Программа кружка внеурочной деятельности "Кружок "Филологические проекты"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Кружок "Филологические проекты" для детей 10-11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_filologicheskie_proekty.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
cредняя общеобразовательная школа №57
станицы Троицкой муниципального образования Крымский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 31 августа 2015 года
Председатель педсовета
____________________ Г.А. Мех
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам внеурочной деятельности
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок .
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Филологические проекты»
(наименование)
___________________________1 год______________________________
(срок реализации программы)
________________________10 -_11 лет_______________________________
(возраст обучающихся)
Малахова И.В.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Филологические проекты» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, позволяет продолжить реализацию системно-деятельностного подхода за рамками урочной деятельности и достичь такого предметного результата, как применение нового знания в учебно-проектных ситуациях, способствует формированию регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Программа помогает учащимся усовершенствовать навыки работы с печатными и электронными источниками информации, работы в группе, публичного выступления, учит планировать и выполнять запланированное, систематизировать и анализировать полученную информацию, делать выводы, оценивать себя и окружающих.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Филологические проекты» способствует интеллектуальному, личностному, духовно-нравственному и социальному развитию учащихся. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Программа рассчитана на 34 часа, предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчёта 1 час в неделю в течение 1 учебного года.
Цели программы:
- Формирование предметной, коммуникативной, социальной компетентности в вопросах русского языка.
- Освоение навыков проектной деятельности.
- Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно устно и письменно выражать свои мысли.
Задачи программы:
1. Научить детей использовать имеющиеся знания о родном языке в повседневной жизни, расширить программные знания о русском языке.
2. Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, систематизировать, анализировать имеющиеся знания, создавать собственный «продукт» и уметь его представлять.
3. Развивать природные задатки и способности детей.
4. Воспитывать чувство бережного отношения к великому русскому языку.
Программа кружка «Филологические проекты» рассчитана на младших подростков (10-11 лет).
Для этой возрастной группы характерно развитие самосознания, возникновение интереса к своей собственной личности, выявление своих возможностей и их оценке. Именно оно включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях.
В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) и в процессе учебно- воспитательной работы.
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового периода характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все более выступает его преднамеренный характер.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создается трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеурочной работой с удовольствием и длительное время.
Организация внеурочной деятельности школьников по данной программе основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся.
Для достижения целей и задач программы наиболее перспективными являются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Основные методы и технологии:
- Технология личностно-ориентированного подхода.
- Метод деятельностного подхода.
- Метод развивающего обучения.
- Технология продуктивного чтения.
- Технология проектной и исследовательской деятельности.
- Технология обучения в сотрудничестве.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы проведения занятий:
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- лингвостилистический анализ текста;
- редактирование текста
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;
- коммуникативные ситуации (например, выступления пере аудиторией, опрос одноклассников)
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеауди торные | ||||
Проект «Говори правильно» | 5 | 4 | 1 | Постановка проблемы, планирование, поиск информации, работа над продуктом, презентация проекта | |
Проект «Школьный словник» | 5 | 3 | 2 | Постановка проблемы, планирование, поиск информации, работа над продуктом, презентация проекта | |
Проект «Аббревиатуры в газетах» | 5 | 3 | 2 | Постановка проблемы, планирование, поиск информации, работа над продуктом, презентация проекта | |
Проект «Просьба о покупке домашнего животного» | 5 | 2 | 3 | Постановка проблемы, планирование, поиск информации, работа над продуктом, презентация проекта | |
Проект «Составление родословной» | 5 | 2 | 3 | Постановка проблемы, планирование, поиск информации, работа над продуктом, презентация проекта | |
Проект «Самый талантливый класс» | 4 | 2 | 2 | Постановка проблемы, планирование, поиск информации, работа над продуктом, презентация проекта | |
Проект «Книга рецептов» | 4 | 1 | 3 | Постановка проблемы, планирование, поиск информации, работа над продуктом, презентация проекта | |
Заключительное занятие | 1 | - | 1 | Презентация лучших проектов. | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
3.Содержание программы.
- Проект «Говори правильно».
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Постановка проблемы. Орфоэпические словари. Работа с орфоэпическими словарями. Работа с текстами рифмованных правил. Опыт составления собственных рифмованных правил. Презентация продукта.
- Проект «Школьный словник».
Лексика. Толковый словарь. Словарная статья. Постановка проблемы. Правила составления словарной статьи. Исследования частоты употребления группы слов среди сверстников. Опыт составления словарных статей. Презентация продукта.
- «Проект «Аббревиатуры в газетах».
Сложносокращённые слова. Аббревиатуры. Постановка проблемы. Работа с газетной статьёй. Письменный отчёт о работе по поиску аббревиатур в газетах или опыт словника аббревиатур (сложносокращённых слов). Презентация продукта.
- «Проект «Просьба о покупке домашнего животного».
Эпистолярный жанр. Постановка проблемы. Правила оформления рукописного письма. Правила оформления электронного письма. Опыт составления рукописного и электронного письма. Представление письма адресату. Презентация продукта.
- Проект «Составление родословной».
Родословные в истории. Родословная в Библии. Постановка проблемы. Возможные варианты составления родословных. Опыт составления собственной родословной. Презентация продукта.
- Проект «Самый талантливый класс».
Характеристика как документ. Характеристика человека. Характеристика коллектива. Постановка проблемы. Правила составления характеристики. Работа с тестами характеристик. Сбор информации о классном коллективе. Опыт составления характеристики классного коллектива. Презентация продукта.
