Правописание е-и в корнях с чередованием.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверяем домашнее задание Прикоснуться- прикасаться Расти - подрос Положить - располагать Выращивать - срослись Касаться – коснуться Предполагать - сложить Растирать - растереть Найдите лишнюю пару
Проверяем домашнее задание Прикоснуться- прикасаться Расти - подрос Положить - располагать Выращивать - срослись Касаться - коснуться Предполагать - сложить Растирать - растереть Найдите лишнюю пару
Найдите видовые пары Литература И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали. И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
Немного биологии Каждый корень обладает способностью ветвиться, стелиться, укрепляться. Искусственный газон расстилается обычно на спортивных площадках.
Немного истории В древнем Риме для выступления в амфитеатре подбирали самых сильных, ловких мужчин. Как назывались те рабы, которых выберут?
- мер- -мир- -стел- -стил- -бер- -бир- Падает ли на них ударение? Можно ли слова в этих корнях проверить ударением? Какой фонетический процесс происходит в названных словах?
Буквы е–и в корнях с чередованием.
Что мы знаем о чередующихся корнях? -кас- -кос- -лаг- -лож- -раст- -ращ- -рос-
«Зри в корень!»
Прочитайте слова. Назовите корни и буквы чередующихся гласных в них. разберу отпереть задеру вытереть замереть блестеть расстелить выжег Открываем новые знания разбирать отпирать задирать вытирать замирать блистать расстилать выжигать
раз б и р ать от п и р ать за д и р ать вы т и р ать за м и р ать бл и ст ать рас ст и л ать вы ж и г ать раз б е р у от п е р еть за д е р у вы т е р еть за м е р еть бл е ст еть рас ст е л ить вы ж е г Почему И? Почему Е? Решаем проблему раз б и р а ть от п и р а ть за д и р а ть вы т и р а ть за м и р а ть бл и ст а ть рас ст и л а ть вы ж и г а ть
В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет . И А Е А
Запомним рифмовки! Ира терем уб…рает, Пыль везде прот…рает Так, что все бл…стает, Скатерть расст…лает, Ведь гостей поджидает. Соб…рать, ст…рать, зад…ра Повнимательней гляди Если в слове имя – ИРА В корне пишем букву … .
Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но ……., Замереть, но …., Затереть, но ……, Запереть, но ……, Выдеру, но ……... На приставку не гляди, Крики ослика ищи.
Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но собирать, Замереть, но замирать, Затереть, но затирать, Запереть, но запирать, Выдеру, но выдирать. На приставку не гляди, Крики ослика ищи.
. Алгоритм Выделить в слове корень Поставить ударение Найти безударную гласную в корне. Вспомнить корни с чередованием. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- . Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е.
Рефлексия Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж…гать, зад…ру, выт…рать, бл…стать. Проверьте себя Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать.
Если после корня – а , В корне будет и всегда! (Вот пример запоминай: «Ноги вы тер ? Вы тир а й!») Задание: напишите синквейн на тему «Чередование»
Творческое задание . Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами. 1. Вымыв руки пред едой, …….. их тщательно. 2. ……….. салфетку на колени. 3. ……….. локти со стола. 4. ……….. рот не рукавом, а салфеткой. 5. После еды ……..за собой посуду. 6. Не поленись, ………..крошки и другой мусор.
Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И) · Смерть чинов не разбирает.(И) · Солдат службы не выбирает.(И) · Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.Е) · Кто детям потакает, сам слезы вытирает.(И) · Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е) · Не силой дерутся – умением.(Е) · Не задирай нос высоко – споткнешься (
Какую мы цель ставили? Удалось ли достичь поставленной цели? Каким способом мы ее достигли? Где вы будете применять новые знания? С какими трудностями столкнулись? Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: 1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку. 2. С оставьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» 3. Написать сочинение, используя одну из пословиц.
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание корней с чередованием Е-И
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Таблица "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием"
Тема кажется поднадоевшей. И все-таки, я считаю, графическое расположение материала имеет значение....
Урок русского языка в 5 классе "Правописание а-о в корнях с чередованием лаг-лож"
Урок русского языка в 5 классе " Правописание а-о в корнях с чередованием лаг-лож". Знакомство с новым материалом, первичное закрепление полученных знаний....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...