Как сформулировать проблему?
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Существует несколько способов формулирования проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сформулировать проблему?
Существует несколько способов формулирования проблемы.
Способы формулирования проблемы.
Проблему можно:
- Сформулировать самостоятельно (своими словами):
- В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, - подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:
Автор поднимает проблему совести.
Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
- Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?
- Процитировать :
В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:
«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д. С. Лихачёв.
! внимание!
Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.
В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Типовые конструкции
- Автор размышляет над проблемой…
- Автор текста затрагивает проблему…
- В центре внимания автора проблема…
- В тексте (имя и фамилия автора в род.п.) поднимается проблема…
- Предложен для анализа текст (имя и фамилия автора в род.п.) посвящён проблеме…
- (Имя и фамилия автора в им.п.)предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
- Текст (имя и фамилия автора в род.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой…
- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
- Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
- Запомните!
- Проблема (чего?) смысла жизни.
- Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Текстовый комментарий (художественный текст)
- Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем).
- Не случайно писатель изображает (кого, что)
- Поступок героя свидетельствует о том, что…
- Слова (мысли) героя показывают, что…
- Автор сочувствует своему герою (своим героям)…
- Симпатии автора на стороне (кого).
Текстовый комментарий (публицистический текст)
- Проблема раскрывается автором на примере…
- В качестве примера автор рассматривает…
- Автор заставляет читателя задуматься (над чем).
- Автор текста обращает внимание на…
- В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
- Автор доказывает, что…
- Автор убеждён в том, что…
- Автор разделяет мнение (кого).
- Автор искренне восхищён, огорчён (чем).
- Автор приводит нас к выводу о том, что…
Концептуальный комментарий (публицистический текст)
- Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
- Данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет многовековую историю.
- Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
- Как и большинство из нас, автор считает, что…
- Вопреки мнению большинства автор считает, что…
- Автор полемизирует (с кем).
- Автор подробно рассматривает…
- Автор обращает наше внимание на…
- Таким образом, автор убеждает нас в том, что…
Автор (что делает?)
- Отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на, приводит пример того, как…,отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Типовые конструкции для выражения авторской позиции
- Автор считает, что…
- Автор подводит читателя к выводу о том, что…
- Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
- Позиция автора такова…
- Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
- Автор призывает нас (к чему)
- Автор убеждает нас в том, что…
- Автор осуждает (кого/что, за что)
- Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
- Основная цель автора заключается в том, что…
- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
Аргументация собственной позиции
В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
! обратите внимание!
Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.
Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе
Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Рассуждение
Тезис
(положение, которое надо доказать)
Аргументация
(доказательства, доводы)
Вывод
(общий итог)
Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Тезис (ваша позиция)
Аргумент 1 (иллюстрации), аргумент 2 (иллюстрации)
Вывод
Аргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.
Аргументы - это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
Пример :
Тезис : Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.
Аргумент 1 : Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Иллюстрации к аргументу 1: Например, среди моих близких нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?
Аргумент 2: Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.
Иллюстрации к аргументу 2: Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.
Вывод: Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.
Виды аргументов:
- Рациональные (логические)
- реальные факты;
- статистика;
- законы природы;
- положения официальных документов.
- Иллюстративные
- конкретные примеры из жизни;
- примеры из художественных произведений;
- предположительные примеры.
- Ссылки на авторитет
- мнения выдающихся людей;
- цитаты из авторитетных источников;
- мнения очевидцев;
- общественное мнение.
Структура аргумента
При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» - высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.
Например:
Тезис: Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.
Логический переход: Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.
Аргумент: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Микровывод: Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ.Часть С. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста
На основе юмористического рассказа А.П.Чехова "Моя"она"....
Как составить план, хронологическую таблицу, сформулировать определение
Методические указания для студентов по составлению плана, хронологической таблицы, формулированию определения....
Как определить и сформулировать проблему текста
Как определить и сформулировать проблему текста...

Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»
В работе представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...

Конспект урока в 11 классе по подготовке к ИС "Как сформулировать тезис ИС"
Подготовка к итоговому сочинению...
Как выдвинуть и сформулировать гипотезу
Гипотеза — это высказывание о каком-то действительно существующем явлении, которое можно проверить экспериментально. Это предположение, что одно исследуемое явление оказывает то или иное влияние...