Уроки русского языка в 7 классе "Предложения с прямой речью", "Действительные и страдательные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кок-Кат Саида Ооржаковна

Эти темы  вызывают  у   тувинских учащихся  затруднения. Поэтому старалась построить урок с  учетом причин этих  затруднений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_russk._yaz.docx94.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок-практикум  в 7 классе

«Предложения с прямой речью»

ЦЕЛЬ:  закрепить знания по теме,  развивать навыки  построения предложений с прямой речью;

             развивать познавательные  интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;

             воспитывать культуру  учебной деятельности, формировать такие нравственные качества, как  чуткость, внимательность, отзывчивость.

Оборудование: экран, проектор.

ХОД   УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Орфографическая минутка.
  1. Распределительный диктант.

     Написать  слова под  диктовку  учителя  в  нужный столбик:

            1 столбик - Слова  с удвоенными согласными    

            2 столбик - Слова с  непроизносимыми согласными  

            3 столбик - Слова  с  оглушенными согласными

Аллея, врач, честный, рассказ, мороз, радостно, багаж, осенний, дуб, солнце, труд, деревянный, пирог

  1. Постановка  цели урока.

-  Сегодня на уроке повторим   и  закрепим  полученные  знания  по теме «Прямая речь», вспомним, как  строятся  предложения  с прямой  речью, какие  знаки  препинания  ставятся  при  прямой  речи.

IV. Актуализация  полученных  теоретических   знаний.

  1. Фронтальный опрос.

-  Что  такое  прямая речь?

- Из каких частей  состоят  предложения с прямой речью?

- Где может стоять прямая речь по отношению слов автора?

- Где и как пишется  прямая  речь?

                 2. «Чтение»  схем  с  аргументацией:

V. Практические  задания.

         1.  Переписать  предложения, расставив  пропущенные  знаки  препинания. / Предложения  проецируются/

                             Максим Горький говорил  Хорошая книга – праздник.

                             Правда -  воздух, без  которого  нельзя  дышать  отмечал Тургенев.

                             Послушай сказал  вдруг  Костя  как ты  можешь жить  в  таком  доме?

  1. Схематический диктант.  / Учитель  диктует  предложения, а учащиеся  составляют и  подчеркивают  схемы  предложений. Один   с прямой  речью  в  тетради.Один  ученик  работает  на  обратной  стороне  доски, а  остальные  работают  в  тетрадях.  После написания диктанта  организуется  взаимопроверка/
  1. «Ум дан, чтобы  человек  творил»,  -  говорила  мама.
  2. Отец  сказал: «Мужчина – это верное слово, честный труд  и  большая  культура»
  3. Он произнес: «Надо жить так, чтобы люди  нуждались  в  тебе», -  и умолк.
  4. «Зачем  вы  повязаны  платком? – спросил он. -  Зубы  болят?»

                3.Выборочно-цифровой диктант  /записать  в  колонки  номера  предложений  с  прямой  речью,

                 соответствующие  подчеркнутым  на  доске  схемам/

  1.  «Неужели река  замерзнет?» - думала Серая Шейка.
  2. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
  3. «Ты держись вон около того берега», - советовала старая утка.
  4. «Лодка есть, - отметил он, - да больно дырява».
  5. Дима спросил: «Кто это был?»

   

               4.Работа с текстом «Семь дочек».

                          Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну.   Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

                         Первая сказала  Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка  по солнечному  лучу.  Я  ждала  тебя, как сухая земля ждет воды  проговорила  вторая. Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по  птичке сказала третья дочь. Мне  было без тебя, как пчелке без  цветка щебетала четвертая. Ты  снилась мне, как розе снится капля росы  промолвила пятая. Я высматривала  тебя, как вишневый сад высматривает соловья  прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла  с мамы ботинки  и принесла ей воды – помыть ноги.

                    1. Прочитать текст. Расставить  знаки  препинания   в    предложениях  с прямой речью.

                    2.Вопросы:

      - Как можно охарактеризовать девочек? Какие они?

      - Какая дочка вам понравилась больше всего? Почему?

      - Какие  глаголы говорения или «сигнальные» глаголы использованы в тексте?

              5.Групповая работа. /Класс  делится на  четыре группы.

                                                     В данных предложениях поставить   недостающие знаки  препинания, вписать  «сигнальные»

                 глаголы и обстоятельства, отвечающие  на вопросы как?,   используя слова  для справок/

  1. Идемте скорее, ключик  подходит _______    ______всех Буратино.
  2. Буратино _________    _________ Как посадить  золотые монеты  в  землю
  3. Где же мой деревянный мальчик _______     ______ папа Карло.

