Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Карталыкова Алла Владимировна

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie-rassuzhdenie.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

         Сочинение- рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

         Сочинение-рассуждение – одна из частей итоговой работы по русскому языку в 9 классе. И работа над этим видом письменной работы начинается задолго до экзамена. Учащиеся пишут разные сочинения – описания предмета, описание действий, описание  природы, описание интерьера и т. д.  

        В 5 классе начинается работа над сочинением-рассуждением. Так , например, §75. Рассуждение.  Стр.159. Ребята читают текст, а затем выясняют, что в нём утверждается.

 – В какой части текста выражена основная мысль текста (тезис)?

 – Как автор убеждает читателя в своём мнении?

– О чём сообщается в выводе?

– Что же называется сочинением-рассуждением?

Сочинение-рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. В конце обычно делается вывод.

В § есть несколько упражнений на отработку навыка нахождения тезиса, аргументов.

На данном этапе ребята работают с готовым текстом.

       §90. Доказательства в рассуждении. Работа с готовым текстом. Тренируется умение находить доказательства в тексте. Затем даётся задание написать сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:

    «Чем я больше всего люблю заниматься и почему?»

    «Кем я хотел бы стать и почему?»

   «Почему нужно беречь книгу?»

          Даны рекомендации, как работать над сочинением. Умение писать сочинения разного типа оттачивается и в 6 классе. Это сочинения-описания, сочинения по картине.

           В 7 классе – на примере устаревших слов и неологизмов нужно доказать, что русский язык живёт и развивается, что он, по словам К.И. Чуковского, «живой, как жизнь».

             В упражнение 71 учащимся предлагается порассуждать о том, что должны и могут школьники, чтобы сохранить родной край. В упражнениях 216-217 предлагается написать рассуждение на тему «Прозвища».

            Упражнение 343 – «Книга – наш друг и советчик». Нужно подобрать доказательства из текста упражнений 342-343 и т.д.

                К 9 классу учащиеся приходят с определённым багажом знаний и умений, которые нужно отточить.

               Подготовка к сочинению  С.2.2 начинается уже на этапе выполнения тестовой части работы (задания типа А), которая выявляет уровень умения вычленять основную проблему исходного текста, обосновывать позицию автора .

             Чаще всего для толкования предлагается финал текста или предложения, близкие к нему.

             Для того, чтобы успешно справиться с работой, нужно :

    – вдумчиво прочитать текст;

   – назвать проблему;

   – выявить позицию автора;

   – высказать свой взгляд на проблему;

  – подобрать аргументы;

  – написать сочинение-рассуждение.

    Хороший материал для отработки данных умений содержится в брошюре «Русский язык» №35. Е.Н. Зиновьева. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части В и С. На материале рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».

Москва. Чистые пруды. 2010 год.

  Например:

                                              Отраженье в воде.

  1. В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких : даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья не верны, неотчётливы, непонятны.
  2. Лишь иногда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева,  каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.
  3. Так и ты, так и я. 4) если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину,  – не потомули, значит, что ещё движемся куда-то? 5)Ещё живём?..

Задания к тексту.

  1. Определите основную проблему текста.
  2. Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.
  3. Определите тип речи и стиль текста.
  4. Найдите в тексте существительные, образованные бессуффиксным способом.
  5. Укажите, каким способом образовано слово поверхность .
  6. Из предложений 3-5 выпишите глаголы с чередующимися согласными в корне слова.
  7. Из предложения 2 выпишите слова с уменьшительно-ласкательным значением.
  8. Выпишите из текста контекстные синонимы и укажите, какими частями речи и какими членами предложения они являются?  
  9. Найдите в тексте глаголы-исключения.
  10. Выпишите из текста все сочинительные союзы.
  11. Выпишите из текста все местоимения и определите их разряд.
  12. Выпишите из текста все частицы.
  13. Определите способ подчинительной связи в словосочетании доходит до устья
  14. Укажите количество встретившихся в тексте пар неоднородных определений.
  15. Найдите сложно предложение, в состав которого входит определённо-личное. Напишите номер этого предложения.  

  Так же в своей работе я активно использую брошюру А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку».

                    Учащимся следует напомнить структуру сочинения-рассуждения ;

«тезис» - «аргументы» - «вывод». Нужно помнить, что сочинение должно состоять из

3-4 абзацев.

                При написании сочинения можно использовать клише :

    –проблема в тексте исследуется, анализируется, поднимается;

   – в тексте анализируется проблема нравственного выбора, экологии, добра и зла

       и т.д.            

              В течение года следует проработать как можно больше  вариантов сочинений-рассуждений на морально-этическую тему.

                   Успеха вам на экзамене!

                                         Литература.

  1. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2012. Москва «Интеллект-Центр» 2012.
  2. Е.И. Зиновьева «Тренировочные тесты для подготовки к ГЭ по русскому языку»
  3. А.Г. Нарушевич  «Тематические тесты для подготовки к ГЭ по русскому языку»

 

 

   

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Л. Н. Толстого (10 класс).

Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения по тексту Л. Н. Толстого(Часть С1 ЕГЭ)....

Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)

Материал урока - семинара  может понадобиться учителю, ведущему  подготовку  к  итоговой аттестации в 9 классе...

«Подготовка к сочинению – рассуждению части С в ОГЭ в 9 классе»

Урок подготовка к части С в ОГЭ в 9 классе. Помимо подготовки к сочинению - рассуждению урок содержит значимый региональный компонент т.к. постороен на тексте из книги Евгении Фрейзер "Дом над Двиной"...

Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ по теме "Что такое внутренний мир человека"

Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ по теме "Что такое внутренний мир человека". Сочинение написано с опорой на текст В.Т. Шаламова....

Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.

Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...