Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Цель урока: учащиеся должны уметь
- распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;
- безошибочно писать суффиксы в деепричастиях;
- правильно строить предложения с деепричастным оборотом;
- расставлять знаки препинания;
- исправлять ошибки в речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-практикум.
Количество часов -2 часа
Оборудование: доска, проектор, экран, раздаточный материал ( карточки с заданиями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_i_sistematizaciya_izuchennogo_po_teme_deeprichastie.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Шурыгина Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новониколаевская СОШ № 3»
Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе.
Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Цель урока: учащиеся должны уметь
- распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;
- безошибочно писать суффиксы в деепричастиях;
- правильно строить предложения с деепричастным оборотом;
- расставлять знаки препинания;
- исправлять ошибки в речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-практикум.
Количество часов -2 часа
Оборудование: доска, проектор, экран, раздаточный материал ( карточки с заданиями).
Ход урока:
I.Организационный момент.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз.
Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…
- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).
- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!
II.Сообщение темы и цели урока.
Стихотворение проецируется на экран.
- Я познакомлю вас с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.
- В чем особенность стихотворения?
( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)
- Как вы думаете, какие знания мы будем сегодня обобщать?
- Назовите тему урока.
-Сформулируйте цели.
(Формирование регулятивных УУД)
- Итак, сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о деепричастии, его роли в речи (каждая группа должна была выполнить практическое задание обобщающего или исследовательского характера)
- Какое место среди частей речи занимает деепричастие?
- С какими частями речи оно сходно?
( С глаголом и наречием).
- Назовите признаки, которые характерны для деепричастия.
( Спряжение, вид, род, падеж, возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, неизменяемость.
Деепричастие имеет основные грамматические признаки это вид, возвратность-невозвратность, неизменяемость.)
(Формирование познавательных УУД)
III.Работа над обобщением знаний о деепричастии.
1.Группа учащихся готовит до урока таблицы на доске « НЕ с деепричастиями», «Суффиксы деепричастий», заранее подготовленное упражнение для решения грамматической задачи. (Формирование познавательно-коммуникативных УУД)
(Карточки с заданием раздаются всем учащимся.)
(Не) спорьте, не узнав, как следует, в чем дело.
Стремитесь всегда вперед, (не) останавливаясь на достигнутом.
(Не) осуждайте другого, (не) зная его жизни.
(Не) вымыв руки, (не) садись за стол.
(Не) берись за последующее, (не) усвоив предыдущего.
Выполняй работу внимательно, (не) отвлекаясь (ни)чем.
Береги время, оно не возвращается.
- Исследовательская группа подготовила для нас советы- пожелания. Выпишите те из них, которые соответствуют теме сегодняшнего урока и которые вы бы хотели принять к исполнению. Раскройте скобки.
(Задание выполняют и проверяют с обоснованием выбора предложения. Учащиеся обосновывают слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями. Повторяют правила о написании НЕ с глаголами и НИ с местоимениями.) (Формирование познавательных УУД)
2. Решение грамматической задачи (карточки с заданием лежат на партах учащихся).
- Определите стиль речи, тип текста, назовите его приметы. Выпишите деепричастия, определите их вид, образуйте от них деепричастия другого вида, выделите формообразующие суффиксы.
После тяжелой, суровой зимы вышли под весеннее солнце пахари, старые и молодые, не жалея сил и труда, вспахали отогревшуюся землю и засеяли ее, разрыхленную, чистыми семенами, доверяя природе, благодатному ее теплу, свету все свои надежды. Вот скоро семена пустят корни, проклевываясь стебельками, высовываясь листьями. Дадут богатый урожай… Порукой их доверию было жаркое в небе солнце, буйное весеннее ликование, охватившее все живое вокруг. Вместе с травами, цветами и пестрым роем бабочек, щебечущими птицами радовался и пахарь. Ему казалось, что впереди ждут его дни, такие же яркие, как это весеннее празднество. Светлые полосы всходов пшеницы, овса, темные клинья не расцветшей еще гречихи на обширных полях радовали пахаря, делая его чувства глубже, весомей. Он верил, что так же, как пришла за суровой зимой весна, так и за сумрачным прошлым наступит ясная, счастливая жизнь… (Г. Ибрагимов.)
(Учащиеся определяют стиль и тип речи, аргументируют свои ответы.Художественный стиль, т.к. используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Задача – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность. Художественный стиль характеризуется выразительными средствами. Тип- описание с элементами повествования.
Несов.вид: доверяя, проклевываясь ,высовываясь - сов. вид- доверив, проклюнувшись, высунувшись.)
- Произвести морфологический разбор одного деепричастия несовершенного вида( 1 вариант) и одного деепричастия совершенного вида( 2 вариант) , пользуясь схемой разбора, данной в параграфе 35. (Работа под наблюдением учителя).
(Формирование познавательных УУД)
3. - Ребята, вспомним, как выделяется на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие. В каких случаях деепричастия не выделяются запятыми?
(На письме одиночное деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.
Не обособляются деепричастные обороты, если
- оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания. ( Он шел тихо посвистывая). Здесь указывается не просто, что он шел, а шел тихо посвистывая;
- оборот представляет собой устойчивые сочетания. (Лететь сломя голову.
