Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-rassuzhdenie.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение- рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.
Сочинение-рассуждение – одна из частей итоговой работы по русскому языку в 9 классе. И работа над этим видом письменной работы начинается задолго до экзамена. Учащиеся пишут разные сочинения – описания предмета, описание действий, описание природы, описание интерьера и т. д.
В 5 классе начинается работа над сочинением-рассуждением. Так , например, §75. Рассуждение. Стр.159. Ребята читают текст, а затем выясняют, что в нём утверждается.
– В какой части текста выражена основная мысль текста (тезис)?
– Как автор убеждает читателя в своём мнении?
– О чём сообщается в выводе?
– Что же называется сочинением-рассуждением?
Сочинение-рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. В конце обычно делается вывод.
В § есть несколько упражнений на отработку навыка нахождения тезиса, аргументов.
На данном этапе ребята работают с готовым текстом.
§90. Доказательства в рассуждении. Работа с готовым текстом. Тренируется умение находить доказательства в тексте. Затем даётся задание написать сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:
«Чем я больше всего люблю заниматься и почему?»
«Кем я хотел бы стать и почему?»
«Почему нужно беречь книгу?»
Даны рекомендации, как работать над сочинением. Умение писать сочинения разного типа оттачивается и в 6 классе. Это сочинения-описания, сочинения по картине.
В 7 классе – на примере устаревших слов и неологизмов нужно доказать, что русский язык живёт и развивается, что он, по словам К.И. Чуковского, «живой, как жизнь».
В упражнение 71 учащимся предлагается порассуждать о том, что должны и могут школьники, чтобы сохранить родной край. В упражнениях 216-217 предлагается написать рассуждение на тему «Прозвища».
Упражнение 343 – «Книга – наш друг и советчик». Нужно подобрать доказательства из текста упражнений 342-343 и т.д.
К 9 классу учащиеся приходят с определённым багажом знаний и умений, которые нужно отточить.
Подготовка к сочинению С.2.2 начинается уже на этапе выполнения тестовой части работы (задания типа А), которая выявляет уровень умения вычленять основную проблему исходного текста, обосновывать позицию автора .
Чаще всего для толкования предлагается финал текста или предложения, близкие к нему.
Для того, чтобы успешно справиться с работой, нужно :
– вдумчиво прочитать текст;
– назвать проблему;
– выявить позицию автора;
– высказать свой взгляд на проблему;
– подобрать аргументы;
– написать сочинение-рассуждение.
Хороший материал для отработки данных умений содержится в брошюре «Русский язык» №35. Е.Н. Зиновьева. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части В и С. На материале рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».
Москва. Чистые пруды. 2010 год.
Например:
Отраженье в воде.
- В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких : даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья не верны, неотчётливы, непонятны.
- Лишь иногда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.
- Так и ты, так и я. 4) если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину, – не потомули, значит, что ещё движемся куда-то? 5)Ещё живём?..
Задания к тексту.
- Определите основную проблему текста.
- Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.
- Определите тип речи и стиль текста.
- Найдите в тексте существительные, образованные бессуффиксным способом.
- Укажите, каким способом образовано слово поверхность .
- Из предложений 3-5 выпишите глаголы с чередующимися согласными в корне слова.
- Из предложения 2 выпишите слова с уменьшительно-ласкательным значением.
- Выпишите из текста контекстные синонимы и укажите, какими частями речи и какими членами предложения они являются?
- Найдите в тексте глаголы-исключения.
- Выпишите из текста все сочинительные союзы.
- Выпишите из текста все местоимения и определите их разряд.
- Выпишите из текста все частицы.
- Определите способ подчинительной связи в словосочетании доходит до устья
- Укажите количество встретившихся в тексте пар неоднородных определений.
- Найдите сложно предложение, в состав которого входит определённо-личное. Напишите номер этого предложения.
Так же в своей работе я активно использую брошюру А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку».
Учащимся следует напомнить структуру сочинения-рассуждения ;
«тезис» - «аргументы» - «вывод». Нужно помнить, что сочинение должно состоять из
3-4 абзацев.
При написании сочинения можно использовать клише :
–проблема в тексте исследуется, анализируется, поднимается;
– в тексте анализируется проблема нравственного выбора, экологии, добра и зла
и т.д.
В течение года следует проработать как можно больше вариантов сочинений-рассуждений на морально-этическую тему.
Успеха вам на экзамене!
Литература.
- С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2012. Москва «Интеллект-Центр» 2012.
- Е.И. Зиновьева «Тренировочные тесты для подготовки к ГЭ по русскому языку»
- А.Г. Нарушевич «Тематические тесты для подготовки к ГЭ по русскому языку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы предусматривает использование личностно...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Л. Н. Толстого (10 класс).
Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения по тексту Л. Н. Толстого(Часть С1 ЕГЭ)....
Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)
Материал урока - семинара может понадобиться учителю, ведущему подготовку к итоговой аттестации в 9 классе...
«Подготовка к сочинению – рассуждению части С в ОГЭ в 9 классе»
Урок подготовка к части С в ОГЭ в 9 классе. Помимо подготовки к сочинению - рассуждению урок содержит значимый региональный компонент т.к. постороен на тексте из книги Евгении Фрейзер "Дом над Двиной"...
Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ по теме "Что такое внутренний мир человека"
Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ по теме "Что такое внутренний мир человека". Сочинение написано с опорой на текст В.Т. Шаламова....
Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.
Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...
Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе
Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...