Конспект урока русского языка в 8 классе. Статья в газету
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Ушакова Екатерина Сергеевна

Статья в газету

русский язык

8 класс

учебная программа М.М. Разумовской

Тип урока: Урок развития речи

Форма урока: изучение  нового материала

Методы обучения:  частично-поисковый; проблемное изложение.

Цель урока:

·  Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение анализировать статью, видеть её  композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.

·  Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету "русский язык" и "литература"; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.

·  Воспитывающая –  воспитание эстетического вкуса,  чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Статья в газету 

русский язык

8 класс

учебная программа М.М. Разумовской

Тип урока: Урок развития речи

Форма урока: изучение  нового материала

Методы обучения:  частично-поисковый; проблемное изложение.

Цель урока:

  • Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение анализировать статью, видеть её  композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.
  • Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету "русский язык" и "литература"; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.
  • Воспитывающая –  воспитание эстетического вкуса,  чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Ход урока

Изучение нового материала. Актуализация знаний

1.Вспомнить, что такое публицистический жанр; его особенности.

- Ребят, все видели и читали газеты?

А  какой стиль речи используется при создании газетных рубрик? (Публицистический)

- А что характерно для этого стиля?

  • 1-много
  • Официальная обстановка
  • воздействие

- какие  из данных жанров чаще встречаются при создании газеты?

Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь, сочинении, спектакле, фильме и т.п.

Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.

Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.

Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.

Статья  – информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях (все понятия записываются на доске и в тетрадях).

Газетная   статья  - это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати.

Задача статьи:

— привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.

 Проблемная статья должна быть убедительной,доказательной. В ней обязательно проявляется личная позиция автора. 

Статья — один из жанров публицистики: задача речи - воздействие на читателя языковые средства, воздействующие на читателя (прямые обращения к читателю; побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; повторы; однородные члены с многосоюзием и парным соединением; вопросно-ответные построения высказывания, вводные слова).

- Газетная статья – это рассуждение проблемного характера. Найдем в толковом словаре значение слова проблема

Определение термина «проблема»

Проблема, -ы, ж. – Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Постановка проблемы.//прил. Проблемный, -ая, -ое. Проблемная статья (ставящая проблемы).

                (статья из Словаря русского языка С.И. Ожегова)

2) Анализ статьи

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с текстом статьи известного ученого-физика, академика Н. Семенова.

-  На ГИА в 9 и 11 классах в заданиях частей В и С вам предстоит работа с текстом, а именно уметь определять  стиль текста, тип текста, проблему поднимаемую автором и авторскую позицию. 

- Определим стиль текста – публицистический; жанр – статья.

Аналитическая работа по тексту.

- Какую проблему поднимает автор в данном тексте. (1 абзац)

- В какой части текста она сформулирована.

- Определите авторскую позицию. (Авторская  позиция- «воля и упорство, знания и труд помогут вам преумножить славу русской науки»)

- Исследуйте последующее строение текста. Что напоминает такая композиция текста? (текст – рассуждение)  

  • Тезис(проблема)
  • Аргументы
  • Вывод

Вывод. Значит, при работе над созданием газетной статьи мы будем использовать текст -  рассуждение.

Текст статьи:

1.зачин (важный вопрос)

2. центральная часть

Концовка

 

Закрепление изученного

-Теперь мы можем попытаться создать собственную статью для школьной газеты. Остается лишь вопрос: о чём?

В жизни каждого человека время от времени возникают проблемы требующие решения. Думаю, что проблемы, обозначенные на доске, являются актуальными для вашего возраста.

Какая из данных проблем важна для вас? И объясните ваш выбор.

Примерные темы:

1. Вреден ли компьютер для школьника?

2. Нужно ли в наши дни читать?

3. Важен ли спорт в твоей жизни?

4. Всегда ли вас понимают родители?

5. Обязательно ли выполнять домашнее задание?

6. Нужно ли знать, кем я буду?

Ребята выбирают одну из тем и пробуют написать небольшую статью.

5. Итог урока (рефлексия)

Где, для чего и когда вы можете использовать знания, полученные на данном уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...