуговицу, которую считал маминым талисманом.
- Ребята, подождите, мне нужно найти пуговицу. Смотрите, тут заячьи следы, значит мы уже близко…,- произнес мальчик.
Изменился ли текст? Каким он стал (красочным, интересным)
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
- Стихотворение подтвердило ваши слова?
(8 слайд) К какому выводу мы можем прийти, для чего нам нужны имена прилагательные? (ответы учеников). Абсолютно верно, имена прилагательные настолько обогащают нашу речь, что именно они относятся к самому распространенному художественно-выразительному средству литературы, к эпитету!
Молодцы, ребята. Как я уже говорила, профессор Снегг творит чудеса, давайте, и мы ему поможем. На какие три разряда делятся имена прилагательные? (качественные, относительные, притяжательные). На ваших столах лежат волшебные конверты, в них все прилагательные из данного текста. Факультет Гриффиндор находит все качественные, Пуффендуй – относительные, Когтерван – все притяжательные прилагательные из данного текста. Работаем в группах, затем один из юных волшебников вашего факультета распределит прилагательные на доске.
Волшебники, объясните, пожалуйста, в чем отличие ваших прилагательных от других разрядов?
Качественные – имеют краткую форму, степень сравнения, употребляются с наречием очень.
Относительные – имеют пространственное, временное, материальное значение.
Притяжательные – обозначают принадлежность к какому-либо лицу или животному.
Поздравляю, профессор вами доволен! Садитесь, пожалуйста.
Физкультминутка. Охотничий домик. (9 слайд)
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик профессора Хагрида, отдохнем. Все встали, послушайте задание. Как вы помните, Хагрид очень любил волшебных животных. Однажды Гарри довелось полетать на Гиппогрифе. Вы тоже юные волшебники, возьмите в руки волшебную палочку, закройте глаза, откройте глаза, взмахните ею, повторяем за мной и представляем путешествие на Гиппогрифе. Задание понятно? Тогда выполняем.
Понравился Вам полет? Замечательно, садитесь.
Повторение степеней сравнения.
А вы знаете, что в Хогвартсе есть привидение? Зовут его профессор Биннс, он любит подшутить над учениками. Вот и сейчас он запутал нас, исправил слова на страницах учебника. Чтобы понять, о чем идет речь, нам нужно исправить ошибки. (10 слайд)
«Сегодня обед менее вкуснее, чем вчера»,- начал возмущаться Рон. На что Гермиона строже голосом ответила: «А ты стал менее терпеливее! Мог бы и промолчать!»
- Хватит ругаться,- более строже голосом возразил Гарри, - нам не об этом нужно думать. В самой дальнейшей комнате спрятан плащ-невидимка, нам нужно туда пробраться.
- А нам более хуже не будет, итак всегда ругают только нас?! Я не хочу, чтобы родителям отправили еще одно письмо, но с более серьезнейшим предупреждением о нарушении дисциплины, - чуть менее спокойнее произнес Рон.
Что же здесь не так? (неправильное использование степеней сравнения)
Исправленный вариант: (11 слайд)
«Сегодня обед менее вкусный, чем вчера»,- начал возмущаться Рон. На что Гермиона строжайшим голосом ответила: «А ты стал менее терпелив! Мог бы и промолчать!»
- Хватит ругаться,- очень строгим голосом возразил Гарри, - нам не об этом нужно думать. В самой дальней комнате спрятан плащ-невидимка, нам нужно туда пробраться.
- А нам хуже не будет, итак всегда ругают только нас. Я не хочу, чтобы родителям отправили еще одно письмо, но с более серьезным предупреждением о нарушении дисциплины, - чуть спокойнее произнес Рон.
Потрясающе, я рада, что вы справились с этим заданием, вы повторили степени сравнения имен прилагательных. Бинну не удалось вам помешать.
Домашнее задание. (12 слайд)
Теперь мы попали в волшебную библиотеку, где скрываются самые невероятные тайны всего мира, но, к сожалению, у нас практически не осталось времени, волшебная шляпа итак предупреждает меня об этом. На ваших столах лежат свитки из библиотеки с домашним заданием. Каждый из вас вправе выбрать то задание, которое он сможет и пожелает выполнить.
Рефлексия. Вручение дипломов. (13 слайд)
Итак, ребята, мы завершили весь учебный курс по теме «Прилагательное». Понравился ли он вам? Думаю, профессор Дамблдор должен быть нами доволен. Букля говорит, что профессор уже прислал нам послание: «Мои юные волшебники, наши преподаватели остались очень довольны вашей работой и попросили принять вас в нашу школу».