                        4.А ну-ка, выходите _________   ___________ Карабас- Барабас   и  танцуйте.

                                  Слова для справок: прошипел, переспросил, повторял, звал, злобно, удивленно,  растерянно, радостно.

              6.Самостоятельная работа.

                     1. Указать схему построения  предложения с прямой речью, в которой  допущена ошибка  в постановке знаков  препинания.

  1.                                             2.

                             3.                                              4.

                      2. Указать предложение  с  пунктуационной ошибкой.

                               1. Попугай кивнул головой, засмеялся  и  сказал: «Хорошо!»

                                    2. «Спасибо тебе» : сказал доктор.

                                    3.  «Звери, собирайтесь!» - крикнул он.

                                    4. «Что там случилось?» - спросил Крокодил.

                         3. Найти предложение с прямой речью.

                               1. Костя долго и  бесконечно говорил.

                                    2.Дядя говорил, что он давно хотел  сказать это.

                                    3. «А как ваше  имя?» -  спросила она.

                                    4.Я шепнул ему на ухо, чтобы он отпустил его.

     

              7. Индивидуальная работа  с сильными  учащимися.

                            Расставить  знаки препинания, объяснить, изменится     ли смысл  предложений с постановкой  

                            знаков препинаний.     

                                           «Ну, как ( ? или ,) – шепотом спросил старший мальчик (. или, ) – (К или к) …люет.

                                          «Тихо (! или ,) – сказал Василий (. или , ) – (Х или х) …одит кто-то по коридору».

VI. Итог  урока.  Оценки.

Тема: Действительные и страдательные причастия

(7 класс)

ЦЕЛЬ: дать понятие о действительных  и страдательных причастиях, познакомить учащихся способами образования действительных и  страдательных причастий  настоящего и прошедшего времени, отработать навыки  правописания суффиксов причастий, сформировать умения применять данные  причастия в речи;

           развивать речь, умение правильно  найти в предложении причастия  и причастные обороты, развивать сопоставительные навыки;

           воспитать силу воли, формировать чувство гуманизма   и  гордости  за советских содат,  научить ценить их героизм и мужество.

Методы: частично-поисковый, объяснение учителя, работа с  таблицей.

Оборудование: таблица, экран, проектор.

ХОД УРОКА:

  1. Актуализация прежних знаний.
  1. Работа  над  предложением.

а) Запись предложения: Человек, успешно преодолевающий свою лень, может многого добиться.

б) Поставить знаки препинания и аргументировать постановку знаков препинаний.

в) Разбор по членам.

г) Дать характеристику предложению

д) Выделить причастный оборот

               2. О

                 2. Опрос:

                    - Что такое причастие?

                    - Что такое причастный оборот?

                    -  Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?

              3.Работа с  текстом «Воин-освободитель»  /текст  и   рисунок монумента  – на экране/

http://gigabaza.ru/images/41/81097/599da205.jpg

«Воин-освободитель»

       Подвиг советских воинов, павших в борьбе с фашизмом, увековечивает грандиозный памятник, сооруженный в Берлине в 1949 году по проекту скульптора Е.В.Вучетича.

      Главный монумент ансамбля – величественная статуя «Воин-освободитель», олицетворяющая Советскую Армию, спасшую Европу от фашистского варварства.

      Перед нами – овеянный боевой славой молодой советский солдат. Поворот головы, спокойный, устремленный вперед взгляд, широко развернутые могучие плечи, натруженные руки – все в нем создает впечатление несокрушимой воли. Правая рука воина уверенно лежит на рукоятке меча, разрубившего свастику, попранную его ногами. Другой рукой боец поддерживает маленькую девочку, доверчиво прильнувшую к его груди. Ребенок олицетворяет будущее человечества, спасенного Советской Армией от ужаса и позора фашистского рабства.

             а) Словарная работа:

                   увековечить – сделать навеки памятным, прославить

                   монумент – большой памятник

                   свастика – знак в виде креста с  загнутыми под прямым

                                        углом концами – эмблема фашизма, ставшая

                                       символом варварства и насилия.

          б) Чтение текста

          в) Вопросы:

                   - Какие чувства вызывает  этот монумент? Почему?

