Рабочие программы при подготовки к ОГЭ иГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочие программы при подготовки к ОГЭ иГЭ по русскому языку 9, 11 классы
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
ШМО учителей зам.дир по УВР директор МБОУ «КССОШ»
гуманитарного цикла Злотникова Т.А. Журавлева Е.Ю.
Протокол № 1 от 27.08.15 Протокол №1 от 28.08.15 Приказ 77/1 от 01.09.15
___________________ ________________ _____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Патриотизм в русской литературе»
2015-2016 учебный год
Образовательная область «Филология»
Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
с. Копьево, 2015
«ПАТРИОТИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Пояснительная записка
Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков.
Патриотизм в России всегда был символом мужества, доблести и героизма, несгибаемой силы народа. Многовековая история россиян свидетельствует о том, что без патриотизма невозможно создать сильную державу и отстоять её рубежи.
Тему патриотизма не может обойти стороной ни один гуманитарный курс. Она пронизывает многие дисциплины, заставляет задумываться о целостном мире культуры. Воспитание любви к Родине, к просвещению, к мирному труду и ратному подвигу необходимо каждому гражданину и полезно для общества. В фундаменте каждой национальной культуры существует героический эпос – он необходим любому народу.
Потребность в героике особенно ощутима в юности, но и с годами она не иссякает. Самое действенное воспитание настоящего человека основано на героических примерах. Для России со времён Куликовской битвы идея победы была культурообразующей, центральной. Поэты и писатели бережно пронесли образ Победы от петровских баталий – к екатерининским, от первой Отечественной войны – ко второй.
Всё это даёт основание утверждать, сколь важным и в школьной практике является изучение темы патриотизма и героики.
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Курс дополняет базовую программу и опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения курса литературы.
Основная цель курса – расширение познавательного контекста учащихся; развитие интереса к изучению художественных произведений; привитие интереса учащихся к теме патриотизма и героизма в литературе.
Программа курса направлена на повышение уровня национальной и речевой культуры на основе освоения определённых теоретических знаний.
На занятиях учащиеся должны научиться аналитической работе с текстом, умению прослеживать традиционные особенности жанра; получить целостную картину знаний по истории литературы, истории Отечества, истории искусства.
Основные задачи курса:
- ознакомление с основными понятиями «патриотизм» и «героика» в контексте изучения школьной программы;
- изучение приёмов авторского использования изобразительных и языковых средств в изображении батальных сцен, самоотверженности и подвига героев;
- рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения;
Планируемые результаты.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- освоить сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения, сведения о жизни и творчестве писателей;
- уметь выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения;
- овладеть культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров и эпох;
- уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, герою, выступить с сообщением или докладом на литературную или научную тему;
- уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия.
Программа курса рассчитана на 9 часов, проведение факультативного занятия один за в месяц.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Кол- во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
1. | «Понятие патриотизма. Патриотизм и героика в художественной литературе». | Вводная лекция с элементами беседы с опорой на знания учащихся. | Доклады для теоретического семинара, умение делать выводы. | 1час | 18.09. 2015 | |
2. | «Истоки патриотизма». Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». | Лекция-беседа с опорой на знания учащихся. | Доклады учащихся. Обучение конспектированию умение делать выводы | 1 час | 16.10. 2015 | |
3. | «Воинская доблесть в музыке, живописи, истории». | Организация исследовательской работы. Лекция-беседа с опорой на знания учащихся. | Доклады для теоретического семинара, сопоставление, анализ, умение делать выводы. | 1 час | 20.11. 2015 | |
4. | Аналитическая работа. Поэзия XVIII века. | Организация аналитической работы с художественным текстом. | Практическая деятельность – мини-исследование, обобщение, выводы. | 1 час | 18.12. 2015 | |
5. | «Любовь к Родине, Русской земле». Поэзия и проза XIX века. (Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой) | Организация исследовательской работы. Беседа с опорой на знания учащихся | Практикум. Обучение самостоятельной исследовательской работе с исходным текстом, умение делать выводы и заключения. | 1 час | 22.01. 2016 | |
6. | «Защитник Родины – простой солдат». Проза XX века. (В.Быков, Б.Васильев, А.Шолохов, В.Некрасов) | Организация исследовательской работы. Беседа с опорой на знания учащихся | Практикум. Обучение самостоятельной исследовательской работе с исходным текстом, умение делать выводы и заключения. | 1 час | 19.02. 2016 | |
7. | Практическая работа с текстами. Поэты XX – XXI вв. о Великой Отечественной войне. | Организация практической работы с текстами. | Практическая деятельность – мини-исследование, обобщение, выводы. | 1 час | 18.03. 2016 | |
8-9 | Теоретический семинар. Защита проектов. | Подготовка вопросов, организация самостоятельной работы, работы в минигруппах. | Работа в режиме: говорящий – слушающий – обсуждающий, умение убеждать. Доказывать, делать выводы. | 1час | 15.04. 2016 20.05. 2016 |
Список литературы
1) А.Замостьянов «Героика в школе: необходимость идеала», ж-л «Народное образование», №9, 2006г.;
2) П.Е.Глинкин. Молодой герой советской литературы (в прозе о Великой Отечественной войне). М., «Просвещение», 2012г.
