Этап | Что делает учитель | Что делают ученики | Ожидаемые результаты |
Организационный этап (1 минута) | Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы нам понадобится справочник, учебник, рабочая тетрадь. | Настраиваются на работу, организуют рабочее пространство | - |
Разминка, повторение изученного (5 мин) | Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, повторим уже изученную нами тему «приставки пре- и при- в глаголах». Я буду называть слова с орфограммой, а ваша задача поднимать большой палец вверх, если приставка оканчивается на е, или два пальца, если приставка оканчивается на и. | Участвуют в опросе, поднимая руки, корректируют тех, кто дал неверный ответ | Активизация внимания, актуализация знаний по предыдущей теме
|
Постановка проблемы (7 минут) | Сообщается, что тему урока мы пока не формулируем, тема должна быть сформулирована учениками. После числа и классной работы пропускается строчка.
Запишите следующие предложения:
Чёрная дыра не отражает и не поглощает свет. Огромная туча чернела над городом. Я вышел на балкон и глядел на чернеющее небо. (Слайд 1)
- Имеет ли слово что-то общее с уже известными частями речи?
| Ученики выходят по очереди к доске, пишут предложения.
Разбирают их по составу. Один из членов предложения вызывает затруднение. | Создание мотивации к получению новых знаний |
Изучение нового материала (10 минут) | Учитель предлагает начать исследование путём сравнения похожих слов в предложении, задает ряд вопросов, помогающих определить морфологические признаки. Работа с карточками. (Слайд 2) Чёрная — какая? Женский род, именительный падеж, ед.ч., определение. Это прилагательное. Чернела — что делала? Несовершенный вид, непереходный, невозвратный, изъявительное наклонение, прош. вр., ед.ч., сказуемое. Это глагол. Чернеющее — какое? Что делающее? Сред.р., Им.п., ед.ч, несов.вид, невозвратное, наст.вр, определение. Это незнакомец.
Лексические признаки слов: Прилагательное “чёрная” – признак предмета (дыра какая?) Глагол “чернеет” – действие предмета (туча что делает?) Х (незнакомец) – признак по действию ( небо какое?, что делающее?) Давайте посмотрим, из чего же состоит незнакомец.
Разобрать по составу: чернеющий (тот, который чернеет) Слово-незнакомец не маскируется под прилагательное и глагол, а имеет с ними ряд признаков. (См. Таблица на карточке)
- Слово-незнакомец является более близким к глаголу (образуется от глагольной основы суффиксальным способом) .
- Признак предмета возник как результат действия.
- Соответствует выражению: чернеющее – которое чернеет
|
Каждый ученик заполняет свою карточку морфологическими признаками трёх слов, делая выводы из обсуждений в классе.
Записывают в справочник лексические признаки, разбирают слово по составу. Один из учеников разбирает слово на доске. | Записи в тетради, актуализация знаний, развитие логического мышления |
Объяснение нового материала (7 минут) | Возвратимся к началу урока: откройте страницу (164) в учебнике. Сформулируйте тему нашего урока, запишите её в пропущенную строчку.
Обратимся к учебнику. Прочитаем параграф 34, карандашом отметим важную информацию.
|
Учащиеся формулируют тему, предлагая свои варианты, н-р: “Причастие как часть речи”, “Что такое причастие”, “Причастие – самостоятельная часть речи”, “Особая форма глагола”, потом записывают тему урока – “Что такое причастие” – в пустую строку После прочтения ученики озвучивают новую для них информацию, дополняют записи в справочнике
| Решение проблемы, знакомство с частью речи, выделение нужной информции, записи в тетради |
Закрепление нового материала (10 минут) | - Прочитаем раздел «Возьмите на заметку!» на стр. 167. Давайте попрактикуемся! (Слайд 3) Выполнение упражнения 393 (по схеме, данной в учебнике)
|
Читают справочную информацию, один ученик пишет на доске глаголы, выделяет в них основу, образует словосочетания, остальные комментируют.
| Записи тетради, практическое применение полученных знаний |
Подведение итогов Рефлексия (3 минуты) |
(Слайд 4) - Какую часть речи мы сегодня узнали? -Чем эта часть речи интересна? (Что она в себе совмещает?) -В статье вы прочитали о двух точках зрения на причастие. Каковы они? -При помощи каких суффиксов образуются причастия? -Как мы можем отличить причастие от прилагательного? - От какой части речи образовывается причастие? | - Причастие
- Причастие совмещает признаки прилагательного и глагола
- Некоторые ученые считают, что причастие — отдельная часть речи, некоторые — что это особая форма глагола.
- У причастия есть вид, возвратность, время, особые суффиксы
- Причастие образовано от глагола.
| Закрепление полученных знаний в ходе выполнения различных заданий |
Домашнее задание (2 минуты) |
- Подумайте, какое должно быть домашнее задание, над чем вы должны дома поработать? - Конечно, дома обязательно надо выучить правило на страницах 164-167. А также дома вам нужно будет доделать упражнение 388
| - Выучить дома правило, сделать упражнение.
|
|