Способы связи предложений в тексте
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. конспект составлен по учебнику: Никина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. -М.: Дрофа,2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sposoby_svyazi_predlozheniy_5.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Способы связи предложений в тексте.
Цель: - обобщить и систематизировать знания учащихся о тексте;
- познакомить учащихся со способами связи предложений в тексте;
- развивать умение составлять тексты;
- воспитывать уважительное отношение к творческому труду, умение держать слово.
Оборудование: карточки с заданиями, опорная схема.
Методические приёмы: беседа, анализ текстов, работа в группах.
Целевая аудитория: 5 класс.
Учебник: Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. –М.: Дрофа, 2011.
Ход урока
Реализация домашнего задания.
(2 ученика читают свои тексты, составленные к рисункам).
- Актуализация изученного.
- Работа с текстом «Тропинка», спроецированным на доске
Тропинка
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьется лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.
- Беседа о признаках текста
- Что такое текст?
(Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически).
- Что характерно для текста? Что в первую очередь бросается в глаза?
(Заголовок)
- Что отражено в заголовке?
(В заголовке прямо или косвенно отражается тема текста).
- А что такое тема текста?
(То, о чем говорится в тексте)
- Что такое основная мысль?
(То, в чем убеждает нас автор).
- Определите тему и основную мысль текста «Тропинка».
(Тема текста – лесная тропинка. Основная мысль – лесная тропинка интересна, любима).
- Из каких частей состоит любой текст?
(Начало, или вступление; основная часть и заключение).
- Найдите эти части в тексте «Тропинка».
(Начало – 1-е предложение; основная часть – 2-е и 3-е предложения; заключение – последнее).
- Обратите внимание на то, что заключение возвращает нас к заглавию текста, и текст получает композиционную завершённость.
3. Работа с текстом (у каждого учащегося на листочках).
В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.
- Понятен ли вам текст без дополнительных пояснений?
- Какие части текста в нем есть? Каких не хватает?
(Заглавия и концовки)
- Какие варианты заглавия и концовки вы можете предложить?
(«Живые комочки»; «Смотреть на них было очень интересно»)
- Работа по теме урока.
- Упр.61(устно)
Вывод: Предложения могут быть связаны последовательно: второе с первым, третье с первым.
- Сцепляющие слова: парк – каналы – мосты.
- Чтение теоретического материала на с.38 (Связь цепная)
- Работа с карточкой 1 (Из данных предложений составить текст, озаглавить его и записать).
1. И песок в пустыне, как волны.
2.Пустыня, как море, только вместо воды песок.
3.В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
4.Волны песка называются барханами.
Пустыня, как море
Пустыня, как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне, как волны. Волны песка называются барханами. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
- При помощи чего могут цепляться предложения в тексте?
(При помощи повторяющихся или однокоренных слов).
- Работа в группах
- Группа 1: упр.64 (по условию).
- Какое из высказываний вам больше понравилось? Почему?
- При помощи чего сцепляются предложения в этих текстах?
(Повтор слова в 1-м; однокоренные слова во 2-м; при
помощи местоимений в 3и 4-м).
- Группа 2: упр. 65 (устно)
- Группа 3: Работа по составлению текста (материал на карточках).
1. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов.
2. Осенью певчие птицы улетают на юг.
3. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
4. Все они будут ждать возвращения на родину.
Осенью певчие птицы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов. Все они будут ждать возвращения на родину.
1V. Подведение итогов. Рефлексия.
Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним способом сцепления предложений в тексте – цепной связью. Научились правильно сцеплять предложения в тексте при помощи повтора слов, однокоренных слов и местоимений. На следующем уроке мы познакомимся с еще одним способом связи предложений в тексте.
Домашнее задание: упр. 70,71.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства и способы связи предложений в тексте
Презентация о том, как коротко на простых примерах повторить материал по данной теме в 9 классе.(можно использовать и в других классах на уроках по развитию речи)....
Алгоритмы правил: средства и способы связи предложений в тексте
Средства и способы связи предложений в тексте + 5 упражнений на закрепление материала...
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...
План урока "Способы связи предложений в тексте"
Разработка урока "Способы связи предложений в тексте" к учебнику Разумовской...
Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.
Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения...
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
ПРАКТИКУМ «ВИДЫ И СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»
Материал для практикума " Виды и способы связи предложений в тексте....