Открытый урок по русскому языку в рамках районного конкурса "Учитель года-2016"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
. Урок русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно- деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС нового поколения. Урок был дан как открытое занятие в рамках районного конкурса "Учитель года-2016" в феврале 2016 .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 44.91 КБ |
slozhnoe_predlozhenie_5_klass.ppt | 2.2 МБ |
kolobok_pptminimizer.ppt | 688 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Цель деятельности учителя | Помочь получить знания о сложном предложении, отрабатывать умение различать основные виды сложных предложений |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признак сложных предложений; уметь различать основы виды сложных предложений. |
Методы и формы обучения | Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений. под ред М.М. Разумовской изд «Вертикаль»2012 г. Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, музыкальное оформление, сказочный герой Колобок, игрушечный паровоз, листы самооценки, карточки со смайлами |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия | Сложное предложение |
Цели урока: | 1.Дидактическая: - Создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы. 2.Развивающие: - Развивать умение обозначать проблему, находить пути ее решения и применять полученные знания на практике; - Развивать монологическую речь. 3.Воспитательные: - Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к самоанализу |
Задачи урока: | а) организовать практическую деятельность учащихся по изучению темы урока; б) развивать основы исследовательской деятельности в ходе практической работы; в) воспитывать коммуникативные навыки. |
Система задач, позволяющая реализовать требования ФГОС | -воспитание интереса к научно-познавательной информации; -развитие умение выполнять работу по заявленному плану; - умение добывать и обрабатывать информацию; -умение строить взаимоотношение с окружающими; -способность к самоанализу |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации со взаимодействиями | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1)Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Звучит музыка к песне « Голубой вагон». Учащиеся входят в класс и рассаживаются по 2 группам. СЛАЙД 1 Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Оценивать свою работу вы будете по листам самооценки, которые лежат у вас на стола СЛАЙД 2 | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебный материал на рабочем месте, демонстрируют, готовность к уроку. | Фронтальная | Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Листы обратной связи. |
2. Актуализация и проблемное учебное действие. | Эвристическая беседа по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации с заданием, сопровождает ход урока. | - Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране «Синтаксис» - одной из самых красивых и богатых стран в мире, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показывать свои знания и умения. А отправимся мы в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой Колобок. СЛАЙД 3 Откроем свои тетради и запишем число, классная работа Слайд 4
Перед вами предложения. Внимание!!!Задача: найти лишнее предложение. Попробуйте доказать, почему это предложение лишнее. СЛАЙД 5 (Оставьте строчку для записи темы, предложения пишем в тетрадь)
И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. -Почему? -Найдите грамматическую основу 1 предложения (небеса рассыпались и наполнили). -Какое оно? (простое) -Попробуйте разобрать 3 предложение. -Сколько грамматических основ? (3). -Какое это предложение? (сложное). У ДОСКИ -Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сложное предложение (Слайд №6). Запишите тему урока. (научиться находить СП) СЛАЙД 7 . Главное, что должно нам в достижении цели, - это ваша творческая работа, ваше умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, самостоятельно делать выводы. | Отвечают на вопросы, стоят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, обдумывают ответы на вопросы и осознают что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Фронтальная. Фронтальная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. | Устные ответы. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Эвристическая беседа, анализ синтаксических конструкций. | Для того, чтобы ответить на следующий вопрос, Колобок предлагает нам понаблюдать над предложениями, появившимися на нашем пути . ( учебник стр.181 и на СЛАЙДЕ 8) Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет) В ярком золоте день утопает, и ручьи за оврагом шумят. (И. Никитин) (устно) - Ответили мы на первый вопрос Колобка? (да) | Слушают, наблюдаю за синтаксическими единицами, выполняют задание. | Индивидуальная, групповая. Фронтальная | Личностные : имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | Устные ответы, вопросы для уточнения информации. Выполнение упражнений. |
| Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах; ознакомление с заданием. | - Колобок предложил нам 1 задание ( на СЛАЙДЕ9). Вы должны выбрать: (Выходят к доске и передвигают предложения по группам) От группы выступают по одному ученику ( 2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе. ОТМЕТЬТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРО КОЛОБКА СЛАЙД10 -Смотрите на Колобка и выполняйте его движения | Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием Выполняют элементарные физические упражнения | Групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | Вопросы для уточнения информации. |