3) Информация из Интернета (доклады, рефераты, курсовые);
4) Д.С.Лихачёв. Величие древней литературы. (В кн. «Памятники литературы Древней Руси»). М., «Художественная литература», 2010г.;
5) Тексты художественных произведений.
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ
Ф.И.О. _______________________________________________
В начале изучения элективного курса по литературе «Патриотизм в художественной литературе»
Основные знания и умения | Самооценка | Оценка учителя | |||
нет | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | да | ||
Знаю: - Основные приёмы авторского использования изобразительных и языковых средств в изображении батальных сцен, самоотверженности и подвига героев; - Сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения; - Идейное содержание и художественные особенности литературного произведения; | |||||
Умею: - Выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения; - Выступить с сообщением или докладом на заданную тему; - Давать оценку произведениям на основе своего восприятия и осмысления их художественного текста | |||||
Владею: - Основами аналитической работы с художественным текстом;
|
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ
Ф.И.О. _______________________________________________
В конце изучения элективного курса по литературе «Патриотизм в художественной литературе»
Основные знания и умения | Самооценка | Оценка учителя | |||
нет | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | да | ||
Знаю: - Основные приёмы авторского использования изобразительных и языковых средств в изображении батальных сцен, самоотверженности и подвига героев; - Сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения; - Идейное содержание и художественные особенности литературного произведения; | |||||
Умею: - Выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения; - Выступить с сообщением или докладом на литературную или научную тему; - Давать оценку произведениям на основе своего восприятия и осмысления их художественного текста | |||||
Владею: - Основами аналитической работы с художественным текстом. |
|
Предварительный просмотр:
МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
ШМО учителей зам.дир по УВР директор МБОУ «КССОШ»
гуманитарного цикла Злотникова Т.А. Журавлева Е.Ю.
Протокол № 1 от 27.08.15 Протокол №1 от 28.08.15 Приказ 77/1 от 01.09.15
___________________ ________________ _____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный учебный предмет «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
2015-2016 учебный год
10 класс
Образовательная область «Филология»
Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
с. Копьево, 2015
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ
СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
10 КЛАСС
Пояснительная записка
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» предназначен для учащихся десятого и одиннадцатого классов и является дополнением к основному курсу русского языка и литературы в части подготовки школьников к написанию сочинения–рассуждения (25 задание ЕГЭ 2016 года по русскому языку) и выпускного сочинения.
Русский язык и литература являются основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Программа направлена на формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций.
Содержание, обеспечивающее выработку коммуникативной компетенции, направлено на сознательное формирование навыков речевого общения через функциональные разновидности языка в первую очередь.
Элективный курс предназначен для тех, кто хочет научиться писать сочинение и получить максимальный балл на экзамене и качественно написать выпускное сочинение по литературе.
В программе содержатся систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения–рассуждения, а также задания к ним и методика подготовки к выполнению части 2 ЕГЭ по русскому языку и выпускному сочинению.
Цель элективного курса – развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- способствовать овладению навыками анализа текстов разных стилей и жанров;
- научить разбираться в современной языковой ситуации, критично и профессионально относиться к своей и чужой речи;
- совершенствовать создание текстов сочинений – рассуждений;
- создавать условия для написания авторских текстов того или иного стиля в жанре сочинения - рассуждения;
- отрабатывать навыки самопроверки и самооценки.
Программа рассчитана на 35 часов в год, что составляет 1 часа в неделю.
