конспект урока по литературе в 5 классе Чудесный доктор Куприн И.А.+презентация
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок усвоения новых знаний. И.А.Куприн  Чудесный доктор. Тувинский обычай взаимопомощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnyy_doktor_kuprin_5_klass.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

I.Организационный этап. Приветствие.

II.1. Постановка темы, цели, задач урока:

  • О ком будем говорить? (догадаться по слайду №1)
  • Какое произведение писателя есть в нашем учебнике?
  • Сформулируйте тему урока. (А.И.Куприн «Чудесный доктор» слайд №2)
  • Что нового мы узнаем на уроке? Цели.
  • Чему мы должны научиться на уроке? Задачи урока.

2.Мотивация  учебной деятельности. «Рецепт Успеха» от школьного фельдшера (прилагается).

III. Актуализация знаний.

  1. Повторение. Что такое художественный троп, эпитет, пейзаж? (Слайд № 3)
  2. Теория. Дать понятие о святочном рассказе (слайды №№4-8)
  3. Словарная работа(слайды№№ 9-12)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Слово учителя о Куприне(слайд №№13-14)

- Комментированное чтение учителем (слайд № 15)

       2.  Комментированное чтение отрывка «У витрины» учеником.

- Учитель: о чем отрывок, что описывается, какие эпитеты использованы при описании?

- Найти в предложении эпитеты. Выписать. Свериться со слайдом №16

 -  Работа с новыми терминами, тропами ГИПЕРБОЛА, КОНТРАСТ (слайд №№17,18)

- Учитель: Как зовут мальчиков? Почему смотрели на витрину «влюбленно-жадными» глазами?

        3.Чтение фрагмента « Дорога домой» учеником.

            -Знакомство с теорией. КОНТРАСТНЫЙ РЯД (слайд № 19)

            - Учитель:  Для чего автор использовал эти тропы? (слайд №20)

 V. Первичная проверка понимания.

1. Задание 1 (по группам, слайд №21)

2. Описание природы. Пейзаж  (слайд №22)

     - Портрет Мерцалова (слайд №23)

    - Учитель: О чем нам говорит портрет Мерцалова? О чем он думает, сидя на лавочке?

-- Какой прием использовал автор?

3. Чтение фрагмента с описанием доктора учеником (слайд №24)

Учитель: Какие прилагательные использовал автор?

4. Чтение фрагмента «Помощь чудесного доктора» учеником.

Учитель: Каким вы представляете чудесного доктора? Какие качества доктора мы узнали?

  1. Чтение отрывка «Рождественское чудо» учителем.

Беседа:

Учитель: Какой эпизод рассказа вам больше понравился? Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Какое чудо произошло? Можно ли назвать рассказ святочным? (слайд №25)

Учитель: Можно ли помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, если у тебя нет денег или ты еще не имеешь своей специальности, профессии?

Учитель: Раньше в Туве, если одинокая женщина заболевала, то все женщины и девушки помогали ей доить корову, коз; сварить чай. А мальчишки пасли ее скот, ходили за водой, хворостом,  помогали вести хозяйство. И это было обычным явлением. Так  помогали друг другу простые араты. Они тоже не ждали слов или действий благодарности за свою помощь, как и чудесный доктор.

Вывод: Помочь другому может  каждый человек, независимо от своего положения.  Это такое простое человеческое желание – помогать людям.  Только было бы желание, больше ничего не надо. И тогда всегда найдется возможность помочь ближнему.

6. Теория литературы. Понятие «Рассказ в рассказе»(слайд №26)

VI. Первичное закрепление.

  1. Работа с иллюстрациями (слайды №№27-33)
  2. Задание2 (по ПАРАМ). Проверить друг друга слайд №34
  3. Задание 3 (по группам) слайд №35
  4. Задание 4 (по группам) слайд №36

VII. Домашнее задание. Инструктаж (слайд №37)

VIII. Рефлексия.

1.Итог урока (слайд №38) Оценка.

2. Мой рецепт успеха (слайд №39)

3. Николай Иванович Пирогов (слайд 40).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе на тему: "Поэтические течения Серебряного века" (с презентацией)

Урок является контрольно-обобщающим. Дает возможность систематизировать и проверить знания по теме: "Серебряный век русской поэзии"....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Урок по литературе 11 класс А. И. Куприн. Жизнь и творчество

Цели: познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала, самостоятельной работы с книгой. Задачи: отметить реализм как художественный метод пи...