Понятие о сложном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Ондар Урана Анатольевна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Понятие о сложном предложении. 110.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 11 класс

Предмет: русский язык

 Тема урока:  Понятие о  сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Цели: повторить классификацию сложных предложений; повторить постановку знаков препинания в союзных сложных предложениях; воспитание языкового чутья.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка домашнего задания

Упр.431, 433.

      III.       Работа по теме урока.

1. Составление схемы. Беседа по вопросам

- По какому принципу сложные предложения делятся на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП)?

- На какие группы делятся ССП? От чего зависят смысловые отношения в ССП?

- В чем разница между союзами и союзными словами?

2. Знаки  препинания в ССП.

 - Какие знаки могут отделять части ССП? (Запятая, точка с запятой, тире, отсутствие знака при наличии общего второстепенного члена.)

(Учащиеся записывают предложения и комментируют условия выбора нужного знака препинания в сложносочиненном предложении.)

1. День безветренный, но морозец крепкий, январский.

2. Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь.

3. Мать доказывала необходимость работы, но Павел заупрямился, и она согласилась.

4. С колесницы пал  Дадон,  охнул раз - и умер он.

5. Холодный ветер нес над городом, над всей донецкой степью тяжелые темные тучи, и их тоже не видно было, но слышно было.

как они шуршат, обгоняя и задевая одна другую влажными боками.

3. Выполнение заданий.

1. Закончите предложения.

Подул ветер, и...

Подул ветер и...

— Объясните, в чем разница между получившимися предложениями. (В первом предложении союз связывает части сложносочиненного предложения (ССП), а во втором — однородные члены предложения.}

2. Чем простые предложения отличаются от сложных? Приведите примеры простых и сложных предложений. При помощи чего связываются части сложного предложения?

3. Преобразуйте текст, сделав из каждого простого предложении сложные (используйте союзы и, но, о, потому что, так как и др. для связи частей сложных предложений). (Задание выполняется  в тетрадях.)

Лес дает приют для зверей и птиц. Жители окрестных сел собирают в лесу много грибов и ягод. Особенно большой урон наносят лесу пожары. Нужно беречь лес!

4.  Составьте в тетрадях сложные предложения, соответствующие  схемам.

[  ], (ЧТОБЫ …).

[  ], НО [  ].

[  ], (ЕСЛИ …).

4. Работа с учебником.

Чтение § 95. выполнение упражнения 435.

III. Закрепление материала.

Задание: записать предложения, выделить грамматическую основу: построить схемы сложных предложений.

В полдень солнце уже горело изрядно, и от влажной земли ощутимой  волной поднимались густые испарения. Они насыщали собой воздух, яркими искрами оседали на пушистых соцветиях верб, на  крохотных, еще сморщенных листьях берез. Береэняк еще не зеленел, но уже был весь в намеках на ярко-зелёный цвет, который вот-вот прорвется из клейких темно-коричневых почек и охватит всю крону деревьев.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Упр.437, 440.

2. Упражнение 471 или 472.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 11 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

Цели: закрепить условия выбора знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным; повторить  значения фразеологических оборотов; повторить нормы орфоэпии; воспитание языкового чутья.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка.

1. Каким глаголом можно заменить фразеологизмы-синонимы?

Встать на защиту, взять под защиту, поднять голос в защиту, не дать в обиду, встать горой.

2. Сколько раз встречается звук [т] в следующих пословицах.

Твоими бы устами да мед пить. Дело не медведь, в лес не уйдёт. Летний день год кормит.

3. На какой гласный (один и тот же) падает ударение и следующих словах:

Гофрированный, избалованный, пломбированный, пересоленный, ненадолго?

II. Проверка домашнего задания

Упр.445

III. Работа по теме урока.

1.Изучение § 96 (заполнить таблицу «Пунктуация в союзном сложном предложении»).

Правило

Пример

Схема

1. Части сложного союзного предложения чаще всего разделяются запятыми.

Садилось солнце, и кончался день.

Солнце, когда я пришел, садилось.

[    ], И [   ].

[ ,(КОГДА…),  ].

2.Если подчинительный союз сложный (потому что, для  того чтобы и т. д.), запятая  ставится в зависимости от смысла и интонации один  раз:

или перед всем сочетанием,

или  перед что, чтобы, как.

Не разбиваются союзы  тогда как, словно  как, лишь когда, даже если, причинный так как

Он не явился на занятия, потому что заболел.

Он не явился на занятия потому, что заболел.

Он не явился, так как заболел.

[…ПОТОМУ], (ЧТО…).

[  ], (ТАК КАК…).

3. Между частями сложносочинённого предложения перед союзами и, да (= и), или, либо запятая не ставится, если они соединяются:

два вопросительных предложения;

два безличных  предложения;

два назывных предложения;

две части, имеющие:

общий второстепенный член;

общее вводное слово;

общий сравнительный оборот;

общее придаточное предложение (но запятая есть, если союзы повторяющиеся);

две однородных придаточных части.