Содержание программы:
Программа состоит из 8 разделов, строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Соблюдаются принципы системности, преемственности и доступности. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, небольшие по объему, характеризующиеся лаконичностью, доступностью.
1 раздел. Проблема текста. Рассматриваются вопросы, связанные с типом проблем, способами выявления проблем. Школьники учатся выбирать одну проблему из нескольких. Предлагаются типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Рассматриваются типичные ошибки при формулировании проблемы.
2 раздел. Комментарий к проблеме. Этот раздел включает в себя типы информации в тексте, типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы, способы введения цитат в текст сочинения.
3 раздел. Авторская позиция. Развиваются умения школьников определять авторскую позицию в художественном тексте. Предлагаются типовые конструкции для выражения авторской позиции. Рассматриваются типичные ошибки при формулировании позиции автора.
4 раздел. Аргументация собственного мнения. Раздел включает в себя виды аргументов, структуру аргумента, типичные ошибки аргументации.
5 раздел. Композиция сочинения. Закрепляются на практике виды и формы вступления, заключения, основные средства связи между предложениями в тексте.
6 раздел. Школьники выполняют задания по устранению грамматических, речевых, логических, фактических ошибок.
7 раздел. Работа экспертами и писателями. Школьники изучают еще раз критерии оценивания ответа на задание 25 ЕГЭ и выполняют упражнения по оцениванию сочинений учащихся по этим критериям.
8 раздел. Анализ текста и написание сочинения-рассуждения.
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы–рассуждения на поставленный вопрос (сформулируйте и запишите проблему текста, отредактируйте формулировки проблем текста, сформулируйте позицию автора; укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора; выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис; обоснуйте выбранный вариант абзацного членения; проведите анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания части 2 ЕГЭ по русскому языку и др.).
Используются следующие виды деятельности:
- исследовательская (проведите анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания части С; прочитайте два текста разных авторов, совпадают ли точки зрения авторов; соотнесите формулировки проблем текста с позицией автора; выберите правильные формулировки проблемы текста);
- ответа на проблемные вопросы;
- творческая (расположение фрагментов сочинения таким образом, чтобы получился связный текст; написание сочинения по прочитанному тексту).
Элективный курс создает условия для развития общеучебных умений:
- информационных (переработка и использование информации);
- интеллектуальных (умение строить рассуждения-доказательства разных видов);
- коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка);
- организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
В результате изучения программы группового занятия учащиеся должны уметь:
- выявлять проблемы художественного текста;
- комментировать сформулированную проблему;
- выявлять позицию автора, умело использовать средства выражения позиции автора;
- аргументировать собственное мнение, используя различные классификации аргументов;
- освоить различные варианты композиции сочинения, основные средства связи между предложениями в тексте;
- отбирать лексические и грамматические средства для грамотного речевого оформления сочинения;
- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом и стилем речи;
- уметь оценивать сочинение по определенным критериям (www.fipi.ru)
- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Оценка знаний и умений проводится с помощью тестов, письменных работ.
Ожидаемые результаты:
- успешность проведения итоговой аттестации за курс полной школы;
- повышение уровня коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций десятиклассников.
Предметные результаты:
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- владение всеми видами речевой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Форма организации занятия | Форма контроля | Дата | |
По плану | По факту | |||||
I четверть | ||||||
1 | Проблема текста. ( 1 ч.) | Проблема текста. Типы проблем. | Лекция учителя. | Формулирование проблем текста. | 02.09. 2015 | |
2 | Комментарий к проблеме (16 ч.) | Способы выявления проблемы. | Лекция с элементами беседы. | Алгоритм выявления проблемы художественного текста. | 09.09. 2015 | |
3 | Выбор одной проблемы из нескольких. | Беседа. | Практическое задание «Установить соответствие проблемы вопросу». | 16.09. 2015 | ||
4 | Способы формулирования проблемы. | Редактирование формулировки проблем текста И. Ильина. | Практическая работа « Выберите правильную формулировку проблемы текста». | 23.09. 2015 | ||
5 | Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. | Беседа. | Выработка советов. | 30.09. 2015 | ||
6 | Типичные ошибки при формулировании проблемы. | Анализ сочинений. | Практическое задание « Устранить ошибки и прокомментировать их». | 07.10. 2015 | ||
7 | Комментарий к проблеме. | Лекция учителя. | Написание комментария с помощью фрагментов текста, выделенных серым фоном. | 14.10. 2015 | ||
8 | Типы информации в тексте. | Лекция учителя. | Практикум «Выявление подтекстовой информации» | 21.10. 2015 | ||
9 | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. | Сравнительный анализ текстов разных стилей речи. | Создание текстового и концептуального комментария. | 28.10. 2015 | ||
II четверть | ||||||
10 | Введение цитат в текст сочинения. | Беседа. | Тренировочные упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. | 11.11. 2015 | ||
11 | Авторская позиция (9 ч.) | Авторская позиция. | Лекция учителя с элементами беседы. | Написание фрагмента сочинения. | 18.11. 2015 | |
12 | Авторская позиция в художественном тексте. | Занятие – исследование по рассказу В. Астафьева « На закате дня». | Выработка алгоритма для выражения позиции автора. | 25.11. 2015 | ||
13 | Автор и рассказчик. | Практикум. | Написание фрагмента сочинения. | 02.12. 2015 | ||
14 | Типовые конструкции для выражения авторской позиции. | Практикум. | Выработка алгоритма действий для выражения авторской позиции. | 09.12. 2015 | ||
15 | Типичные ошибки при формулировании позиции автора. | Практикум. | Написание фрагмента сочинения. | 16.12. 2015 | ||
16 | Аргументация собственного мнения (8 ч.) | Аргументация собственного мнения. | Беседа. | Написание фрагмента сочинения с использованием пословиц в качестве аргумента. | 23.12. 2015 | |
III четверть | ||||||
17 | Виды и структура аргумента. | Лекция учителя с элементами беседы. | Написание текста – рассуждения по теме, развернув данные аргументы и дополнив их своими. | 13.01. 2016 | ||
18 | Типичные ошибки аргументации | Практикум | Анализ неудачной аргументации тезиса «Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека». | 20.01. 2016 | ||
19 | Композиция сочинения (6 ч.) | Композиция сочинения. | Лекция учителя с элементами беседы. | Сравнение различных вариантов композиции сочинения. | 27.01. 2016 | |
20 | Основные средства связи между предложениями в тексте. | Практикум. | Заполнение таблицы примерами. | 03.02. 2016 | ||
21 | Виды и формы вступления. | Практикум. | Выполнение упражнений. | 10.02. 2016 | ||
22 | Виды заключения. | Практикум. | Выработка различных способов оформления заключения. | 17.02. 2016 | ||
23 | Речевое оформление сочинения (8 ч.) | Речевое оформление сочинения. | Практикум | Редактирование предложений с ошибками. | 24.02. 2016 | |
24 | Грамматические ошибки. | Практикум | Редактирование предложений с ошибками. | 02.03. 2016 | ||
25 | Речевые ошибки. | Практикум | Редактирование предложений с ошибками. | 09.03. 2016 | ||
26 | Логические ошибки. | Практикум | Редактирование предложений с ошибками. | 16.03. 2016 | ||
IV четверть | ||||||
27 | Фактические ошибки. | Практикум | Редактирование предложений с ошибками. | 06.04. 2016 | ||
28 | Работа экспертами и писателями (4 час.) | Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Оценка сочинений по критериям | Лекция с элементами беседы | Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания задания 25 ЕГЭ. | 13.04. 2016 | |
29 | Анализ текста и написание сочинения-рассуждения (14 ч. ) | Композиция и изобразительно-выразительные средства | Лекция учителя с элементами беседы. | Анализ текста с точки зрения определения в нем изобразительно-выразительных средств | 20.04. 2016 | |
30 | Композиция и изобразительно-выразительные средства текста научного и художественного стиля | Практикум | Анализ текста с точки зрения определения в нем изобразительно-выразительных средств | 27.04. 2016 | ||
31 | Комплексный анализ текста. | Практикум | Анализ текста | 04.05. 2016 | ||
32 | Написание и редактирование сочинения-рассуждения. | Практикум | Творческая работа | 11.05. 2016 | ||
33 | Комментарий и оценивание ученической работы. | Практикум | Самостоятельная работа | 18.05. 2016 | ||
34 | Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения. | Итоговые занятия | Итоговая работа | 25.05. 2016 | ||
35 | Оценивание своего сочинения-рассуждения. | Итоговая работа |
Примерный дидактический материал для практикумов
Задания с выбором ответа
Текст | Задания |
(1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь, которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных широт. | Какое предложение должно быть первым? 1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений. 2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований. 3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа. 4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи. Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста? 1) Следовательно, 2) Тем не менее 3) Между тем 4) Дело в том, что |
(1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и принимала специальные резолюции. (З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно. | Какое предложение должно быть первым? 1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же время есть страны, где большая часть населения голодает. 2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов. 3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в национальном, так и в международном масштабе. 4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной эксплуатации ресурсов планеты. Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста? 1) Следовательно, 2) Однако 3) Иными словами, 4) Кроме того, |
Тестовые задания по тексту
Текст № 1
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)
После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»?
