Брейн-ринг
занимательные факты по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МБОУ «Каракашлинская основная общеобразовательная школа»
ЮТАЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Игра «Брейн-ринг»
по теме «Великий, могучий…»
(8-й класс)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы:
Карамова Г.М.
2012
Цели: применить знания по русскому языку; развивать интерес школьников к языкознанию; воспитывать чувство коллективизма, дружеских взаимоотношений в классе.
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, словари - орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.
«Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н.М. Карамзин)
«Язык соединяет людей. Он даёт им возможность совместно трудиться, развивать культуру, приобщает младшие поколения к знаниям и опыту старших… Язык – это орудие дружбы, и лучшего орудия ещё никто не придумал» (Ч.Айтматов)
«…русский язык… - золотой ключ к достижению всей мировой культуры» (Р.Мустафин)
Ход мероприятия
I Вступительное слово учителя.
Мне, нерусскому, близок и дорог
Замечательный русский язык,
Я постиг его строй в разговорах
И к нему, как к родному, привык.
Городами, лесами, полями
Пусть летят мои песни, звеня, -
Говорю я по-русски с друзьями,
И друзья понимают меня.
А.Ерикеев
В нашей школе продолжается Неделя русского языка и литературы. Сегодня в нашем классе мы проведём игру «Брейн-ринг» по теме «Великий, могучий…».
Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Наш класс разделился на 2 команды: «Суффиксы», «Приставки». Вам предстоит доказать, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.
Правила нашей игры следующие: для размышления над вопросом вам даётся одна минута, если команда затрудняется отвечать на вопрос, то может ответить другая команда. Победительницей будет признана та команда, у которой больше очков. А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки начинается игра.
Вопросы для игры.
- В каком слове букв больше, чем звуков: самолёт, устье, пишешь, яхта. (пишешь)
- На какой слог падает ударение в слове красивее? (на второй)
- Какой глагол стоит в неопределённой форме: плавали, нести, смеётся, берёг? (нести)
- В каком словосочетании главным словом является прилагательное: пёстрый ковёр, искусный ковёр, июльский зной, верный долгу? (верный долгу)
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: огонь жгёт, много дел, надел шапку, её платье. (огонь жгёт)
- Какая пара слов не является словосочетанием: около школы, старинная книга, помощь друга, нашёл гриб? (около школы)
- В каком слове на конце не пишется Ь: плащ, помощь, глушь, полночь? (плащ)
- Какой глагол относится к первому спряжению: водить, спать, вести, солить? (вести)
- В каком слове пишется буква И: панцирь, цыплёнок, курицын, целевой? (панцирь)
- В каком слове суффикс –НИК- обозначает занятие человека: подойник, подлокотник, затейник, кофейник? (затейник)
- Скажите, в предложении «Непогода не хочет уняться, нелепо выходить из дому» какое слово (слова) с НЕ пишется слитно? (непогода, нелепо)
- Выделите сказуемое в предложении «Вся белёшенька земля». (белёшенька)
- Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)
- Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)
- Следующие задания для обеих команд будут одинаковыми.
15. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или н, р, о). Например, буква к. Катя купила книги Катаева. Каверина, Куприна.
16. Объясните значения фразеологизмов: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит.
17. Укажите устаревшее слово (архаизм) в предложении «И вот на поле грозной сечи ночная пала тень». (сечи, сеча)
18. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?
(Псковичи, уфимцы, Томичи, куряне, туляки.)
19. В предложении «Береги платье снову, а честь смолоду» укажите словосочетание со связью управление. (береги платье, береги честь)
20. Назовите произведения, в названиях которых встречаются имена числительные.
Подведение итогов. Подсчёт очков. Награждение команд.
- Нашу игру я хочу закончить словами Франклина Фолсома «Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучшего средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком». Таким образом, сегодня вы доказали, насколько хорошо вы знаете русский язык. Совершенствуйте свои знания, учите русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
брейн-ринг "Содружество муз"
Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х классов....
физико-математический брейн-ринг
Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....
Сценарий брейн-ринга.
Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...
Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс
Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....
Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов
Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...
Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе
Цели: Развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную деятельность, развивать сообразительность, любознательность, логическое...