          г) Найти из текста причастные обороты. (10)

  1. Новая тема.
  1. Сопоставление  словосочетаний

а) Тучка, закрывающая  солнце – Солнце, закрываемое тучкой

б) Мальчик, поймавший рыбу – Рыба, пойманная  мальчиком

     

  - Чем отличаются причастия в парах словосочетаниях? /в 1-ом словосочетании предмет сам производит действие, а во 2-ом словосочетании предмет испытывает на себе действие со стороны другого предмета/

         - Сегодня  мы  изучаем тему «Действительные и страдательные причастия». Как вы думаете, в каких  словосочетаниях действительные причастия, а в каких – страдательные? Почему вы так думаете?

                   2. Объяснение учителя по рисункам и  таблице

                                          /рисунки и таблица проецируются на экран/

                                 http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/357809/images/ккк.png

Действительные  и страдательные причастия

Действительные   причастия

Страдательные причастия

Значение

   обозначает признак предмета, который сам производит действие (признак, который возник  в  результате действий самого предмета)

                        действ. прич.

 *Солнце, нагревающее  землю

  обозначает признак того  предмета, который испытывает на себе (признак, который  возник под действием  другого предмета)

                       страд. прич.

    *Земля, нагреваемая  солнцем

Настоящее  

время

от глаголов несов. вида

  -ущ-,  -ющ-  ( от I  гл.  спряж.)

  -ящ-,  - ящ-    (от гл. II спряж.)

                           *несущий, дышащий

от глаголов несов. вида

- ом -,  - ем -  ( от I  гл.  спряж.)

- им -     (от гл. II спряж.)

                     *ведомый, гонимый

Прошедшее

время

от глаголов  сов. и  несов. вида

 - вш- , -ш-

                       *засеявший, несший

от глаголов сов. Вида

 -нн-, -т-, -енн-

       *прочитанный, увиденный,   сжатый

III.Закрепление  изученного материала.

  1. Работа с учебником. Упражнение 294 (устно)
  2. Выборочный диктант

/Написать в первую колонку действительные причастия, во вторую – страдательные.  Ученики  работают  одновременно и на тетрадях, и  у  доски. Работающие  по очереди  у доски  учащиеся аргументируют свой выбор/

     На пестреющем  лугу, отнятая игрушка, посаженные осенью, ведущая в парк, покрашенный краской, разлившаяся по небу, летящим самолетом, сложенное в скирды.

  1. Самостоятельная работа.

   а) Тестирование

               1. В каком причастии в окончании пишется И?

                             а) на дрейфующ..й станции               б) под палящ..м солнцем

         2.Укажите предложение с причастным оборотом

                            а) Внезапно раздался топот скачущей лошади

                            б) Чуть шелестят листья берез едва колеблемые ветром

         3.Какое причастие употреблено в предложении? Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени

                                         а) действительное                    б)страдательное

                           4. В каком  причастии  пишется суффикс   -ущ- (-ющ-)?

                                         а) дыш…щий                      б) колыш…щийся                   в)крут…щий

                           5.От какого глагола образуется действительное причастие прошедшего времени?            

                                         а)читать                              б)пропеть                                  в)дойти

                           6.В каком причастии пишется суффикс –ЕМ-?

                                         а)слыш..мый                      б)ожида..мый                            в)движ..мый

           б) Распределить словосочетания  в 2 столбика: с действительными   и со страдательными причастиями

             Съеденный ужин, распустившийся  цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный

               рисунок, забытая игрушка, закрывающаяся дверь, проверенная тетрадь, летящий самолет.

                                       *После  выполнения самостоятельной работы   продемонстрируется слайд  с ответами   для взаимопроверки.

IV.Итог урока. Оценки. Домашняя работа.

    1.  - Что вы  узнали на  сегодняшнем уроке?

         - Какой признак  обозначает действительное причастие?

         - Какой признак обозначает  страдательное причастие?

         - При помощи каких суффиксов  образуются действительные и

           страдательные причастия?

  1. Домашняя работа. $32. Упражнение 295.

Урок-практикум  в 7 классе

«Предложения с прямой речью»

                             Разработан  учителем русского языка  и литературы

                                                      МБОУ СОШ с.Барлык    Кок-Кат С.О.

 Действительные и страдательные причастия

(7 класс)

                            Разработан  учителем русского языка  и литературы

                                                      МБОУ СОШ с.Барлык    Кок-Кат С.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

Урок русского языка 6 ласс "Действительные и страдательные причастия"

«Действительные и страдательные причастия»Цели:А) образовательная: знакомство с новым материалом;Б) развивающая: формирование  навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательны...

Презентация к уроку русского языка по теме: Прямая речь. 5 класс.

Презентация ученика Платова Влада по теме: Прямая речь. Русский язык.5 класс....

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....