Профессор Дамблдор очень строгий и справедливый, он прислал вам дипломы об окончании учебного курса, но они трех цветов, каждый из вас возьмет тот, на сколько он оценивает полученные знания по предмету.
Красный цвет – отлично!
Зеленый – хорошо!
Синий – есть над чем поработать! Будьте честны с собой и перед профессором, это поможем вам в будущем!
(14 слайд) Спасибо Вам за урок!
Предварительный просмотр:
Агент
Баловать
Красивее
Хаос
Цемент
Ломоть
Щавель
Столяр
Каталог
Диспансер
Звонит
Подозреваемый, … , бежал по коридору. «Ты куда мчишься … ?» - кричали … сверстники. А он бросал им только: «А вам-то что?» Тем временем свидетель Сидоров Андрей ... в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он , как книгу из его рук … .
(Для справок: сломя голову, ветром сдуло, считал ворон, глазом моргнуть, как угорелый, во все горло)
Помогите составить объявление о пропаже фразеологизмов.
Внимание! Внимание!
Из словаря пропали фразеологизмы. Особые приметы - …
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рудницкая средняя общеобразовательная школа»
Исполнитель:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Рудницкая СОШ»
Хамидуллина Г.Р.
2016 год.
Самоанализ урока по русскому языку в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение изученного»
Учитель: Хамидуллина Гузель Раисовна
В классе 15 учеников, присутствовали 15 из них. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.
Данный урок прошел по программе, разработанной учителем в разделе «Морфология», «Самостоятельные части речи». Последний урок по теме «Прилагательное».
Тема урока: «Имя прилагательное. Обобщение изученного»
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности школьников, реальные возможности учеников 6 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Тип урока: контрольно-обобщающий
Цель урока: повторение, обобщение и дальнейшая систематизация знаний учащихся об имени прилагательном.
Задачи урока:
-обучающие: закрепление усвоения основных знаний, полученных на предыдущих уроках; формирование практического умения определять синтаксическую функцию прилагательных разных форм в предложении и правильное их использование, формирование умения обосновать выбор написания НЕ с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных;
-развивающие: формирование умений обучающихся подводить частные явления под общее правило, сопоставление изученных ранее фактов, формирование логических способностей, расширение активного словарного запаса обучающихся, пробуждение интереса к слову и развитие внимания к речи;
-воспитательные: воспитание в детях любви к родному языку, чувства коллективизма, развитие навыков самоконтроля, внимания, аккуратности; формирование образованного, культурного человека.
Оборудование урока:
- мультимедийная доска (презентация, видеоролик);
- раздаточный материал;
- карточки с домашним заданием;
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап повторения изученного материала с опорой на коммуникативную составляющую. При повторении изученной темы использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (работа у доски);
- практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап – актуализация знаний. Повторение теоретических знаний.
Третий этап – работа с текстами - работа организована в игровой форме, направлена на сплочение коллектива, развитие коммуникативных способностей, также актуализация знаний. Работа с текстом – это подготовительный этап к подготовке к ГИА и ОГЭ, уже сейчас ребята должны уметь видеть текст и те задачи, которые ставит перед ними учитель. Учащиеся с интересом искали слова. Цель - обогащения словарного запаса и интеллектуального развития учащихся. Итогом этого этапа стало решение цели урока и основных задач. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная и фронтальная. Обязательны были на этапе повторения: комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. На данном этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.
Четвертый этап – физкультминутка. Она была непосредственно связана с идеей урока, имела развлекательный характер.
Домашнее задание также не отходило от основной задумки, за неимением большего времени, ребята получили задания в виде свитков, в которых предложены три варианта домашнего задания. Каждый ребенок вправе выбрать то задание, которое окажется посильным и интересным для него.
Этап Рефлексия. На заключительном этапе урока я решила пойти методом самооценки. Ребята уже знают, насколько они поняли тему, готовы анализировать свои способности и умения. Данный урок стал завершающим для их самооценки. Соблюдена нравственная сторона вопроса, ребята честны перед собой и перед учителем, понимая, что их ждет и проверочная работа. Учитель же, увидев, что ребенок взял синюю карточку, может дополнительно поработать с учеником.
В результате размышлений на данные вопросы, ученики самостоятельно анализирует свой багаж знаний, степень их овладения, сообщение ответа учителю.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физкультминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.
Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к. темп урока позволил выполнить большой объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Трудности на уроке все же были. Слабые дети малоактивны на некоторых этапах урока. Нужно усилить индивидуальную работу с такими детьми, используя работу в карточках и тренировочные упражнения, которые ребята будут комментировать.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добро пожаловать в Хогвартс !
Гриффиндор описывает Гарри Поттера Пуффендуй описывает Рона Уизли Когтерван описывает Гермиону Грейнжер
Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает ? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? С какой частью речи связано имя прилагательное? Какова синтаксическая роль имени прилагательного
В это … утро … лес казался таким … и …, что напугал … волшебников. Они знали, что где-то рядом с … горой живет … профессор, который поможет разгадать им … тайну … камня, который они нашли в … пещере. Друзья прошли … расстояние, но никого не было видно. Рон случайно зацепился за … ветку, порвал … свитер и выронил … пуговицу, которую считал … талисманом. - Ребята, подождите, мне нужно найти пуговицу. Смотрите, тут … следы, значит мы уже близко, - сказал мальчик.
В это январское утро волшебный лес казался таким большим и дремучим , что напугал юных волшебников. Они знали, что где-то рядом с волчьей горой живет добрый профессор, который поможет разгадать им страшную тайну белого камня, который они нашли в медвежьей пещере. Друзья прошли далекое расстояние, но никого не было видно. Рон случайно зацепился за сухую ветку, порвал папин свитер и выронил деревянную пуговицу, которую считал маминым талисманом. - Ребята, подождите, мне нужно найти пуговицу. Смотрите, тут заячьи следы, значит мы уже близко, - сказал мальчик.
Роль имени прилагательного
Качественные; Относительные; Притяжательные.
Физкультминутка
«Сегодня обед менее вкуснее , чем вчера»,- начал возмущаться Рон . На что Гермиона строже голосом ответила: «А ты стал менее терпеливее ! Мог бы и промолчать!» - Хватит ругаться , - более строже голосом возразил Гарри, - нам не об этом нужно думать. В самой дальнейшей комнате спрятан плащ-невидимка, нам нужно туда пробраться. - А нам более хуже не будет, итак всегда ругают только нас?! Я не хочу, чтобы родителям отправили еще одно письмо, но с более серьезнейшим предупреждением о нарушении дисциплины, - чуть менее спокойнее произнес Рон .
«Сегодня обед менее вкусный , чем вчера»,- начал возмущаться Рон . На что Гермиона строжайшим голосом ответила: «А ты стал менее терпелив ! Мог бы и промолчать!» - Хватит ругаться,- очень строгим голосом возразил Гарри, - нам не об этом нужно думать. В самой дальней комнате спрятан плащ-невидимка, нам нужно туда пробраться. - А нам хуже не будет, итак всегда ругают только нас. Я не хочу, чтобы родителям отправили еще одно письмо, но с более серьезным предупреждением о нарушении дисциплины, - чуть спокойнее произнес Рон .
Домашнее задание Задание группы А : разгадать кроссворд по произведению «Гарри Поттер». Задание группы В: Разгадать кроссворд и выделить все прилагательные, которые встретятся в вопросах. Задание группы С: Разгадать кроссворд, выделить все прилагательные в вопросах и определить их разряд.
Мои юные волшебники, наши преподаватели остались очень довольны вашей работой и попросили принять вас в школу. Профессор Дамблдор
До скорых встреч, мои юные волшебники!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку в 4-м классе на тему "Волшебные цифры"
«Количественные числительные». Учить составлять и решать математические задачи и примеры, уметь правильно произносить по-английски названия числительных и действий с ними. Развивать речевые спос...
Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"
Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....
Открытый урок по русскому "Разряды прилагательных по значению"
Интерактивный урок контроля знаний, умений и навыков учащихся. Технологии: компетентностно-ориентированные, игровые. ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная. Конспект....
Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».
Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....
Открытый урок «Табличное умножение и деление .Закрепление» 3 класс
Цели урока: • проверить и закрепить знания и умения по таблице умножения и деления. • применять знания на практике • выяснить случаи для каждого ребенка. ...
Конспект открытого урока по русскому языку "Предлоги. Закрепление знаний"-26.01.2021
Письмо и развитие речиТема урока: Предлоги. Закрепление знаний. Тип урока. Урок закрепления полученных знаний.Цель: закрепить знания обучающихся о предлогах, о раздельном написании предлогов со с...
Открытый урок по русскому языку "Прилагательное"
Открытый урок по русскому языку для учеников 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе на тему: "Прилагательное"Цель: систематизация, обобщение знаний уч...