1) 8 2) 2 3) 13 4) 26
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?
1) описание 2) повествование и описание 3) повествование 4) рассуждение
Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.
1) 1 2) 12 3) 13 4) 24
Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья. Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»
Список терминов:
1) развёрнутая метафора 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония
4) ряды однородных членов предложения 5) эпитеты 6) контекстные антонимы
7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм
Текст № 2
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.
(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя.
(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.
(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.
(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
(По В. Пекелису)
Какое суждение противоречит позиции автора текста?
1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя.
2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.
3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве.
4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью.
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?
1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование
Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение 5)?
1) проницательный, вдумчивый
2) сообразительный, догадливый
3) абстрактный, отвлечённый
4) рассудительный, благоразумный
Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»
Список терминов:
1) сравнение 2) литота 3) риторическое обращение
4) олицетворение 5) диалектизм 6) эпитеты 7) парцелляция
8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизм 10) риторическое восклицание
Литература
- Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате: [учебное пособие] / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – Москва: Интеллект-центр, 2012. -144 с. (электронная версия)
- Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие/ Н.А.Сенина. – Изд. 6-е, испр. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 334 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
- ЕГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / подред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с. – (ЕГЭ. ФИПИ - школе) (электронная версия)
- Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки : учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – ростов н/Д : Легион-М, 2010. – 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ). (Электронная версия)
- ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 2 / О.М.Мамай. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 128 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые задания») (электронная версия)
5. www.fipi.ru
Предварительный просмотр:
МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
ШМО учителей зам.дир по УВР директор МБОУ «КССОШ»
гуманитарного цикла Злотникова Т.А. Журавлева Е.Ю.
Протокол № 1 от 27.08.15 Протокол №1 от 28.08.15 Приказ 77/1 от 01.09.15
___________________ ________________ _____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс «Комплексный анализ текста»
2015-2016 учебный год
10 класс
Образовательная область «Филология»
Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
с. Копьево, 2015
Комплексный анализ текста
10 класс
35 часов (1 час в неделю)
Пояснительная записка
Целью современного урока русского языка является не только формирование орфографических и пунктуационных навыков, но и обучение осмысленному, вдумчивому чтению учащихся, проведению лингво-литературоведческого анализа текстов разных функциональных стилей, а также повышение культуры речи и развитие связной речи, как устной, так и письменной. Данные навыки необходимы не только для успешной сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, но и для повышения общекультурного уровня учащихся.
Курс «Комплексный анализ текста» направлен на достижение данной цели.
Задачи курса:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повышать коммуникативную компетентность школьников;
- обеспечить педагогические условия для расцвета личности школьника, его творческого потенциала.
Организация учебных занятий.
В связи с поставленными целями определяются формы и методы обучения.
Материал, изученный ранее, выступает базой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.
Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом: в одних случаях – в форме выписок, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других случаях – в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок, группировки примеров на определенные правила правописания, составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих – в форме краткой обобщающей беседы, итогом которой бывает составление плана, схемы, алгоритма действия языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений и тестовых заданий.
