ЕГЭ.Часть С. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
На основе юмористического рассказа А.П.Чехова "Моя"она".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЕГЭ.Часть С.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»
Разработка урока
«Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста»
Автор
учитель русского языка
и литературы
Смолякова
Людмила
Анатольевна
Белокуриха, 2011
Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста?
Цели урока:
Познавательный аспект: подготовить учащихся к написанию сочинения, привить умение анализировать содержание текста, самостоятельно формулировать и комментировать проблему;
Развивающий аспект: развивать речь путем обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление (анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать), совершенствовать навыки анализа текста;
Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения
Оборудование: исходный текст, памятка учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Ход урока
- Постановка цели урока
Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Наша задача – научиться
- формулировать основную проблему исходного текста;
- комментировать ее
- Анализировать мы будем юмористический рассказ А.П.Чехова «Моя «она». Чтение учителем текста рассказа.
МОЯ «ОНА»
- Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, связь, стало быть, крепкая, прочная…
(4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она»не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За ее привязанность я пожертвовал её всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!
(13) Я ненавижу её, презираю… (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15) Детей у нас пока нет…
(16) Хотите знать ее имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
(19) Её зовут…
- Как ее зовут? Кто это или что это «моя она»?
(Учащиеся приводят свои возможные варианты, записывая их в тетрадях)
Учитель раздает текст учащимся.
- Кто ответил верно? Какие фразы, слова из текста помогли вам найти верный ответ?
- Прочитайте текст ещё раз. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление.
Пользуясь приемом «Рабочая матрица», определите микротемы, несущие основную смысловую информацию, выпишите ключевые, опорные слова (словосочетания, предложения), озаглавьте микротемы. Составьте план текста.
План
- Неразрывная связь героя с ленью ( «она родилась раньше меня», «не покидает меня день и ночь»). Сам герой, однако, не «выказывает поползновения» порвать эту связь.
- Чеховский герой осознает губительность этой связи («эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий»; «все, все пожирает она, ненасытная»).
- Он ненавидит, презирает лень, но в то же время герой рассказа ничего не делает, чтобы «развестись» с ленью (напротив, «имя ее поэтично…»)
- Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение. Из каких частей оно должно состоять? Заполняем таблицу.
План работы
| Рабочие материалы |
Сегодня мы подробно разберем, как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста.
- Формулировка проблемы исходного текста.
- Что такое проблема?
Посмотрите, как определяется лексическое значение этого слова в толковом словаре.
Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор (основной вопрос, который ставит и решает автор; та сторона действительности, которая особенно интересует автора)
- Что значит сформулировать проблему текста?
Кратко и точно назвать вопросы, которые особенно интересуют автора при написании конкретного текста.
- Какие вопросы особенно интересовали Чехова при написании этого рассказа? «Вчитайтесь» в составленный нами план к тексту. Сформулируйте проблему текста.
Основная проблема – проблема лени.
- А какие аспекты ( стороны) этой проблемы в центре внимания автора?
- неразрывная связь героя с ленью;
- лень – причина всех несчастий героя;
- нежелание героя противостоять лени.
- Какие существуют два наиболее распространенных способа формулирования проблем текста?
Вариант первый. Формулировка проблемы в виде вопроса. Этот способ универсален: он подходит к любому тексту!
- Сформулируйте и запишите свои варианты формулировки проблемы текста в виде вопроса.
Обрати внимание! Во всех случаях после вопроса мы делаем «ссылку» на исходный текст, благодаря чему проблема текста и оказывается «сформулированной».
Учащиеся зачитывают свои варианты. Обсуждаем их.
Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противостоит ей? Именно эта проблема – в центре внимания А.П.Чехова в рассказе «Моя «она».
Или: Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая ее «губительность», не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П.Чехова при написании рассказа «Моя «она».
Или: Какое влияние оказывает лень на становление личности? Именно над этой проблемой размышляет А.П.Чехов в юмористическом рассказе «Моя «она».
Вариант второй. Формулировка проблемы текста с использованием типовых конструкций, включающих в себя слова «проблема, вопрос».
- Прочитайте предложения, взятые из сочинений учеников. Найдите формулировку проблемы исходного текста, в которой нет грамматических ошибок:
Автор рассматривает проблему о лени.
В центре внимания автора – вопрос лени.
