Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Габриелян Юлия Викторовна

Алгоритм паботы над сочинение-рассуждением 15.1,15.2, 15.3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_sochineniya_na_lingvisticheskuyu_temu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Написание сочинения на лингвистическую тему

  1. Вступление (Тезис – положение, которое надо доказать). Тезисом должно являться указание на две функции языкового явления.
  2. Основная часть (Аргументы – примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа (не менее двух!по предлагаемому заданию)).
  3. Заключение (вывод – общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис(без него рассуждение будет незаконченным)).

Необходимо помнить:

  1. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?
  2. Аргументы доказывают тезис и отвечают на вопрос потому что.

Вступление (клишированные варианты вступления)

  1. Фраза, принадлежащая одному из участников дискуссии и ее комментарий экзаменуемым («Знаки препинания только осложняют нашу жизнь», - считает Кирилл. Можно ли согласиться с этим мнением? Я думаю, нельзя.);
  2. Согласие или несогласие пишущего с одним из участников лингвистического спора (Я согласен с мнением Антона, что на письме без запятых обойтись невозможно. Действительно, …);
  3. Вопрос-ответ (Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны, так как…);
  4. Собственное высказывание пишущего (На письме без знаков конца предложения не обойтись. Они выполняют несколько разных функций.)
  5. Именительные темы (Запятые. Какие функции эти знаки препинания выполняют в тексте?)

Основная часть (клишированные варианты основной части)

  1. Вводные слова: таким образом, итак, действительно, например, во-первых, во-вторых, как видим, следовательно, и др.
  2. Союзы: так что, поскольку, так как, если и др.
  3. Речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; что позволяет предположить, это объясняется тем, что..; это является следствием того, что…; я могу с уверенностью сказать, что…; попытаемся разобраться… и др.  
  4. Синтаксические конструкции: Чтобы проиллюстрировать функции знаков конца предложения, обратимся к синтаксической конструкции №…, в конце которой ставится… . Рассмотрим предложение №… . В нем… . Обратим внимание на синтаксическую конструкцию №… . Примером выполнения запятыми выделительной функции может служить предложение №… . Итак, можно увидеть, что… . • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

Заключение (сжато привести сформулированные выводы)

  1. Обороты речи и слова: Таким образом, следовательно, обобщим все сказанное, из этого следует, отсюда заключаем и др.

При написании сочинения на лингвистическую тему можно использовать высказывания известных писателей о роли знаков препинания в художественном тексте:

Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Г.Паустовский).

Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П.Чехов).

Человек, решивший писать без знаков препинания, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать. (Р.Гамзатов).

О чем мы можем рассуждать в сочинении?

  1. О словарном составе языка.
  2. О грамматике языка (о морфологии и синтаксисе).

Исходный текст:

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.  (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода.  (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе....

Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".

Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия....

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...