Который сейчас час и сколько осталось до отхода поезда?

Прогулка в лесу и отдых в копне.

Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные ошибки.

Каждый день снег идет либо дождь льет.

Может быть, он устал или у него болит спина.

А глаза у него наивны и губы пухлы, как у ребенка.

Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда они вернулись.

Я не услышал, как  ты открыл дверь и как вы вошли.

[   ] И [   ]?

Задание: записать  примеры, объясняя графически постановку знаков препинания.

1. По полю и люди шли, и псы бежали.

2. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.

3. Певец, сколько я мог рассмотреть, был одет в старенький черный Сюртук.

4. Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал.

5. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

6. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

Учащиеся вспоминают план синтаксического разбора сложного предложения (с. 339).

2. Выполнение упражнения 447.

IV. Итог урока.

 Домашнее задание.

 Упр. 448.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 11 класс

Предмет: русский язык

Тема урока:  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими  придаточными.

Цели: повторить классификацию сложноподчиненных предложений; закрепить умения ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (многокомпонентном сложноподчиненном предложении); воспитание языкового чутья.

Оборудование: таблица «Пунктуация в союзном СП», карточки, тесты.

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Проверка домашнего задания

Упр. 448.

  1. Работа по теме урока.

1. Беседа с классом.

- Что, кроме союзов, связывает части СПП?

- Всегда ли порядок частей СПП одинаковый (закрепленный)?

- Сколько придаточных предложений может быть в сложноподчиненном предложении?

2. Работа в тетрадях.

Задание: записать предложения, найти главную часть, придаточную. Выделить грамматические основы.

1. Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и  юность убегает (А. Пушкин).

2.  Первый зимний путь,  если снег выпал ровно, при тихой погоде, если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).

3. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).

- Сколько грамматических основ в каждом записанном предложении?

- Место главной части по отношению к придаточным частям.

- Начертите блочные схемы этих предложений. Чем они отличаются друг от друга?

(Учащиеся строят схемы сложных многокомпонентных предложений  с разными типами присоединения придаточных частей к главной:

        

3. Работа с учебником: чтение § 97. Беседа по содержанию.

— Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении?

— Когда не ставится запятая между придаточными или главными предложениями в многокомпонентных сложноподчиненных предложениях?

— Какие виды подчинения придаточных главному существуют в многокомпонентных сложноподчиненных предложениях?

IV.   Закрепление.

1. Выполнение заданий учителя.

— Из скольких частей состоит предложение и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с кареты, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова.

— Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб  ей стало лучше.

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 454: устно объяснить постановку знаков препинания.

V.Итог урока.

 Домашнее задание.

 Упражнение 453.

Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными

  1. Определить количество частей, их границы, главную и придаточные части.
  2. Определить средства связи частей и типы придаточных.
  3. Определить, к чему относятся придаточные.
  4. Если придаточные одного типа, определить, к каким словам в главной части (или ко всей главной части) они относятся.
  5. Определить тип подчинения.
  6. Охарактеризовать главную часть по схеме синтаксического разбора простого предложения.
  7. Если подчинение однородное или параллельное, охарактеризовать (по схеме разбора простого предл.) придаточные в той последовательности, в которой они расположены в предл.
  8. Если подчинение последовательное, охарактеризовать придаточные (по схеме синтаксического разбора простого предложения) в следующей последовательности:  придат.часть 1-й ст.. придат. часть 2-й ст., придат.часть 3-й ст.и т.д.
  9. Составить схему сложного предложения

Образец синтаксического разбора

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле.

 

Спп с 2 прид.; подчинение однородное.

Главная часть: повест., невоскл., двусост., распр., полн.,неосл.

1 прид. Часть: изъясн., присоединяется к главной  союзным словом как; повест., невоскл., двусост., распр., осл. однород.членами (сказ.)

2 придат.часть: изъяснит., присоединяется к гл.союзным словом как, повест., невоскл., двусост., распр., полная, неосл.

[   ], (как…),(как…).

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 11 класс

Предмет: русский язык

Тема:  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Цели: повторить виды бессоюзного сложного предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания в нем; воспитание языкового чутья.

Оборудование: таблица «Пунктуация в БСП», тесты.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка.

1. Поставьте числительные, помешенные в скобках, в нужном падеже.

Около (400) экземпляров, из (250) книг, к (500) ученикам, с (300) участниками.

2. Придумайте предложения со следующими вводными словами.

Наверное, по всей вероятности, по-видимому, видно, знать.

Есть ли между этими словами стилистические различия?

II. Проверка домашнего задания.  Работа с тестами (3 чел.)

Проверка работ над текстом по теме «Сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными».