Тексты для анализа взяты из научных трудов, публицистических изданий и художественной литературы (проза и поэзия) и направлены на расширение кругозора и обогащение и совершенствование их речи. На программном литературном материале учимся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, анализировать идейно-тематическое содержание произведения, его композицию, используемые в нем художественные средства, видеть авторское отношение к изображаемому. После анализа текста учащиеся пишут сочинение-рассуждение по проблемам, поднятым автором, проводят взаиморецензирование, коллективное обсуждение работ или сдают на проверку учителю.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика видов деятельности уч-ся | Дата | |
По плану | По факту | |||
I четверть | ||||
1 | Текст как речевое произведение. | Работа над теоретическим материалом | 03.09.2015 | |
2-3 | Книга в жизни человека. Анализ текстов Ф. Абрамова, М. Пришвина, Л. Васильевой, В. Лакшина. | Работа по определению основной мысли текста | 10.09.2015 17.09.2015 | |
4 | Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть талантливым читателем?» | Творческая работа | 24.09.2015 | |
5 | Тема текста, микротемы, основная мысль, позиция автора. | Анализ текстов, выделение тезисов | 01.10.2015 | |
6-7 | Человек и природа. Экологическая и этическая проблемы в цикле «Наедине с природой» Ф. Абрамова. | Анализ текста, составление плана сочинения | 08.10.2015 15.10.2015 | |
8 | Сочинение. Как сохранить планету. | Творческая работа | 22.10.2015 | |
9 | Анализ отрывка из статьи Д. Гранина «Священный дар». | Анализ текста | 29.10.2015 | |
II четверть | ||||
10 | А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов: два гения. Анализ текстов В. Лазарева и В. Каткова. | Сопоставительный анализ текстов | 12.11.2015 | |
11 | «Добро и зло противостоят друг другу». Анализ текста В.П. Астафьева. | Анализ текста, ответ на проблемный вопрос | 19.11.2015 | |
12 | Эссе на тему «В чем проявляется истинная доброта, милосердие?» | Творческая работа | 26.11.2015 | |
13 | Функциональные стили текста. Основные признаки и особенности публицистического стиля. | Работа с теорией | 03.12.2015 | |
14 | «У всякого художника есть своя тайна». Из публицистического очерка Д. Сергеева об А. Вампилове. | Анализ текста | 10.12.2015 | |
15 | Основные признаки и особенности художественного стиля. | Работа с теорией, анализ текста | 17.12.2015 | |
16 | Словесные средства художественной изобразительности. | Работа с теорией (Подготовка к ЕГЭ/Сенина) | 24.12.2015 | |
III четверть | ||||
17-18 | Выполнение заданий ЕГЭ. Тропы, стилистические фигуры. | Практическая работа, зачет (задание 24 ЕГЭ) | 14.01.2016 21.01.2016 | |
19-20 | Война в жизни человека. Анализ поэтического текста и прозы. | Анализ текста | 28.01.2016 04.02.2016 | |
21 | Сочинение. У войны не женское лицо. | Творческая работа | 11.02.2016 | |
22-23 | Окказионализмы как особое выразительное средство. Анализ стихотворений Маяковского, Есенина, Хлебникова, Северянина и других поэтов Серебряного века. | Работа с теорией, анализ текста | 18.02.2016 25.02.2016 | |
24-25 | Анализ статьи М. Кронгауза «Язык мой – враг мой». Эссе по проблеме, поднятой автором. | Анализ текста, творческая работа | 03.03.2016 10.03.2016 | |
26 | Возвращение к традициям в культуре. Статья В. Гаврилина «О музыке и не только». | Анализ текста | 17.03.2016 | |
IV четверть | ||||
27 | Традиции в живописи. Статьи о художнике 20 века Константине Васильеве. | Анализ текста, ответы на проблемные вопросы | 07.04.2016 | |
28 | Анализ композиции текста. | Практическая работа | 14.04.2016 | |
29 | Театр – особый вид искусства. В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, В.И. Немирович-Данченко об искусстве. | Сопоставительный анализ текста | 21.04.2016 | |
30 | Спорт в жизни человека. Анализ статьи В. Шатаева. | Анализ текста | 28.04.2016 | |
31 | Сочинение-рассуждение на тему «Альпинизм – спорт мужественных и интеллигентных людей». | Творческая работа | 05.05.2016 | |
32-33-34 | Выполнение тестовых заданий ЕГЭ. | Тесты ЕГЭ (1-3) | 12.05.2016 19.05.2016 26.05.2016 | |
34 | Итоговая контрольная работа «Комплексный анализ текста». | 26.05.2016 | ||
35 | Резервное занятие |
Литература
- Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате: [учебное пособие] / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – Москва: Интеллект-центр, 2012. -144 с. (электронная версия)
- Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие/ Н.А.Сенина. – Изд. 6-е, испр. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 334 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
- ЕГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / подред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с. – (ЕГЭ. ФИПИ - школе) (электронная версия)
- Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки : учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – ростов н/Д : Легион-М, 2010. – 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ). (Электронная версия)
- ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 2 / О.М.Мамай. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 128 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые задания») (электронная версия)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
ШМО учителей зам.дир по УВР директор МБОУ «КССОШ»
гуманитарного цикла Злотникова Т.А. Журавлева Е.Ю.