6. Творческая практическая деятельность по реализации постороннего проекта. | Организация рабочего места; решение проблемной ситуации ; письменная работа по группам. | Найдите в теоретическом тексте учебника на стр.182 ответ на вопрос: При помощи чего могут быть связаны части сложного предложения? -Как можно назвать предложение, которое связано при помощи союзов? (союзное) _А при помощи интонации, без союзов? (Бессозные) 2 задание Колобка: соотнесите предложение с его характеристикой Запись на доске: СЛАЙД 11 и карточки Нынче жарко парит, на дворе тепло. Небосклон, на котором горели звёзды, казался выше. Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава. Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер. Сад выл и шумел, в воздухе кружились жёлтые мокрые листья. ОТМЕТЬТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ Колобок предлагает вам следующее задание: расставить знаки препинания в стихотворной шутке, отделив одно предложение от другого.(Карточки) (СЛАЙД 12) | Работают с заданием, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Устные ответы, выполнение письменной работы. |
7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Эвристическая беседа. | -Какую задачу мы могли решать Колобку? (Выяснить, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов – союзные предложения, при помощи лишь интонации –бессоюзные предложения) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фронтальная. | Личностные: имеют желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. | Листы обратной связи. |
8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Самостоятельная работа по теме урока | Наше путешествие подходит к концу и билетом на выход будет тест, состоящий из 5 вопросов. Время на выполнение 5 минут. Контрольная работа (тестирование). СЛАЙД12 . 1.Какое это предложение? Светило солнце, но прохладно. Ответы: а) простое, б) сложное. 2.Сколько простых предложений в составе сложного? Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле дует, Дождик моросит. Ответы: а)1, б)2, в)3,г)4, д)5 3.Какое предложение является сложным бессоюзным? А) Ракиты тревожно шевелились и лепетали что-то на ветру. Б) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел. В) Когда солнце выглянуло из-за тучи, мы двинулись в путь. 4. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую? А) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге. Б) Распустил глухарь веером хвост и запел свою песню. В) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце. 5. Укажите ошибку в характеристике предложения: Когда закончился дождь, мы все выбежали на улицу. А) Повествовательное Б) Сложное бессоюзное. В) Сложносоюзное. Посмотрите на экран. Сравните свои ответы и оцените свою работу: СЛАЙД13 ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ И ВЫСТАВЬТЕ БАЛЛ В ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ -Давайте оценим вашу работу в группах и посмотрим в листах самооценки какую отметку вы получили за урок. | Самостоятельно выполняют задания, проверяют, оценивают | Групповая | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | выполнение письменного задания. |
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объяснение и разбор заданий |
| Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |||
10. Рефлексия учебной деятельности. | Заключительная беседа по вопросам; монологическое высказывание, выполнение тестовых заданий. | Приём рефлексии «Выбор» А сейчас я предлагаю каждому участнику группы оценить свою работу на уроке. Наше путешествие закончилось. Спасибо за урок. | Определите свое эмоциональное настроение на уроке; заполняют дневники достижения. | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. | Листы обратной связи |
Контрольная работа (тестирование).
1.Какое это предложение?
Светило солнце, но прохладно.
Ответы: а) простое,
б) сложное.
2.Сколько простых предложений в составе сложного?
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле дует,
Дождик моросит.
Ответы: а)1, б)2, в)3,г)4, д)5
3.Какое предложение является сложным бессоюзным?
А) Ракиты тревожно шевелились и лепетали что-то на ветру.
Б) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел.
В) Когда солнце выглянуло из-за тучи, мы двинулись в путь.
4. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?
А) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге.
Б) Распустил глухарь веером хвост и запел свою песню.
В) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце.
5. Укажите ошибку в характеристике предложения:
Когда закончился дождь, мы все выбежали на улицу.
А) Повествовательное
Б) Сложное бессоюзн
В) Сложносоюзное
Лист самооценки урока
группы___________________________________________________________________________
0 баллов – 3 ошибки и более; 1 балл –с 2 ошибками; 2 балла –с 1 ошибкой, 3 балла – без ошибок)
№ | Вид деятельности | Баллы |
1 | Распределить предложения на группы: простые и сложные | |
2 | Соотнесите предложения с его характеристикой (сложносоюзные, бессоюзные) | |
3 | Расставить знаки препинания в стихотворной шутке | |
4 | Тестирование | |
Итог |
11-12 баллов – отлично;
8-10 баллов – хорошо;
6-7 баллов –удовлетворительно;
5 и менее – неудовлетворительно.
Приём рефлексии «Выбор»
На уроке я работала | Активно , пассивно |
Своей работой на уроке я | Довольна , недовольна |
Урок показался мне | Коротким, длинным |
За урок я | Не устала, устала |
Моё настроение | Стало лучше, стало хуже |
Материал урока для меня был | Понятен , не понятен |
Интересен, скучен | |
Полезен, бесполезен |
Приём рефлексии «Выбор»
На уроке я работала | Активно , пассивно |
Своей работой на уроке я | Довольна , недовольна |
Урок показался мне | Коротким, длинным |
За урок я | Не устала, устала |
Моё настроение | Стало лучше, стало хуже |
Материал урока для меня был | Понятен , не понятен |
Интересен, скучен | |
Полезен, бесполезен |
Расставить знаки препинания в стихотворной шутке,
отделив одно предложение от другого
Кисель там варят из резины
галоши делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубашки из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
плетут там нитки из сукна
костюмы шьют.
1 задание. Распределите предложения по группам: простые и сложные
Гремел гром, и шел дождь.
Наша школа расположена в новом районе.
Только иволги кричат, да кукушки на перебор отсчитывают годы.
У берега Волги поблескивает под скудными лучами солнца тонкий узорчатый ледок.
2Соотнесите предложение с его характеристикой:
Три дня не было мороза, и туман невидимо парил над снегом.
Нынче жарко парит, на дворе тепло.
Небосклон, на котором горели звёзды, казался выше.
Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.
Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.
Сад выл и шумел, в воздухе кружились жёлтые мокрые листья.
1 задание. Распределите предложения по группам: простые и сложные
Гремел гром, и шел дождь.
Наша школа расположена в новом районе.
Только иволги кричат, да кукушки на перебор отсчитывают годы.
У берега Волги поблескивает под скудными лучами солнца тонкий узорчатый ледок.
2 задание. Соотнесите предложение с его характеристикой:
Три дня не было мороза, и туман невидимо парил над снегом.
Нынче жарко парит, на дворе тепло.
Небосклон, на котором горели звёзды, казался выше.
Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.
Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.
Сад выл и шумел, в воздухе кружились жёлтые мокрые листья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лист самооценки № Вид деятельности Баллы 1 Распределить предложения на группы: простые и сложные 2 Соотнесите предложения с его характеристикой (сложносоюзные, бессоюзные) 3 Расставить знаки препинания в стихотворной шутке 4 Тестирование Итог 0 баллов – 3 ошибки и более; 1 балл – 2 ошибками; 2 балла – с 1 ошибкой, 3 балла – без ошибок) 11-12 баллов – отлично; 8-10 баллов – хорошо; 6-7 баллов – удовлетворительно; 5 и менее – неудовлетворительно.
Одиннадцатое февраля Классная работа
Найди лишнее предложение Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все поразительной тишиной На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным ковром. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Тема "Сложное предложение"
Цель: научиться находить сложные предложения
Понаблюдайте! Ночью ветер злится и стучит в окно. (А. Фет) В ярком золоте день утопает, и ручьи за оврагом шумят. (И. Никитин)
Распределите предложения на две группы: простые и сложные Гремел гром, и шел дождь. Наша школа расположена в новом районе. Только иволги кричат, да кукушки на перебор отсчитывают годы. У берега Волги поблескивает под скудными лучами солнца тонкий узорчатый ледок.
Физкультминутка
При помощи чего могут быть связаны части сложного предложения?
Соотнесите предложения с их характеристикой: союзные, бессоюзные Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом. Нынче жарко парит, на дворе тепло. Небосклон , на котором горели звезды, казался выше. Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава. Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер. Сад выл и шумел, в воздухе кружились желтые мокрые листья.
Билет на выход (тестирование)
Проверка 1. А 2. Г 3. Б 4. В 5. В
Домашнее задание: Упр.507 или 2) Решите лингвистическую задачу: найдите и выпищите 5-6 сложных предложений из учебника литературы
Творческих Вам успехов! 1. 2 3 3.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...