Мастер-класс "Такие разные словари" в форме игры "Детективное агентство"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Хамидуллина Гузель Раисовна

Поможет учителю в работе над темой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Рудницкая средняя общеобразовательная школа»

пгт Тенишево Камско-Устьинского муниципального района

Мастер-класс

по русскому языку в 6 классе

«Такие разные словари»

в форме игры

«Детективное агентство»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Рудницкая СОШ» Хамидуллина Г.Р.

2016 год.

Тема: Такие разные словарные слова

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов больше, чем написаний, регулируемых по правилам. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. Их необходимо постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Но не каждый знает, как правильно запомнить слова. Как помочь себе в овладении приемами запоминания слов. А главное, как пользоваться словарями, а ведь их огромное множество и каждый – кладезь знаний, которые ребенок может получить.

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения этой проблемы.

На своих уроках я учу детей использовать различные виды памяти при работе со словарями.

          При внешней развлекательности выбранной мной формы урока, они основаны на современных научных представлениях о структуре и памяти.

           Результатом применения данной формы работы является качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах, умение работать со словарями).

          Прием такого обучения способствует запоминанию слов, обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом, словарем.

            Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.

           При использовании работы со словарями, ребята усваивают орфографию, лексику, орфоэпию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Сценарий мастер-класса

Цели урока:

Учебно-познавательные:

  • Обобщение знаний по лексике, фразеологии, орфоэпии, орфографии, о частях речи;
  • Совершенствовать речевые и орфографические навыки, навыки работы со словарями;
  •  Прививать интерес к книге, к справочной литературе, к слову, к русскому языку;
  • Формировать умение применять на практике полученные знания.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к   предмету, обогащать словарный запас детей, развивать умение работать в группах.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.

Формируемые УУД

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД: 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  •  анализ объектов с целью выделения их признаков;
  •  синтез;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в  паре;

Учебно- методическое обеспечение: тетради

Оборудование: экран, проектор, карточки для работы в парах.

Алгоритм урока

  1. Фаза индукции. Мотивация учащихся. Задания должны опираться на имеющиеся знания учащихся. Создание учителем проблемной ситуации: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ СЛОВАРИ?
  2. Фаза социализации. Идет коллективный поиск разрешения проблемы. Обсуждение этой проблемы.
  3. Фаза афиширования. Один из членов команды озвучивает ответы, которые были приняты в процессе обсуждения.
  4. Фаза рефлексии. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в результате их работы в команде, чему они сегодня научились, что нового открыли для себя, в себе и в товарищах.
  5. Подведение итогов учителем.

Ход урока

I.        Организационный момент.

Вступление учителя.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого сегодня хорошее настроение?!

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто знает, зачем он сюда пришел?!

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто не знает, что у нас будет сегодня на уроке?!

Эмоциональный настрой.

Девизом нашего урока будет:

Вижу (прикасаюсь к глазам),

Слышу (прикасаюсь к глазам),

Говорю (прикоснуться к губам),

Делаю (стукнуть кулачок о кулачок),

Получится (большой палец вверх)!

И ВМЕСТЕ!

Ребята, я рада приветствовать вас в Детективном агентстве, директором которого я являюсь. А вы – его ценные сотрудники. За последние дни поднакопилось дел, которые нам предстоит раскрыть. Мы с вами не только расследуем, но и находим причины преступления.

1 дело. Буквально на днях к нам обратился очень важный клиент – Фразеологический словарь. Один ученик вырвал из него страницу. Мы должны найти листок и восстановить его. Вам нужно помочь клиенту написать объявление о пропаже, но для этого нужно знать особые приметы, исправляя неточности, которые указал клиент. Это задание для первой группы. Вторая группа занимается более опасным делом, они общаются со свидетелями и восстанавливают картину преступления. Это задание для второй группы.

А с вами, уважаемые зрители, нам тоже предстоит поработать, ведь нашей стране нужны сознательные граждане. Обратите внимание на слайд, первое выражение:

«Работать спустя рукава» (лениво) - что оно означает?

