Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dannoe_i_novoe_5_klass_.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Перми
Праздничных Татьяна Борисовна
Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.
Урок развития речи.
Класс:5
Тип урока: изучение нового материала.
Учебник М.М.Разумовской "Русский язык.5 класс"- М.: Дрофа,2012
Цели:
I Познакомить с понятиями "Данное" и "новое".Помочь открыть способы связи предложений- последовательный и параллельный-и определять их в текстах.
II Создать условия для поиска решения проблемы; развивать умение анализировать, сравнивать работать по аналогии; развивать навыки работы с текстом
III Воспитывать интерес к предмету с помощью решения проблемных заданий; воспитывать умение слушать и грамотно говорить
Задачи:
1. Формировать умение находить текст по определённым признакам.
2.Сформировать понятия "данное" и "новое", научить определять их в тексте.
3.Познакомить с 2 способами связи предложений в тексте через сопоставление схем.
4. Закрепить изученный материал с помощью упражнений
Ход урока:
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
Ребята работают с карточкой.
Задание: найдите текст и объясните свой выбор. (Окажется, что напечатано 2 текста). Работа с первым текстом:
-Проследим за развитием мысли. Определим данное и новое.(...). Разве не знаете? Тогда назовите способы связи предложений в этих текстах. Почему не справились с заданием? -Определите тему урока. -Поставьте цель: чему должны научиться на уроке?
3. Формирование новых понятий и способов действий
Коллективная работа с 1 текстом:
-О чем говорится в 1 предложении?(ответы детей) Мы об этом узнаём от автора.
-Читаем 2 предложение. Есть ли знакомая информация? Откуда известна? Что нового узнаем о ней?
Анализ следующего предложения(по аналогии)
-Итак, что хранится в данном?( В данном хранится то, о чем говорится в предыдущем предложении)
-Я получила ответ на заданный мной вопрос. Какой вопрос вы бы задали?( Что хранится в "новом"?) -Ответьте на заданный вопрос.
-Соотнесите наши выводы с правилом в учебнике(стр.220)
- Можно ли иначе записать первый текст?(Да, схемой)
Самостоятельная работа над созданием схемы. Записи у доски выполняют 2 человека , объясняют написанное.
-Кто так же рассуждал? А кто иначе?
-Как называется этот способ связи?( ...)
-Почему вы не дали ответ?(не знаем тему)
-Определим работает ли схема 1 текста на 2 тексте?
Самостоятельная работа в группах (по аналогии) : определение данного и нового.
Вывод(схема не подходит, т.к. данное одно и то же)
-Запишите этот текст с помощью схем.
Что заметили?
Итак, схемы показали нам 2 способа связи предложений в тексте. Как их можно назвать?(предположения детей)
-Итак, сколько способов существует? Как назвали?(познакомились с последовательной и параллельной связями).
4. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях
-упр. 649,650- схемы
5. Итог урока. Рефлексия
-Восстановить деформированный текст и определить способ связи (карточка 2)
Нарисуйте 100-балльную шкалу и отметьте уровень усвоения материала: 0%- не понял тему, 50%-80%-тема усвоена, но объяснить не смогу, 90-100%- тема понятна,могу объяснить другим.
Приложение
Карточка №1
Задание: из данных записей найдите текст. Определите «новое» и «данное».
1. Бобровый заповедник.
Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.(Г.Снегирёв)
2. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрыта земля. Далеко видны во ржи голубые и синие васильки.
3.Нам с Сережей папа привёз из пустыни черепашонка. Назвали черепашонка Кроха. Панцирь у него был мягкий, коготки на запятые похожи. Голова, лапы и хвост- в чешуйках. И весь он на Сережиной ладони помещается.
Карточка № 2
Задание: из данных предложений составьте текст, определите способ связи.
- И песок в пустыне как волны.
- Пустыня как море, только вместо воды песок.
- В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
- Волны песка называются барханами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении
урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...