- Проект «Книга рецептов»
Книга рецептов. Постановка проблемы. Особенности составления книги рецептов. Работа с текстами рецептурных книг. Сбор информации (рецептов). Опыт составления собственной книги рецептов. Презентация продукта.
- Заключительное занятие.
Подведение итогов занятий. Подготовка презентаций лучших проектов кружка «Филологические проекты».
- Планируемые результаты реализации программы.
В ходе занятий в кружке «Филологические проекты» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Продолжится формирование у учащихся функциональной грамотности, языковой и речевой компетенции.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова.
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- создавать письменные и устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
Личностные результаты.
Работа в кружке внеурочной деятельности «Филологические проекты» продолжит развитие познавательных интересов, учебных мотивов учащегося, формирование основ гражданской идентичности личности, формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, мотивов достижения и социального признания, границ собственного знания и «незнания» учащегося.
Метапредметные результаты.
Работа в кружке внеурочной деятельности «Филологические проекты» продолжит формирование следующих
регулятивных универсальных учебных действий
- принимать и сохранять учебную задачу,
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
коммуникативных универсальных учебных действий
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- уметь задавать вопросы;
- уметь контролировать действия партнера;
- уметь использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
познавательных универсальных учебных действий
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- умение осуществлять сравнение по заданным критериям
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- доказательство;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем
Воспитательные результаты освоения программы кружка внеурочной деятельности «Филологические проекты» оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний через знакомство с текстами разных стилей и типов.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом посредством работы в парах и группах, а также во время выполнения заданий курса (опросы одноклассников и других учащихся школы для реализации филологического проекта).
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения достигается путём взаимодействия с работниками станичной библиотеки, почтового отделения станицы Троицкой.
5. Формы и виды контроля:
Листы согласования по проекту, презентации проекта в программе MS Power Point, документальное оформление проекта, публичная презентация проекта.
- Методические рекомендации.
Реализация каждого проекта включает в себя 5 этапов: постановка проблемы, планирование, поиск информации, работа над продуктом, презентация продукта. На начальном этапе (Проект «Говори правильно») учитель координирует всю работу по проекту, учит учащихся работать с листом согласования, знакомит с требованиями оформления проекта и презентацию продукта. Постепенно доля самостоятельно работы учащихся увеличивается, и проект «Книга рецептов» - самостоятельная работа одного или группы учащихся.
В выборе коллег по проекту рекомендую давать свободу учащимся.
Также необходимо отметить обязательную публичность результатов проекта до заключительного занятия: стихи, словник, родословную, исследование об аббревиатурах, характеристику класса, собственно продукт проекта, необходимо представлять другим учащимся, размещая на информационной доске в классе, обязательно сопроводив фотографиями из серии «как это было».
Внеаудиторные занятия можно проводить в станичной (городской) библиотеке (этап сбора информации) и просто на свежем воздухе, что соответствует здоровьесберегающим технологиям ФГОС (обычно на этапе планирования и этапе корректировки в работе над проектом).
Проекты, предлагаемые учителем, - только основа, отправная точка. Учащиеся сами могут выбрать конечный продукт проекта, отличный от предлагаемого учителем, но связанный с ним тематически.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1 | Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Аз; Издание 3-е, 1996 | 1 |
2 | Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред.Н.Ю. Шведовой. М.:Русский язык; Издание 20-е, 1989 | 1 |
3 | Толковый словарь русского языка: В 3 т./ Ред. Д. Н. Ушаков. - Изд. изм. и испр. М., 2001 | 1 |
4 | С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: /Под редакцией Р. И. Аванесова. — 4-е изд.,— М.: Русский язык, 1988. | 1 |
5 | Иванова Т. Ф.Новый орфоэпический словарь. — М.: Русский язык Медиа, 2005. — С. 893. — (Современный словарь) | 1 |
6 | Комплексный словарь русского языка / А. Н. Тихонов, Е. Н. Тихонова, С. А. Тихонов и др. — М.: Русский язык — Медиа, 2005–2009 | 1 |
7 | Орфографический словарь русского языка/Под ред. Б. З. Букчиной, И. К. Сазоновой, Л. К. Чельцовой. — М.:АСТ-Пресс Книга, 2011. | 1 |
8 | Крысин Л.П.Толковый словарь иноязычных слов.. — М.: Эксмо, 2008. | 1 |
9 | Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. | 1 |
2. Печатные пособия | ||
1 | Подшивка газеты «Призыв» (г.Крымск) за 2014 и 2015 год. | |
3. Технические средства обучения | ||
1 | проектор | |
2 | ПК | |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Нет | |
5. Игры и игрушки | ||
1 | Нет | |
6. Оборудование класса | ||
1 | парты | 15 |
2 | стулья | 30 |
3 | доска | 2 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Директор МБОУ СОШ № 57
МО учителей филологии _____________Г.А. Мех
«__28_» августа 2015 года №1 «__31_» августа 2015 года
____________ С.В. Титенок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие по стране Информатики» (1-2 класс), ФГОС НОО
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...
Программа кружка внеурочной деятельности в 5 классе (ФГОС) "От мультфильмов к презентациям"
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные ...
Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов
Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Здоровейка"
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение...
Программа кружка внеурочной деятельности "Грамматика на пять"
Рабочая программа «Грамматика на пять » для 7 класса составлена на основе- федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, - ...