III. Работа по теме урока.

1. Анализ предложений.

1. Она с радостью переносила боль: только бы спасти своих милых братцев,

2. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.

3. В саду уже пробились светло-зеленые иглы молодой травы, на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; веселый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову.

4. Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому.

5. На другой день проснулся: уже дед ходит по баштану как ни о чем не бывало и прикрывает лопухом арбузы.

2. Работа с учебником.

Задание: прочитать §98, составить таблицу «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (БСП)».

ЗНАЧЕНИЕ

МОЖНО ВСТАВИТЬ

1

2

ЗАПЯТАЯ: перечисление фактов

И

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: то же, но предложения отдалены по смыслу и внутри частей уже есть знаки препинания.

И

ДВОЕТОЧИЕ:

1)причина;

 2)пояснение;

3)дополнение.

 

  1. ПОТОМУ ЧТО
  2. А ИМЕННО, КАК-ТО
  3. ЧТО

ТИРЕ:

1) противопоставление;

2) условие;

 3)время;

4) вывод, следствие;

5) сравнение;

6) быстрая смена явлений

  1. А, НО
  2. ЕСЛИ
  3. КОГДА
  4. ПОЭТОМУ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО
  5. КАК, СЛОВНО

IV. Закрепление.

Упражнения 457 выполняется устно. Учащиеся комментируют постановку знаков препинания.

V. Итог урока.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

  1. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.
  2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
  3. Ночью ветер злится да стучит в окно.
  4. В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.
  5. Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зеленых мотыльков.

Ответ___25_______

 Домашнее задание.

1. Упражнение 458.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 11 класс

Предмет: русский язык

Тема: Сложные предложения с разными видами связи

Цели: обобщить знания о сложных предложениях смешанной конструкции; закрепить навыки постановки знаков препинания в таких предложениях; повторить орфограммы глагола; воспитание языкового чутья.

Оборудование: таблица «Пунктуация в СП с разными видами связи», тесты.

Ход урока.

I. Словарный диктант

Стелется тень; плещет волна; колышутся тени; дремлет лес; не  скажется, не все услышится; веяла свежесть; тучи сеяли дождь; таяли дождевые облака; побыстрее вытрите пыль; когда вытрете, отдохнете; выберите нужные книги; когда выберете, скажете; стукните или окликните кого-нибудь; как только стукнете и окликнете, вам откроют.

Сформулируйте правила написания глагольных форм, обозначьте орфограммы глаголов.

  1.  Проверка домашнего задания.

III. Работа по теме урока.

(Чтение §98 (с. 350-351). Беседа по содержанию параграфа.)

— Сколько частей может быть в сложном предложении?

— Какой связью части сложного предложения могут быть связаны между собой?

— В каких случаях возникают трудности в постановке знаков препинания в многокомпонентном сложном предложении?

— Обратите внимание на предложения с разними видами союзной и бессоюзной связи (сложные синтаксические конструкции).

1. Сочинение и подчинение.

Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы.

2. Сочинение и бессоюзная связь.

Была особенная причина, почему я не любил и боялся дедушки: и своими главами видел один раз, как он сердился и топал ногами.

3. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Я поняла, что выручить нас сможет только случайность: вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу

на брошенную лодку.

IV.  Закрепление.

  1. Выполнение  заданий.

Задание: записать предложения под диктовку, составить их схемы, указать вид связи; с - сочинительная, п - подчинительная, б - бессоюзная.

1. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам было видно, что они отчаивались в возможности остановить этот

беспорядок.

[ - =], [ =], (что - =).

       б      п

2.Небо было так ясно, воздух так свеж,  силы жизни так радостно и в душе Назарова, когда он, слившись в одно существо с доброю с ильною лошадью, летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом, что ему и  в голову не приходила возможность чего-либо печального ли страшного.

3.Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка,  размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.

[, (где - =), (которая =), = -]; I - =. = и = ].

   п              п                          б

4. С моря а ответ отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лег на сверкавшие искрами волны, все опять стихло.

[ = - ], и, (когда - =). [ - = ].

          с  п                        

2. Выполнение упражнения 493 (предложения 2,3,4,7).

V. Итог урока.

 Домашнее задание.

  1. Упр.468


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Понятие о предложении"

Урок по теме "Понятие о предложении" в 5 классе...

Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....

Активные методы обучения в образовательном процессе. Интегрированный урок "Понятие о предложении".

Интегрированный урок русского языка и истории "Понятие о предложении" предусматривает прочное усвоение материала. К уроку прилагается интересная презентация, активизирующая мыслительную деятельность у...

Методическая разработка по теме: "Предложение. Понятие о предложении"

Методический материал поможет при сдаче ОГЭ....

Понятие о предложении

Понятие о предложении...

18.04.2020 МЖКХ2 русский язык Понятие о предложении

изучить лекционный материал, выполнить задания...