Программа ВУД 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?» Бухаровой И.В., учителя начальных классов 1 кв. категории МОУ « СОШ им. К.Н. Новикова» г. Москвы, которая одобрена советом по внедрению ФГОС и Программы развития познавательных способностей учащихся. 5—8 классы/ Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vud_chto_gde_kogda_5_kl.doc | 811 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено» Директор школы _____________ Н.Ч.Доржукай
| «Согласовано» Заместитель директора по НР МОУ ____________ Доржу А.Ч. «____»_____________2012г |
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?» Бухаровой И.В., учителя начальных классов 1 кв. категории МОУ « СОШ им. К.Н. Новикова» г. Москвы, которая одобрена советом по внедрению ФГОС и Программы развития познавательных способностей учащихся. 5—8 классы/ Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012.
Программа ВУД
Направление: интеллектуальное
Название ВУД: «Что? Где? Когда?»
Структура рабочей программы
I.1 Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Компетенции
4. Форма организации
5. Системно-деятельностный подход
II. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 5-м классе
III. Планируемые результаты.
IV. Оценивание результативности.
V. Материально-техническое обеспечение
VI. Методы контроля.
VII. Ожидаемые результаты.
VIII. Личностные результаты и универсальные учебные действия
IX. Учебно-тематическое планирование
X . Литература
XI. Приложение
I.1. Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Сроки реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 1 год по 1 часу в неделю.
I.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы –
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
I.3. В ходе решения задач у школьников должны быть сформированы следующие компетенции:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Организация внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Что? Где? Когда?» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
I.4. Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
I.5. Системно-деятельностный подход
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
II. Личностные и метапредметные результаты
образовательного процесса в 5-м классе
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования | |
Личностные |
| организация на уроке парно-групповой работы | |
Метапредметные результаты | |||
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
| в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | |
Познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
| осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; | |
Коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
III. Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения задач у школьников должны быть сформированы следующие способности:
|
IV. Оценивание результативности:
1. Самостоятельность работы
2. Оригинальность решения проблемы
3. Артистизм и выразительность выступления
4. Содержание и качество оформления проекта, презентации и т.д.
5. Использование средств наглядности, технических средств
V. Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,
- телевизор,
- проектор,
- экран и др.
- интерактивная доска;
- Интернет;
- Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы, которая реализуется в школе: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Что? Где? Когда?» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
VI. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
VII. Ожидаемые результаты.
VIII. Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
IX. Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема | Часы | Дата | Теория | Практика | УУД | Форма | |||
1. | «Я -исследователь» Человек и его интеллект | 1 | Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо исследовать и проектировать. Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. | Рисунок «Я -исследователь» | Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся мотивировать свой труд на уроке. Учимся задавать вопросы учителю и себе. | Урок – игра с введением диалога и беседы Практические задания, развивающие игры | ||||
2. | Диагностическое тестирование | 1 | Диагностическое тестирование | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. | Диагностика | |||||
3. | Существенные и несущественные признаки. | 2 | Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Выделение существенных признаков Обобщение понятий при построении определений | Составление кроссворда | Учимся делать элементарные записи; составлять определения, кроссворд | Игра. | ||||
4. | Сравнение понятий. | 2 | Установление сходства и различий | Тренинг внимания. | Умение слышать и слушать. понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. выбирать основания для сравнения, классификации объектов; уважать иное мнение; | Практические задания, развивающие игры | ||||
5. | «О, счастливчик!» | 1 | Знания по УНТ, детской литературе, окружающему миру | Игра по электронному варианту «О, счастливчик!» | Учимся коллективно обсуждать представленные материалы, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и друг друга | Интеллектуальная игра | ||||
6. | Что такое проект? | 1 | Проект и его обдумывание: мотивация - тема-цель- гипотеза-конечный продукт | Логические задачи | Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования Учимся слышать и слушать | Практические задания | ||||
7. | Выбираем и обдумываем наш общий проект | 1 | Этапы проектной деятельности | Составление вопросов по «Истории Древнего мира» | Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования и делать элементарные записи- пометы в « Тетради исследователя» | Практические задания | ||||
8. | «Самый умный» | 1 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | Ответы к составленным учащимися вопросам | Учимся задавать и отвечать на вопросы Учимся объяснению значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. | Игра- викторина | ||||
9. | «Самый умный» | 1 | Тренировочная игра-презентация | Учимся отвечать навопросы Развитие познавательных способностей учащихся | Интеллектуальная игра | |||||
10. | Составление проекта игры «Самый умный» | 3 | Приёмы работы с текстом Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова, предложения, текста. | Составление игры-презентации по образцу (продукт проекта) | усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, | Творческая мастерскаяУрок-проект | ||||
