Конспект урока русского языка в 8 классе. Статья в газету
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Статья в газету
русский язык
8 класс
учебная программа М.М. Разумовской
Тип урока: Урок развития речи
Форма урока: изучение нового материала
Методы обучения: частично-поисковый; проблемное изложение.
Цель урока:
· Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение анализировать статью, видеть её композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.
· Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету "русский язык" и "литература"; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.
· Воспитывающая – воспитание эстетического вкуса, чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Статья в газету
русский язык
8 класс
учебная программа М.М. Разумовской
Тип урока: Урок развития речи
Форма урока: изучение нового материала
Методы обучения: частично-поисковый; проблемное изложение.
Цель урока:
- Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение анализировать статью, видеть её композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.
- Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету "русский язык" и "литература"; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.
- Воспитывающая – воспитание эстетического вкуса, чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Ход урока
Изучение нового материала. Актуализация знаний
1.Вспомнить, что такое публицистический жанр; его особенности.
- Ребят, все видели и читали газеты?
А какой стиль речи используется при создании газетных рубрик? (Публицистический)
- А что характерно для этого стиля?
- 1-много
- Официальная обстановка
- воздействие
- какие из данных жанров чаще встречаются при создании газеты?
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь, сочинении, спектакле, фильме и т.п.
Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.
Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.
Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.
Статья – информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях (все понятия записываются на доске и в тетрадях).
Газетная статья - это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати.
Задача статьи:
— привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.
Проблемная статья должна быть убедительной,доказательной. В ней обязательно проявляется личная позиция автора.
Статья — один из жанров публицистики: задача речи - воздействие на читателя языковые средства, воздействующие на читателя (прямые обращения к читателю; побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; повторы; однородные члены с многосоюзием и парным соединением; вопросно-ответные построения высказывания, вводные слова).
- Газетная статья – это рассуждение проблемного характера. Найдем в толковом словаре значение слова проблема
Определение термина «проблема»
Проблема, -ы, ж. – Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Постановка проблемы.//прил. Проблемный, -ая, -ое. Проблемная статья (ставящая проблемы).
(статья из Словаря русского языка С.И. Ожегова)
2) Анализ статьи
- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с текстом статьи известного ученого-физика, академика Н. Семенова.
- На ГИА в 9 и 11 классах в заданиях частей В и С вам предстоит работа с текстом, а именно уметь определять стиль текста, тип текста, проблему поднимаемую автором и авторскую позицию.
- Определим стиль текста – публицистический; жанр – статья.
Аналитическая работа по тексту.
- Какую проблему поднимает автор в данном тексте. (1 абзац)
- В какой части текста она сформулирована.
- Определите авторскую позицию. (Авторская позиция- «воля и упорство, знания и труд помогут вам преумножить славу русской науки»)
- Исследуйте последующее строение текста. Что напоминает такая композиция текста? (текст – рассуждение)
- Тезис(проблема)
- Аргументы
- Вывод
Вывод. Значит, при работе над созданием газетной статьи мы будем использовать текст - рассуждение.
Текст статьи:
1.зачин (важный вопрос)
2. центральная часть
Концовка
Закрепление изученного
-Теперь мы можем попытаться создать собственную статью для школьной газеты. Остается лишь вопрос: о чём?
В жизни каждого человека время от времени возникают проблемы требующие решения. Думаю, что проблемы, обозначенные на доске, являются актуальными для вашего возраста.
Какая из данных проблем важна для вас? И объясните ваш выбор.
Примерные темы:
1. Вреден ли компьютер для школьника?
2. Нужно ли в наши дни читать?
3. Важен ли спорт в твоей жизни?
4. Всегда ли вас понимают родители?
5. Обязательно ли выполнять домашнее задание?
6. Нужно ли знать, кем я буду?
Ребята выбирают одну из тем и пробуют написать небольшую статью.
5. Итог урока (рефлексия)
Где, для чего и когда вы можете использовать знания, полученные на данном уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...