«Положа руку на сердце» (честно)

«Разинув рот» (не обращая внимания на что-то)

«Засучив рукава» (трудолюбиво)

«Затаив дыхание» (с ожиданием)

Спасибо, коллеги. Мои сотрудники вернулись с задания, мне нужно узнать результаты. Итак, первая группа помогла написать объявление, пожалуйста:

«Внимание! Внимание!

«Подозреваемый, сломя голову бежал,… «Куда ты мчишься как угорелый?»

По происхождению, какими являются эти словари? (исконно-русскими)

Следующий наш клиент – Орфоэпический словарь. Он пришел весьма расстроенным, потому что Ваня из 5 «Б» исправил все ударения на его страницах, и теперь он стал никому не нужен. Наша с вами задача помочь словарю восстановить справедливость, ведь некоторые дети, посмотрев на его страницы, уже допустили ошибки, это может привести к большой трагедии. Каждый из вас по очереди будет исправлять ударения в словах.

Агент, баловать, красивее, хаос, цемент, ломоть, щавель, столяр, каталог, диспансер, звонит.

Умницы, вы справились с заданием, теперь никто не обвинит Орфоэпический словарь в неправильной расстановке ударений.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Задание .  Работа с шифровкой “ Угадай”

Учитель: Разделимся на две команды. Каждая команда получит картинку, на которой изображен предмет, необходимо охарактеризовать его с помощью признаков, а ребята другой команды определить этот предмет по признакам. Давайте попробуем. Лиса – рыжая, хитрая, пушистая.

Картинки:

Арбуз – вкусный, сладкий, сочный, 
Листья – желтые, зеленые, осенние. 
Снег – холодный, пушистый, белый, 
Ель – ветвистая, зеленая, колючая, 
Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый.

 Кто догадался, кому мы сейчас помогли? (Словарю Эпитетов)

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Этимологический словарь

Задание. Следствие ведут Знатоки 

Запиши слова в два столбика. В первый – слова исконно русские, во второй – иноязычного происхождения

Скрипка, снегирь, смородина, розы, тюльпаны, скульптура, роща, ромашка, модельер, библиотека, карнавал, автомобиль

Работа в архиве. Значение слова: карнавал- праздник, связанный спереодеваниямимаскарадами и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом

Дознание Словарь синонимов

Внимание! Пропало слово «победить». В моем архиве есть 28 синонимов к этому слову. А сколько назовете вы, мои уважаемые сыщики?

Рефлексия

Поделимся своими впечатлениями от урока. В Качестве рефлексии используем синквейн.

 Синквейн – это «стихотворение», состоящее из 5 строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – три глагола, показывающих действие, понятие.

4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Подведение итогов учителем.

Итак, команды серьезно подготовились к соревнованию. Показали хорошие знания по лексике, фразеологии, орфографии, орфоэпии, поняли, для чего современному человеку нужны лингвистические словари, справочники, энциклопедии.

Словари – настоящие друзья. Чем раньше вы, ребята, заведете с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее будут ваши знания.

Помните! Вы можете стать умнее тремя путями:

Путем опыта – это самый горький путь,

Путем подражания – это самый легкий путь,

Путем размышления – это самый благородный путь.

Заключение.

Мне было важно показать, что работа со словарями – это не только сложное, но и увлекательное занятие.

Словари развивают языковую компетентность, творческие способности.

Коллективная работа помогает почувствовать ответственность, значимость отдельно взятой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разных форм ИКТ на разных этапах урока

использование разных форм ИКТ делает его интересным и разнообразным, здоровьесберегающая технологии-основной фактор при проведении таких технологий...

Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства

Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....

Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства

Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....

Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)

Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особо...

Примерное наполнение фондов оценочных средств для разных видов и форм контроля

Материал для подготовки  фондов оценочных средств для разных видов и форм контроля...