Мастер-класс "Такие разные словари" в форме игры "Детективное агентство"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рудницкая средняя общеобразовательная школа»
пгт Тенишево Камско-Устьинского муниципального района
Мастер-класс
по русскому языку в 6 классе
«Такие разные словари»
в форме игры
«Детективное агентство»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Рудницкая СОШ» Хамидуллина Г.Р.
2016 год.
Тема: Такие разные словарные слова
Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов больше, чем написаний, регулируемых по правилам. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. Их необходимо постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Но не каждый знает, как правильно запомнить слова. Как помочь себе в овладении приемами запоминания слов. А главное, как пользоваться словарями, а ведь их огромное множество и каждый – кладезь знаний, которые ребенок может получить.
Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения этой проблемы.
На своих уроках я учу детей использовать различные виды памяти при работе со словарями.
При внешней развлекательности выбранной мной формы урока, они основаны на современных научных представлениях о структуре и памяти.
Результатом применения данной формы работы является качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах, умение работать со словарями).
Прием такого обучения способствует запоминанию слов, обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом, словарем.
Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.
При использовании работы со словарями, ребята усваивают орфографию, лексику, орфоэпию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.
Сценарий мастер-класса
Цели урока:
Учебно-познавательные:
- Обобщение знаний по лексике, фразеологии, орфоэпии, орфографии, о частях речи;
- Совершенствовать речевые и орфографические навыки, навыки работы со словарями;
- Прививать интерес к книге, к справочной литературе, к слову, к русскому языку;
- Формировать умение применять на практике полученные знания.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей, развивать умение работать в группах.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.
Формируемые УУД
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре;
Учебно- методическое обеспечение: тетради
Оборудование: экран, проектор, карточки для работы в парах.
Алгоритм урока
- Фаза индукции. Мотивация учащихся. Задания должны опираться на имеющиеся знания учащихся. Создание учителем проблемной ситуации: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ СЛОВАРИ?
- Фаза социализации. Идет коллективный поиск разрешения проблемы. Обсуждение этой проблемы.
- Фаза афиширования. Один из членов команды озвучивает ответы, которые были приняты в процессе обсуждения.
- Фаза рефлексии. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в результате их работы в команде, чему они сегодня научились, что нового открыли для себя, в себе и в товарищах.
- Подведение итогов учителем.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступление учителя.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого сегодня хорошее настроение?!
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто знает, зачем он сюда пришел?!
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто не знает, что у нас будет сегодня на уроке?!
Эмоциональный настрой.
Девизом нашего урока будет:
Вижу (прикасаюсь к глазам),
Слышу (прикасаюсь к глазам),
Говорю (прикоснуться к губам),
Делаю (стукнуть кулачок о кулачок),
Получится (большой палец вверх)!
И ВМЕСТЕ!
Ребята, я рада приветствовать вас в Детективном агентстве, директором которого я являюсь. А вы – его ценные сотрудники. За последние дни поднакопилось дел, которые нам предстоит раскрыть. Мы с вами не только расследуем, но и находим причины преступления.
1 дело. Буквально на днях к нам обратился очень важный клиент – Фразеологический словарь. Один ученик вырвал из него страницу. Мы должны найти листок и восстановить его. Вам нужно помочь клиенту написать объявление о пропаже, но для этого нужно знать особые приметы, исправляя неточности, которые указал клиент. Это задание для первой группы. Вторая группа занимается более опасным делом, они общаются со свидетелями и восстанавливают картину преступления. Это задание для второй группы.
А с вами, уважаемые зрители, нам тоже предстоит поработать, ведь нашей стране нужны сознательные граждане. Обратите внимание на слайд, первое выражение:
«Работать спустя рукава» (лениво) - что оно означает?
«Положа руку на сердце» (честно)
«Разинув рот» (не обращая внимания на что-то)
«Засучив рукава» (трудолюбиво)
«Затаив дыхание» (с ожиданием)
Спасибо, коллеги. Мои сотрудники вернулись с задания, мне нужно узнать результаты. Итак, первая группа помогла написать объявление, пожалуйста:
«Внимание! Внимание!
«Подозреваемый, сломя голову бежал,… «Куда ты мчишься как угорелый?»
По происхождению, какими являются эти словари? (исконно-русскими)
Следующий наш клиент – Орфоэпический словарь. Он пришел весьма расстроенным, потому что Ваня из 5 «Б» исправил все ударения на его страницах, и теперь он стал никому не нужен. Наша с вами задача помочь словарю восстановить справедливость, ведь некоторые дети, посмотрев на его страницы, уже допустили ошибки, это может привести к большой трагедии. Каждый из вас по очереди будет исправлять ударения в словах.
Агент, баловать, красивее, хаос, цемент, ломоть, щавель, столяр, каталог, диспансер, звонит.
Умницы, вы справились с заданием, теперь никто не обвинит Орфоэпический словарь в неправильной расстановке ударений.
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Задание . Работа с шифровкой “ Угадай”
Учитель: Разделимся на две команды. Каждая команда получит картинку, на которой изображен предмет, необходимо охарактеризовать его с помощью признаков, а ребята другой команды определить этот предмет по признакам. Давайте попробуем. Лиса – рыжая, хитрая, пушистая.
Картинки:
Арбуз – вкусный, сладкий, сочный,
Листья – желтые, зеленые, осенние.
Снег – холодный, пушистый, белый,
Ель – ветвистая, зеленая, колючая,
Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый.
Кто догадался, кому мы сейчас помогли? (Словарю Эпитетов)
СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Этимологический словарь
Задание. Следствие ведут Знатоки
Запиши слова в два столбика. В первый – слова исконно русские, во второй – иноязычного происхождения
Скрипка, снегирь, смородина, розы, тюльпаны, скульптура, роща, ромашка, модельер, библиотека, карнавал, автомобиль
Работа в архиве. Значение слова: карнавал- праздник, связанный спереодеваниями, маскарадами и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом.
Дознание Словарь синонимов
Внимание! Пропало слово «победить». В моем архиве есть 28 синонимов к этому слову. А сколько назовете вы, мои уважаемые сыщики?
Рефлексия
Поделимся своими впечатлениями от урока. В Качестве рефлексии используем синквейн.
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из 5 строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающих действие, понятие.
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Подведение итогов учителем.
Итак, команды серьезно подготовились к соревнованию. Показали хорошие знания по лексике, фразеологии, орфографии, орфоэпии, поняли, для чего современному человеку нужны лингвистические словари, справочники, энциклопедии.
Словари – настоящие друзья. Чем раньше вы, ребята, заведете с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее будут ваши знания.
Помните! Вы можете стать умнее тремя путями:
Путем опыта – это самый горький путь,
Путем подражания – это самый легкий путь,
Путем размышления – это самый благородный путь.
Заключение.
Мне было важно показать, что работа со словарями – это не только сложное, но и увлекательное занятие.
Словари развивают языковую компетентность, творческие способности.
Коллективная работа помогает почувствовать ответственность, значимость отдельно взятой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование разных форм ИКТ на разных этапах урока
использование разных форм ИКТ делает его интересным и разнообразным, здоровьесберегающая технологии-основной фактор при проведении таких технологий...
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства
Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства
Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....
Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)
Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особо...
Познавательный классный час "Такие разные словари"
Познвательный классный час...
Примерное наполнение фондов оценочных средств для разных видов и форм контроля
Материал для подготовки фондов оценочных средств для разных видов и форм контроля...
Разное. В презентационной форме
Разное...