Протокол № 1 от 27.08.15 Протокол №1 от 28.08.15 Приказ 77/1 от 01.09.15
___________________ ________________ _____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс «Всемогущий и занимательный синтаксис»
2015-2016 учебный год
9 класс
Образовательная область «Филология»
Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
с. Копьево, 2015
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» рассчитана на 35 часов для учащихся 9 классов.
Программа включает в себя: теоретический материал; вопросы и задания практического характера; вопросы и задания занимательного характера.
Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры учащегося. Вся практическая часть элективного курса может проходить в форме КВН, Клуба знатоков, « Брейн-ринга» и. т. д.
Задачи:
- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления.
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
-владеть навыками стилистической правки текста;
- самостоятельно конструировать ту или иную стилистико-синтаксическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Итоговый контроль проводиться в форме групповой защиты проектов по пройденным разделам элективного курса, приветствуются презентации, раздаточные материалы и устная форма защиты.
При изучении курса русского языка, учитываются особенности класса: в классе одиннадцать обучающихся. После проведения диагностической работы было выявлено. На «4» и «5» занимаются: Вашлаева Ира, Хрипакова Яна, Лихова Алена, Кириллов Саша, Расторгуев Саша – они хорошо владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Егунов Саша, Щетинин Данил, Щетинин Максим, очень слабые знания у Ли Коли. Леймана Сережи, Алексеевой Насти - плохо усваивают пройденный материал. Низкая культура чтения. Отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные занятия используются для работы. Как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Задания повышенной трудности используются для индивидуальной работы с сильными обучающимися и проявляющими особый интерес к русскому языку. Учебный процесс, в классе в целом, проводит удовлетворительно, на занятиях дети проявляют активность.
Учебно-методический комплекс:
1. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М: АСТ-ЛТД, 2008.
2. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. М: Вербум, 2009.
3. Грамматически-стилистические упражнения при изучении синтаксиса. Сост. Мызина В. А. М: Просвещение, 2008.
4. Арсий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. М: 2009.
5. Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике. М: Знание, 2008.
Календарно-тематическое планирование
I четверть
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Глава I: О словах, и их сочетаниях (2 часа) | |||||
1 | 1 | Введение. Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов. | 1.09.2015 | ||
2 | 2 | Слова. Сочетания слов. Словосочетания. | 08.09.2015 | ||
Глава II:Основные виды подчинения слов в словосочетаниях (2 часа) | |||||
3 | 3 | Согласование. Управление. Примыкание | 15.10.2015 | ||
4 | 4 | Основные виды подчинения в предложениях | 22.10.2015 | ||
Глава III:Простое предложение (5 часов) | |||||
5 | 5 | Типы предложений. Распространенные и нераспространенные предложения | 29.09.2015 | ||
6 | 6 | Подлежащее и сказуемое. | 06.10.2015 | ||
7 | 7 | Второстепенные члены предложения. Односоставное предложения | 13.10.2015 | ||
8 | 8 | Односоставные предложения. | 20.10.2015 | ||
9 | 9 | Однородные члены предложения. Обособление второстепенных членов предложения. | 27.10.2015 | ||
II четверть | |||||
Глава IV:Сложные предложения (4 часа) | |||||
10-11 | 1-2 | Виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные предложения | 10.11.2015 17.11.2015 | ||
12 | 3 | Простое предложение. | 24.11.2015 | ||
13 | 4 | Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации. | 01.12.2015 | ||
14 | 5 | Все о предложении… | 08.12.2015 | ||
15 | 6 | Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение» | 15.12.2015 | ||
16-17 | 7-8 | Защита проектов групп учащихся | 22.12.2015 29.12.2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»
Цель работы данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по...
Рабочая программа спецкурса " Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку "
Программа составлена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 34 часа....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учени(ка/цы) _______ __________________________
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА)ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУучени(ка/цы) _________________________________...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным приказ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины В.ч.ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) колледжа и предназначена для реализации требований ФГОС по специальнос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» для 5-9 классов
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания п...
Рабочая программа по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе
Прогрмма рассчитана на 17 часов, составлена в соответствии с требованиями и структурой экзаменационной работы...