Способы связи предложений в тексте
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Катчиева Лилия Микояновна

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. конспект составлен по учебнику: Никина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. -М.: Дрофа,2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sposoby_svyazi_predlozheniy_5.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Способы связи предложений в тексте.

Цель:  - обобщить  и систематизировать знания учащихся о тексте;

             - познакомить учащихся со способами связи предложений в тексте;

            - развивать умение составлять тексты;

            - воспитывать уважительное отношение к творческому труду, умение держать слово.

Оборудование: карточки с заданиями, опорная  схема.

Методические приёмы: беседа, анализ текстов, работа в группах.

Целевая аудитория: 5 класс.

Учебник: Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. –М.: Дрофа, 2011.

                                                   

Ход урока

  1. Реализация домашнего задания.

   (2 ученика читают свои тексты, составленные к рисункам).

  1. Актуализация  изученного.        
  • Работа с текстом «Тропинка», спроецированным  на доске

Тропинка

       Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьется лесная тропинка.

       Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

       Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.

       Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.

  • Беседа о признаках текста
  • Что такое текст?  

(Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически).

  • Что характерно для текста? Что в первую очередь бросается в глаза?

(Заголовок)

  • Что отражено в заголовке?

(В заголовке прямо или косвенно отражается тема текста).

  • А что такое тема текста?

                            (То, о чем  говорится в тексте)

  • Что такое основная мысль?

                            (То, в чем убеждает нас автор).

  • Определите тему и основную мысль текста «Тропинка».

                           (Тема текста – лесная тропинка. Основная мысль – лесная тропинка интересна, любима).

  • Из каких частей состоит любой текст?

(Начало, или вступление; основная часть и заключение).

  • Найдите эти части в тексте «Тропинка».

                         (Начало – 1-е предложение; основная часть – 2-е и 3-е предложения;  заключение – последнее).

  • Обратите внимание на то, что заключение возвращает нас к заглавию текста, и текст получает композиционную завершённость.

                  3. Работа с текстом   (у каждого учащегося на листочках).

     В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.

  • Понятен ли вам текст без дополнительных пояснений?
  • Какие части текста  в нем есть? Каких не хватает?

(Заглавия и концовки)

  • Какие варианты заглавия и концовки вы можете предложить?

                   («Живые комочки»; «Смотреть на них было очень интересно»)

  1. Работа по теме урока.
  • Упр.61(устно)

 Вывод:  Предложения могут быть связаны последовательно: второе с первым, третье с первым.

  • Сцепляющие слова: парк – каналы – мосты.
  • Чтение  теоретического материала на с.38 (Связь цепная)
  • Работа с карточкой 1 (Из данных предложений составить текст, озаглавить его и записать).

  1. И песок в пустыне, как волны.

  2.Пустыня, как море, только вместо воды песок.

  3.В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

  4.Волны песка называются барханами.

        

Пустыня, как море

    Пустыня, как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне, как волны. Волны песка называются барханами. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

  • При помощи чего могут цепляться предложения в тексте?

(При помощи повторяющихся или однокоренных слов).

  • Работа в группах
  • Группа 1: упр.64 (по условию).
  • Какое из высказываний вам больше понравилось? Почему?
  • При помощи чего сцепляются предложения в этих текстах?

(Повтор слова в 1-м; однокоренные слова во 2-м; при

                           помощи местоимений в 3и 4-м).

  • Группа 2: упр. 65 (устно)
  • Группа 3:  Работа по составлению текста (материал на карточках).

1. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов.

2. Осенью певчие птицы улетают на юг.      

3. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

4. Все они будут ждать возвращения на родину.

     Осенью певчие птицы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов. Все они будут ждать возвращения на родину.

1V. Подведение итогов.        Рефлексия.

 

     Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним способом сцепления предложений в тексте –  цепной связью. Научились правильно сцеплять предложения в тексте при помощи повтора слов, однокоренных слов и местоимений. На следующем уроке  мы познакомимся с еще одним способом связи предложений в тексте.

Домашнее задание: упр. 70,71.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и способы связи предложений в тексте

Презентация о том, как коротко на простых примерах повторить материал по данной теме в 9 классе.(можно использовать и в других классах на уроках по развитию речи)....

Алгоритмы правил: средства и способы связи предложений в тексте

Средства и способы связи предложений в тексте + 5 упражнений на закрепление материала...

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...

План урока "Способы связи предложений в тексте"

Разработка урока "Способы связи предложений в тексте" к учебнику Разумовской...

Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

ПРАКТИКУМ «ВИДЫ И СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»

Материал для практикума " Виды и способы связи предложений в тексте....