Брейн-ринг
занимательные факты по русскому языку (7 класс) на тему

Айзятова Фидания Мидехатовна

Брейн-ринг по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn_ring.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МБОУ «Каракашлинская основная общеобразовательная школа»

ЮТАЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Игра «Брейн-ринг»

по теме «Великий, могучий…»

(8-й класс)

Подготовила и провела

                                                         учитель русского языка и литературы:

Карамова Г.М.

2012

Цели: применить знания по русскому языку; развивать  интерес школьников к языкознанию; воспитывать чувство коллективизма, дружеских взаимоотношений в классе.

Оборудование:  плакаты с высказываниями о русском языке, словари - орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.

«Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н.М. Карамзин)

«Язык соединяет людей. Он даёт им возможность совместно трудиться, развивать культуру, приобщает младшие поколения к знаниям и опыту старших… Язык – это орудие дружбы, и лучшего орудия ещё никто не придумал» (Ч.Айтматов)

«…русский язык… - золотой ключ к достижению всей мировой культуры» (Р.Мустафин)

Ход мероприятия

I Вступительное слово учителя.

Мне, нерусскому, близок и дорог

Замечательный русский язык,

Я постиг его строй в разговорах

И к нему, как к родному, привык.

Городами, лесами, полями

Пусть летят мои песни, звеня, -

Говорю я по-русски с друзьями,

И друзья понимают меня.

                                             А.Ерикеев

  В нашей школе продолжается Неделя русского языка и литературы.  Сегодня в нашем классе мы проведём игру «Брейн-ринг» по теме «Великий, могучий…».

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Наш класс разделился на  2 команды: «Суффиксы»,  «Приставки». Вам предстоит доказать, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

Правила нашей игры следующие: для размышления над вопросом вам даётся одна минута, если команда затрудняется отвечать на вопрос, то может ответить другая команда. Победительницей будет признана та команда, у которой больше очков. А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки начинается игра.

Вопросы для игры.

  1. В каком слове букв больше, чем звуков: самолёт, устье, пишешь, яхта. (пишешь)
  2. На какой слог падает ударение в слове красивее? (на второй)
  3. Какой глагол стоит в неопределённой форме: плавали, нести, смеётся, берёг? (нести)
  4. В каком словосочетании главным словом является прилагательное: пёстрый ковёр, искусный ковёр, июльский зной, верный долгу? (верный долгу)
  5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: огонь жгёт, много дел, надел шапку, её платье. (огонь жгёт)
  6. Какая пара слов не является словосочетанием: около школы, старинная книга, помощь друга, нашёл гриб? (около школы)
  7. В каком слове на конце не пишется Ь: плащ, помощь, глушь, полночь? (плащ)
  8. Какой глагол относится к первому спряжению: водить, спать, вести, солить? (вести)
  9. В каком слове пишется буква И: панцирь, цыплёнок, курицын, целевой? (панцирь)
  10.  В каком слове суффикс –НИК- обозначает занятие человека: подойник, подлокотник, затейник, кофейник? (затейник)
  11.  Скажите, в предложении «Непогода не хочет уняться, нелепо выходить из дому» какое слово (слова) с НЕ пишется слитно? (непогода, нелепо)
  12.  Выделите сказуемое в предложении «Вся белёшенька земля». (белёшенька)
  13.  Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?  (Буква ё)
  14.  Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)

- Следующие  задания для обеих команд будут одинаковыми.

15.  Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или н, р, о). Например, буква к. Катя купила книги Катаева. Каверина, Куприна. 

16. Объясните значения фразеологизмов: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит.

17. Укажите устаревшее слово (архаизм) в предложении «И вот на поле грозной сечи ночная пала тень». (сечи, сеча)

18. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

 (Псковичи, уфимцы, Томичи, куряне, туляки.)

19. В предложении «Береги платье снову, а честь смолоду» укажите словосочетание со связью управление. (береги платье, береги честь)

20. Назовите произведения, в названиях которых встречаются имена числительные.

Подведение итогов. Подсчёт очков.  Награждение команд.

- Нашу игру я хочу закончить словами Франклина Фолсома «Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучшего средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком». Таким образом, сегодня вы доказали, насколько хорошо вы знаете русский язык. Совершенствуйте свои знания, учите русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе

Цели:  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную  деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое...