Тема: Русский язык гимн Родине слагает. Синонимы.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Образовательные: закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов
Развивающие: формировать умение6 употреблять нужный синоним в зависимости от разных
целей.
Воспитательные: воспитание любви к Родине, чувство гордости за неё
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_rodine_5kl.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русский язык гимн Родине слагает. Синонимы.
Цели урока:
Образовательные: закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов
Развивающие: формировать умение6 употреблять нужный синоним в зависимости от разных
целей.
Воспитательные: воспитание любви к Родине, чувство гордости за неё
Форма урока: урок-диалог
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока (Интрига к уроку)
Учитель: Семилетняя девочка написала первое в жизни стихотворение. Давайте запишем его в тетради красиво, ясно, каллиграфично.
Слышу песенку ручья-
Это Родина моя
Слышу голос соловья-
Это Родина моя.
Голос матери своей,
Шум лесов и шум полей-
Песни Родины моей
--О чём у нас пойдёт речь на уроке?
3. Основная часть
-Выразительно прочитайте текст, какое настроение передают эти стихи?
-Из каких понятий складывается образ Родины в сознании юного поэта?
Назовём их ключевыми словами в тексте и подчеркнём.
(Ручья, соловья, матери, лесов, полей)
-Чем достигается выразительность этого стихотворения?
(В 1-й части повтор: слышу…- это Родина моя; во 2-й части однородные члены обобщены словами песни Родины моей, т.е. перечисленное в стихотворении подытожено. И во всех строках логическое ударение падает на слова Родина моя, мы усиливаем звуком произнесение этих слов. Музыкальность стихотворения налицо.)
Девочка начала свой жизненный путь и, может быть, поэтическую биографию с самых главных слов в жизни человека: мама и Родина, и выразить свои чувства ей помог русский язык.
Движение темы.
- А вот как великий русский педагог и учёный Константин Дмитриевич Ушинский начинает одну из статей. Запишем. Обратим внимание на «ошибкоопасные» места.
Наше отечЕство, наша Родина- матушка РоССия.
-Кто из вас помнит, поему в предложении нужна запятая? Подчёркиваем главные члены и объясняем необходимость тире перед сказуемым.
-Какой однокоренной синоним к слову отечество вы знаете? (Отчизна)
- От какого слова эти синонимы произошли? (Отец) Каким способом?
Понимание слов-синонимов, умение ими пользоваться очень важно. Послушаем как толкует учёный близкие по смыслу понятия:
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши, Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
(По кн.прот.Артемия Владимирова «Учебник жизни»)
-Запишем последнюю мысль текста. Какие буквы вы вставите и почему?
Как мать, она защ..ща..т и бер..ж..т нас.
- В одной из книг священник Артемий Владимиров обращается к детям с проповедью. Подумаем над её смыслом и запишем её начало.
Обратим же наши сердечные очи к любимой всеми Отчизне, Родине, Руси.
- Есть ли для вас незнакомые слова в предложении? Что означает выражение сердечные очи?
(Очи- глаза, значит, внутренний взор, душу обратим к Отчизне, пропустив через сердце красоту её природы, историю, культуру. Будем жить её заботами.)
- Почему три последних слова мы написали с большой буквы?
- Как проверить согласный т в слове Отчизна?
Продолжаем устно:
Вглядись, дитя, и научись у Волги- матушки или Москвы-реки, Пахры, Десны нежности, мягкости, гибкости характера. Нехорошо быть жестоким, напористым, настырным человеком, человек- это не гидроэлектростанция…Кто-то бросил, метнул в вас резкое, грубое, обидное слово, дети именуют его «обзыванием»,- если душа твоя глубока, как полноводная река, то она не съежится от такого оскорбления, а посмотрит только человек чистым, ясным, глубоким взором на оскорбителя и скажет: «Бог тебя простит».
- Какой урок, по мнению священника, дают нам реки России?
- Вспомним проповедь и ответим на вопрос: «Какие черты характера воспитывает в нас родная природа?» Проверим свою грамотность.
Словарный диктант (дополним по смыслу ряд положительных черт).
НежнОс ть, мяГкость, гиБкость,добрОта,вЕликодушие, но жЕстокость, напорИстость,реЗкость.
-На каком принципе строится наш словарный диктант по тексту?
Итог урока
У нас получился интересный урок- своеобразный «круглый стол», на котором присутствовала семилетняя поэтесса, педагог К.Ушинский, священник А.Владимиров и мы. Тема нашего разговора и общения- наша Родина, Россия. Мы говорили о самом главном в жизни человека, и в этом нам помогал великий русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....
Урок русского языка в 5 классе"Синонимы,антонимы,омонимы"
Урок-объяснение нового материала...
Урок русского языка в 5 классе. Синонимы, антонимы, их роль в речи.
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Понимание темы «Лексика» как раздела науки о языке и как словарного состава языка, отработка терминологии ...
Урок русского языка в 5 классе. Синонимы.
Опираясь на знания о синонимах, полученные в начальной школе, необходимо учить различать оттенки значений и п...
Конспект урока по русскому языку "Проблема применения синтаксической синонимии при построении текста и её роль в создании выразительности речи".
В конспекте предоставлен материал по повторению и обобщению теоретических знаний о синтаксической синонимии, использованы методы развития умений различать смысловыеи эмоциональные отт...
Русский язык гимн Родине слагает. Синонимы.
Цели урока: Образовательные: закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов Развивающие: формир...