Познавательный классный час "Такие разные словари"
методическая разработка по русскому языку по теме
Познвательный классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klas_chas_takie_raznye_raznye_slovari.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Такие разные, разные словари...»
Цели:
- содействовать развитию у детей познавательного интереса к русскому языку;
- способствовать становлению личности детей подросткового возраста;
- побудить участников классного часа к размышлениям о лингвистике как науке;
- помочь сформировать правильное отношение к учебному предмету «Русский язык».
- презентация;
- набор «умов»;
- словари, имеющиеся в кабинете русского языка;
- ручки, бумага.
Ход классного часа
- Знакомство с программой конкурсных заданий:
- Школьный толковый словарик
- Фразеологическая дуэль
- Необычный вернисаж
- Хотите – верьте, хотите – нет
- Словарь молодежного сленга
- Перевод с русского на наукообразный русский
Каждый правильный ответ оценивается в «один ум». После завершения программы победителю, набравшему наибольшее количество «умов», присваивается титул «Знаток русского языка».
- Школьный толковый словарик
- Совокупность букв, принятых в данной письменности,
располагаемых в установленном порядке. (Азбука)
- Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)
- Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторно
го прохождения программы. (Второгодник) - Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. (Глобус)
- Постоянно неуспевающий ученик. (Двоечник)
- Самая низкая школьная учебная отметка. (Единица)
- Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
- Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)
- Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать,
понять. (Интерес) - Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)
- Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.
(Линейка) - Мягкий белый известняк, используемый для записи на
доске. (Мел) - Один из принципов обучения, основанный на показе. (Наглядность)
- Принятая в учебной системе оценка знаний. (Отметка)
- Коробка для ручек, карандашей. (Пенал)
- График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
- Вид письменной школьной работы — изложение своих
мыслей на заданную тему. (Сочинение) - Чистые листы в обложке. (Тетрадь)
- Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету. (Урок)
- Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения, общие закономерности явлений природы. (Физика)
- Фразеологическая дуэль
Ребятам предлагается вспомнить фразеологические выражения, связанные с понятиями уши, глаза.
«Уши». «В одно ухо влетело — в другое вылетело»; «пропускать мимо ушей»; «держать ушки на макушке»; «и у стен есть уши»; «медведь на ухо наступил»; «ухо режет»; «лапшу на уши вешать»; «рот до ушей, хоть завязочки пришей»; «не видать как своих ушей»; «туговат на ухо»; «хлопать ушами»; «уплетать так, что за ушами трещит»; «уши вянут»; «увяз по уши».
«Глаза». «Глаза разбегаются»; «глаз наметан»; «глаза разгорелись»; «раскрыть на что-либо глаза»; «строить глазки»; «стрелять глазами»; «вырасти в глазах»; «глаза на лоб лезут»; «глаза на мокром месте»; «пустить пыль в глаза»; «идти куда глаза глядят»; «с глаз долой»; «сказать в глаза»; «мозолить глаза»; «смотреть правде в глаза»; «смерить глазами»; «не моргнув глазом».
- Необычный вернисаж
Демонстрируются слайды, по которым необходимо восстановить и назвать фразеологизм: филькина грамота, заблудиться в трех соснах, сидеть между двумя стульями, орлиный взгляд, льет как из ведра, как рыба в воде, как с гуся вода, мало каши съел, с высоты птичьего полета.
- Хотите – верьте, хотите – нет
Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений:
- Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?
(Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в
часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках) - Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за
словом «бумага»? (Нет, слово «бумажник» пришло в русский
язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом
появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных
и хлопчатобумажных тканей, а позднее этим словом стали обозначать бумагу писчую) - Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»? (Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум»)
- Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьной тематикой? (Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца - значит прочитать ее от доски до доски)
- Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил? (Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением)
- Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок»
восходит к тем временам, когда требовали так превосходно
затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов? (Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. Знать
назубок буквально означало получать необходимые знания с по
мощью собственного зуба) - Верите ли вы, что слово «каникулы» для немцев, англичан и французов в буквальном выражении означает «собачья жара»? (Да. Можно утверждать, что слово «каникулы» имеет звездное происхождение. Латинское название звезды Сириус — Каникула. Эта звезда находится в созвездии Пса, а пес по-латински— «канис». Солнце в созвездии Пса пребывает с 22 июля по 23 августа. В это время в Риме стояла сильная жара и все школьники вынуждены были прерывать занятия. Считалось, что эта нестерпимая жара происходит не от Солнца, а от звезды Сириус, поэтому о ней говорили не просто жара, а «собачья жара», т.е. «каникулы»)
- Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья, пеленка»? (Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочок бумаги. А жители других цивилизованных стран соотносят шпаргалку, принесенную на урок или экзамен, с грязной детской пеленкой)
- Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками читал заданный урок? (Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика — балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова — «балбес»)
- Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли в обращении к друг другу выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека? (Нет, конечно. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались носом)
- Словарь молодежного сленга
В качестве текста для перевода на общепонятный русский участникам предлагается (в письменном виде) отрывок из второй главы повести А.С. Пушкина «Дубровский», предварительно уже переведенный на язык молодежного сленга В. Трухиным.
- Секретарь заткнулся и на цирлах подвалил к Троекурову, дал ему подмахнуть ксиву, и Троекуров с оттяжечкой подмахнул. Пора вдогонку и Дубровскому подмахнуть, а он кочумает.
- Секретарь умолкнул и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать бумагу, и торжествующий Троекуров подписал ее. Очередь была за Дубровским, а он стал неподвижен.
- Перевод с русского на наукообразный русский
Эти новые наукообразные выражения предлагаются ребятам для узнавания:
- Клеткам овальной формы в скорлупе, в которых развиваются новые организмы, категорически запрещается передавать свой социально-исторический опыт одомашненному виду птиц с характерным кожным выростом на голове, имеющему отношение к их появлению на свет. (Яйца курицу не учат)
- Возобновление в памяти уже известного и заученного
является родительницей по отношению к своему детенышу —
процессу получения образования. (Повторенье — мать ученья) - Усвоение каких-либо знаний, умений и навыков, а также деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, способны превратить в мелкие частицы все, что имеется в наличии. (Ученье и труд все перетрут)
- Принуждение человека с низким интеллектом вступать
в телепатический контакт с лицом, существование которого
противоречит постулатам диалектического материализма,
может привести к получению черепно-мозговой травмы. (Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет) - Насущную необходимость совокупности сведений для
обеспечения физиологического существования всего живого
можно уподобить значимости ручного огнестрельного орудия с винтовой нарезкой в канале ствола для сражения войск
или армий. (Знания нужны в жизни, как винтовка в бою)
8. Подведение итогов. Награждение победителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....
Познавательный классный час "Лингвистический марафон"
Лингвистический марафон 8-9 классы...
«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»
«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...
Мастер-класс "Такие разные словари" в форме игры "Детективное агентство"
Поможет учителю в работе над темой...
классный час "День словаря"
Классный час "День словаря". создан для популяризации русского языка. Документ Word и презентация помогут провести игру....
Методическая разработка "Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности на разных этапах урока информатики"
Рассматриваются различные игровые технологии на разных этапах урока информатики...
"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...