11. | Диагностический тренинг | 1 | Интеллектуальные разминки, тренинги, развивающие игры | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. устанавливать аналогии и причинно-следственные связи слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | Тренинг | |||||
12. | Анаграммы | 2 | Понятия анаграмма, шарада, палиндромы и т.д. | Отгадывание, составление анаграмм и оформление в виде книжки | определять цель учебной деятельности; развитие психических познавательных процессов: па организовывать взаимодействие в группе | Игра, творческая мастерская | ||||
13. | «Что? Где? Когда?» | 1 | Тренировочная игра | Интеллектуальная игра | ||||||
14. | Составление проекта игры «Что? Где? Когда?»» | 3 | Приёмы работы с текстом Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова, предложения, текста. | Составление игры-презентации по образцу (продукт проекта) | усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, | Урок-проект | ||||
15. | «Что? Где? Когда?» | 1 | Выход клуба на школьный уровень | Интеллектуальная игра для 5х классов | ||||||
16. | «Век живи, век учись» | 1 | Что такое дискуссия, правила ведения спора | формулировать самому простые правила поведения в споре; уметь формулировать свои высказывания; выстраивать логическую цепь рассуждений; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Урок-дискуссия | |||||
17. | Исчезающие биологические виды нашего региона: страте | 1 | Знакомство с понятиями экология, биологический вид, исчезающие виды, регион | Выступления учащихся по теме. Защита проектов | Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения; умение учиться давать оценку своим выступлениям; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Конференция | ||||
18. | «Мифы Древней Греции» | 1 | Тренировочная игра | Интеллектуальная игра | ||||||
19. | «Умники и умницы» | 1 | Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. | Составление вопросов к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» | осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира; учиться обнаруживать и формулировать вопросы; знать, предполагать, какая информация нужна; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | конкурс | ||||
20. | Техника мозгового штурма | 3 | Правила мозгового | Коллективный анализ каж | Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения выстраивать логическую цепь рассуждений | практические занятия | ||||
21. | Диагностический тренинг | 1 | Интеллектуальные разминки, тренинги, развивающие игры | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. устанавливать аналогии и причинно-следственные связи слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | Тренинг | |||||
22. | Творчество и фантастика | 2 | Что такое фантастикаФантастика в литературных произведениях. Изобретательские приёмы в литературных произведениях | Рисунок с фантастической реальностью, событиями или героями. Написание фантастического рассказа | осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Урок- заочная экскурсия | ||||
23. | Изобретательское творчество | 2 | Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. | Изобрести новую школьную принадлежность | усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, | практические занятия |
X. Литература для учителя:
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная
школа, 2003г. № 12.
8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»
// “Завуч” 2001г. № 1
12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
Литература для обучающихся:
14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.
17. Н. А. Криволапова. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5—8 классы/ — М.: Просвещение, 2012.
Электронные ресурсы:
http://www.websib.ru/noos/literature/index.html
Информационные материалы по русскому языку и литературе.
http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm
Урок литературы: проблемы, методы, подходы
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html
Опорный орфографический компакт по русскому языку
Литература: универсальная энциклопедия
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm
Толковый словарь крылатых выражений
Образовательный сектор. Литература и русский язык.
http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml
Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.
http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid
Образовательный портал «Учеба».
Сайт Федерации Интернет образования.
http://teacher.fio.ru/index.php?c=61
Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».
Сайт «Кабинет русского языка и литературы»
Сайт НМЦ ЮВАО г. Москвы.
statgrad.mioo.ru г. Мос
XI. Приложение
Примерные темы проектов:
Окружающий мир
- Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
- Погода своего региона
- Минералы и горные породы своей местности
- Дикорастущие растения своего региона
- Культурные растения своего региона
- Грибы своей местности
- Разнообразие и поведение рыб
- Местные виды птиц
- Местная экосистема
- Влияние факторов среды на рост и развитие растений
- Загрязнение местных экосистем
- Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
- Имена родного края
- История в названиях рек, озер
- Исторические песни и предания народов моего края.
- Мои земляки в истории России.
Математика
- Магические квадраты.
- Логические игры.
- Фокусы с числами.
- Бумажный домик с мебелью.
- Математический праздник.
- Игры с числами.
- Логические игры в древней истории.
- Числа в пословицах и поговорках.
Литература
- Создание сборника пословиц и поговорок.
- Создание сборника загадок.
- Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
- Создание сборника сказок об одном из животных
- Создание костюмов для сказочных персонажей.
- Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
- Создание собственных сказок.
- Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора Очей очарованье!».
Технология и изобразительная деятельность
- Узоры в Древней Руси.
- Закономерности в узорах.
- Узоры в оформлении книг.
- Демонстрация моделей одежды с узорами.
- Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
Министерство образования и науки РТ
УО Кызылского кожууна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сукпакская средняя общеобразовательная школа им Б.И.Араптана
Рабочая программа
общеинтеллектуального клуба
«Что? Где? Когда?»
(внеурочная деятельность)
для обучающихся 5 класса
Составила: Ширап Р.К.
учительница русского языка и литературы
I категория
Сукпак 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...