Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н
план-конспект по русскому языку на тему
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa_slovo-etobog_valiullina_z.n.docx | 80.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского
муниципального района РТ
Конспект мастер-класса «Слово-это Бог»
Валиуллина Зульфия Наиловна
учитель русского языка и литературы
Азбабинской СОШ
2016
Добрый день, коллеги. Сегодня я вас пригласила на свой мастер-класс
Цель моего мастер- класса: «Формирование метапредметных результатов на уроке русского языка при работе с текстом художественного стиля»
А вот какие метапредметы я буду формировать, какие результаты я буду формировать, я об этом спрошу у вас в конце мастер класса. Объясняю почему, на самом деле, определять метапредметные результаты очень нам сложно. Но когда вы посмотрите ту таблицу, которую я вам покажу, вы поймете многое на самом деле. Итак.. Слово - это Бог. ( Учитель наизусть читает стихотворение.) Сколько бы раз я не читала стихотворение Гумилева, я каждый раз удивляюсь. И есть еще одно слово, которое необыкновенно люблю у Николая Гумилева. Осиянно. Такое слово мог написать только мастер, потому что это не озарено, это не освящено, это осиянно. Я приготовила вопросы к этому стихотворению, и знаю, как трудно сразу ответить на эти вопросы. Ответы на эти вопросы к вам придут позже. А сегодня я хочу вас пригласить к разговору о слове, со знакомым словом и не знакомым словом.
Вопросы на слайде.1,2,3
Какие чувства у вас вызвало стихотворение?
Какие мысли появились?
О чем стихотворение Николая Гумилева заставляет задуматься?
На самом деле наш ученик о слове знает много и мало. Он знает что слова состоят из звуков, а звуки на письме обозначается буквами, а еще он знает, что если звуки будут в какой то не той последовательности, которая нравится маме, его лишат компьютера. А если буквы будут написаны косо криво, да еще какая нибудь будет пропущена в слове , взрослые придумают еще какое то наказание. И к сожалению, больше слово никаких чувств у нашего сегодняшнего ученика не вызывает . хорошо если тон скажет что слово из буквы С,л,о,в,о, и хорошо, если назовет эти буквы правильно. А вот в 19 веке существовал старославянский, и около каждой буквы стояло слово -ключ, и на вопрос из каких букв состояло слово, тогда отвечали, это- буква слово, люди, он, веди, он. И тогда каждый знал, что за слово стоят люди , а люди эти что то знают, потому что, именно такое значение у слова ведение, и слово превращалось тогда в мысль, оно не состояло из отдельных звуков, а еще древнее существовал наш язык и назывался он буквица. Из языка словенского , обратите внимание около каждой буквы уже было не слово ключ, а уже было очень много всяких понятий, и когда человек произносил слово, оно превращалось в то, что сейчас называем информационным потоком. Это было очень емко, очень значимо! А я хочу обратить ваше внимание на слово. В этом слове есть две буквы «он»
Слайд 4,.5
. Как вы думаете, что такое «он» в современном русском языку?.(Мнения учителей)
Как вы думаете, на кого может указывать буква «он?»(Мнения учителей)
А теперь посмотрите, пожалуйста, в каких местах находится «он» в слове?(Мнения учителе). Какого назначения буквы «он» в конце слова?(мнения учителей)
Слайд 6 Разберем следующие ситуации.
Что , по –вашему , отражает слово «красивая»?(Мнения учителей)
Слайд 7. Что ,по –вашему мнению, может выражать данная схема?(Мнения учителей)
Для чего нам нужно определять суть слова и уметь по слову определять человека?Нужны ли нам эти знания и умения?(Мнения учителей)
Слайд 8.,9 Стихотворение Иосифа Бродского. Вопросы к тексту. . Работают в групппах учителя.
1 группа.
1 Найдите ключевые слова, отражающие тему текста?
Ответ: Ключевыми словами в данном тексте являются слова «народ», « речь», «язык». Они отражают тему текста.
2. Подберите синонимы к словам «припадаю», «растворяюсь».
Ответ: « Припадаю» высокое книжное слово, в данном контексте употреблено в значении «преклоняюсь». «растворяюсь» употреблено в значении -делаюсь. Также означает –уединение.
3.Какие средства выразительности использует автор?.
Ответ: В данном стихотворении автор использует анафору-это слово припадаю, которая выражает отношение лирического героя к народу, речи и языку , то есть к теме стихотворений. .В данном стихотворении используется метафора «пью великую речь». Значение слова пью-испытывать жажду. Таким образом, герой стихотворения испытывает жажду к речи , к слову.
4.С какой целью поэт использует повторы слов(припадаю, великую речь, великая река)?
Ответ: Лирический повтор-великая река, великая речь- подчеркивает значимость языка в жизни человека.
2 группа.
1.Как представлено время и пространство в стихотворении?
Ответ: Мы считаем, что пространство представлена безграничной рекой, которая символизирует жизнь. .Жизнь –она бесконечна, так и река течет и «нет конца». Время представлено как прошлое «сквозь века, как настоящее «прямо в нас», будущее «мимо нас».
2. В чем смысл последних двух строчек?
Здесь идет речь о вечном существовании языка. Слово бессмертно, язык вечен. Язык проходит сквозь века, настоящее, будущее.
3. Какова , по- вашему, основная мысль стихотворения?
Ответ: На наш взгляд основная мысль -это вечное существование языка. Слово, язык- бесконечно, безгранично и бессмертно. Они были до нас, есть сейчас и будут существовать после нас.
4. Что , по –вашему, отражает образ «бесконечно текущей реки в стихотворении?(тему или основную мысль?)
Ответ: Образ «бесконечно текущей реки» отражает вечную жизнь , и пока есть слово, будет существовать жизнь.
Слайд 10,11. Мы работали со словом художественного произведения. А художественное произведение должно еще и прозвучать. (кто-то по желанию может прочитать стих И.Бродского).Таким образом, у слова очень много функций. Слово может отображать мир, слово может изображать мир, слово может преобразовать мир и воображать мир. Потому что в основе слова всегда образ. А вот какой образ можем воспитать , это наша с вами ответственность.
В начале мастер-класса я сказала, сто предоставлю вашему вниманию таблицу с тремя видами УУД. Какие метапредметные результаты я стремилась достичь в своем мастер- классе?(Мнения учителей).
Свой мастер- класс хочу закончить строками из стихотворения И.Бродского: Припадаю к народу. Припадаю к великой реке.
Пью великую речь, растворяюсь в ее языке. Припадаю к реке, бесконечно текущей вдоль глаз
Сквозь века, прямо в нас, мимо нас, дальше нас. Действительно., слово было, слово есть и слово будет. Пока будет существовать слово, будет существовать и жизнь. Благодарю всех за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Эссе
Эссе "Мое педагогическое мастерство" учителя русского языка и литературы МБОУ "Азбабинская СОШ" Валиуллиной З.Н...
Представление на республиканский конкурс"Мастер-класс" учителей родного языка и литературы" -Валиуллина З.Н
МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан представляет кандидатуру учителя русского языка и литературы первой квалификаци...
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Презентация мастер-класса Валиуллина З.Н
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Презентация мастер-класса Валиуллина З.Н...
Исправленная ссылка на видеоурок республиканского конкурса "Мастер-класс учителей родного языка" Валиуллина З.Н
Исправленная ссылка на видеоурок республиканского конкурса "Мастер-класс учителей родного языка" Валиуллина З.Н...
Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.
Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.Согласие на бработку персональных данных.Сочинение - эссе "Мои методические находки".Портфолио. Материалы по воспитат...