Проблема лени, о которой затронул автор, очень актуальна.
В тексте поднимается проблема лени.
Проблема того, что лень губительна для человека, поднимает в рассказе А.П.Чехов.
Запомните: проблема чего? (Р.п.)
вопрос о чем? (П.п.)
- С какими словами сочетается слово «проблема»? Определим грамматический и лексический ряд этого слова.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность…какой-либо проблемы.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, разрешить какую-либо проблему.
Коснуться проблемы.
Над проблемой… думать, работать.
… проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.
Используя типовые конструкции, сформулируйте проблему исходного текста. К какой категории можно отнести эту проблему? (смотри «Памятку по написанию сочинения»)
- злободневная
- животрепещущая
- актуальная
- жизненная
- насущная
- острая
- важная
- серьезная
- глубокая
- наболевшая
- мучительная
- жгучая и т.д.
Запишите свои варианты.
- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П.Чехова – актуальная и до боли всем знакомая проблема лени.
- В центре внимания юмористического рассказа А.П.Чехова – до боли всем знакомая проблема лени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.
- Предложенный для анализа текст А.П.Чехова посвящен актуальной и знакомой всем нам проблеме лени.
- Комментарий проблемы.
Наша следующая задача – прокомментировать сформулированную нами проблему лени.
Что означает слово «комментарий» текста? В чем его отличие от пересказа?
Комментарий – это рассуждение по поводу прочитанного или увиденного. Это пояснительные замечания.
Напоминаю: если сочинение представляет собой пересказ исходного текста, то оно по критериям проверки оценивается нулем баллов.
- Какие два вида комментария вам известны?
Текстуальный и концептуальный.
При текстуальном комментарии учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы.
Пересказывая, мы пишем, что делает герой. Комментируя, нужно писать, что делает автор.
Воспользуйтесь памяткой, используя типовые конструкции, которые используются в русском языке для передачи действий автора.
Автор рассказывает подчеркивает обращает наше внимание выделяет замечает сравнивает заостряет наше внимание размышляет над чем высказывает интересное предположение приходит к выводу приводит примеры опровергает что отстаивает что доказывает и т.д. |
- Какие вопросы следует осветить в концептуальном комментарии?
- Актуальна ли эта проблема?
- Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
- Традиционна ли она?
- Если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу?
- Если нова, то что стало причиной ее появления?
- Интересна ли она читателю и почему?
- Используя типовые конструкции, напишите ваш вариант комментария.
Комментируя эту проблему, хочется отметить…
Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…
Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о …
Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?
Рассмотрим эту проблему подробнее. Ее актуальность очевидна (не вызывает сомнений)… Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…
Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на …
Не забывайте об исходном тексте!
Обсуждаем варианты комментариев.
Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется человек, который никогда не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью…
- Подведение итогов.
- Что такое проблема?
- Назовите способы формулировки проблемы?
- Назовите проблему и ее аспекты в рассказе А.П.Чехова «Моя «она».
- Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?
- Что значит прокомментировать проблему?
- Какие виды комментария проблемы вы знаете?
- Что представляет собой текстуальный комментарий? Чем он отличается от пересказа?
- Какие вопросы следует осветить в концептуальном комментарии?
Домашнее задание: подберите пословицы, высказывания о лени;
вспомните литературные произведения, где авторы поднимают проблему лени
Используемая литература
- Г.Т.Егораева. Методические рекомендации по выполнению задания ЕГЭ, часть 3(С). - Москва: Экзамен, 2008
- Т.И.Максимович, И.А.Пугачев. Русский язык: выполнение части 3 (часть С). - Москва: Астрель, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).
Цели урока: Обучающая: подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...
Энциклопедия аргументов. Подготовка к ЕГЭ (часть С, сочинение-рассуждение по исходному тексту)
Энциклопедия аргументов. Учебно-методический материал для подготовки к ЕГЭ. Выбор аргументов при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту (часть С)...
Схема сочинения-рассуждения на основе исходного текста (часть С, ЕГЭ)
Подробная схема сочинения, с опорными языковыми конструкциями...
Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)
Данная работа поможет учащимся отработать навыки в написании сочинения-рассуждения....
Открытый урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ).
Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении....
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Презентация к открытому уроку по русскому языку в 11 классе на ткму "Выявление и формулировка проблем исходного текста"
Данный материал способствует более наглядно воспринять тему урока....