- однородные наречие и деепричастие с союзом и. (Слушал внимательно и не прерывая говорящего).
Дифференцированные задания разного уровня сложности.
(Все учащиеся самостоятельно работают в тетради)
Желтая карточка с заданиями повышенного уровня сложности.
Спиши текст, заменяя глаголы деепричастиями ; найди в полученном тексте деепричастные обороты, расставь запятые.
С тупым удивлением и не без страха, точно (видеть) перед собой выходцев с того света, он (не мигать) и (разинуть) рот оглядывал кумачовую рубаху Егорушки и бричку…(Помолчать) еще немного и (не отрывать) глаз от Егорушки таинственный Пит задрал вверх ногу, нащупал пятой точкой опору и взобрался на камень; отсюда он (пятиться) назад и (глядеть) в упор на Егорушку, точно (бояться), чтобы тот не ударил его сзади, поднялся на следующий камень… (Проводить) его глазами Егорушка обнял колени руками и склонил голову…
А.П, Чехов. «Степь».
Красная карточка с заданиями среднего уровня сложности.
Спиши текст; найди деепричастные обороты, расставь запятые.
Горбач нащупывает пяткой корягу и крепко ухватившись сразу за несколько веток становится на нее… Совладавши с равновесием и укрепившись на новой позиции он изгибается и стараясь не набрать в рот воды начинает правой рукой шарить между корягами. Путаясь в водорослях скользя по мху покрывающему коряги рука его наскакивает на колючие клешни рака…
-Тебя еще тут, черта, не видали! - говорит Любим и со злобой выбрасывает на берег рака.
Наконец рука его нащупывает руку Герасима и спускаясь по ней доходит до чего-то склизкого, холодного.
А.П.Чехов. «Налим».
Зеленая карточка с заданиями низкого уровня сложности.
Выпиши из текста деепричастия .
Мужчина поднялся во весь рост и сорвал с себя маску. Открыв свое пьяное лицо и поглядев на всех, любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и радостно захохотал. А впечатление, действительно, произвел он необыкновенное. Все интеллигенты растерянно переглянулись и побледнели, некоторые почесали затылки…
Интеллигенты молча, не говоря ни слова, вышли на цыпочках из читальни, а Пятигоров запер за ними дверь.
- Ты же ведь знал, что это Пятигоров! - хрипел через минуту Евстрат Спиридоныч вполголоса, тряся за плечи лакея, вносившего в читальню вино. Интеллигенты заходили в клуб унылые, потерянные, виноватые, шепчась и точно предчувствуя что-то недоброе… Жены и дочери их, узнав, что Пятигоров «обижен» и сердится, притихли и стали расходиться по домам. Танцы прекратились.
В два часа из читальни вышел Пятигоров, он был пьян и пошатывался. Войдя в залу, он сел около оркестра и задремал под музыку, потом склонил голову и захрапел.
А.П.Чехов. «Маска».
(Формирование познавательных УУД)
4.Сообщения исследовательской группы, которые дома посчитала процентное соотношение употребления деепричастий в устной и письменной речи .
(Формирование регулятивно-познавательно-коммуникативных УУД)
-Прослушав сообщения исследовательской группы, какой вывод мы можем сделать?
(В устной речи деепричастия практически не употребляются. Чаще всего в разговорной речи деепричастия употребляются во фразеологических оборотах .)
- Итак, фразеологизмы - одни из ярких средств выразительности.
5. Задание выполняется устно. Прочитайте написанные фразеологические обороты. Рассмотрите данную к ним схему. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте устное задание к этому упражнению. Схема на доске.
Не мудрствуя лукаво долго
Сломя голову
Скрепя сердце + 1
Жить припеваючи.
Работать не покладая рук.
Бежать не чувствуя под собой ног.
Справка: не раздумывая, высунув язык, стиснув зубы, засучив рукава, нестись со всех ног.
( К каждому фразеологическому обороту надо подобрать другой, подходящий по смыслу. Раскрыть скобки, объяснить правописание не с деепричастием).
- Какие фразеологизмы с деепричастиями вы еще знаете?
(Формирование регулятивно-познавательных УУД)
6. - А с какой целью деепричастия употребляют в художественных текстах? Какую же роль играют деепричастия в тексте?
Сообщение группы учеников по теме «Роль деепричастий в художественных текстах».
Ребята анализировали учебники по различным предметам (выписывали формулировки понятий), газетные статьи, тетради по развитию речи.
( деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой. Более ёмкой, передают различные смысловые оттенки).
(Формирование регулятивно-познавательно-коммуникативных УУД)
7. Итак, вернемся к стихотворению английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского, о котором мы говорили в начале урока ( стихотворение проецируется на экран).
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.
- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)
- Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту?
( Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает нам услышать извержение водопада; преобладают шипящие звуки : шипя, шурша, морщинясь, дрожа).
- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа по группам):
- 1 группа – по слуховым впечатлениям ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
- 2 группа – зрительным впечатлениям ( пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
- 3 группа - движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь);
- 4 группа – аналогии с человеческими качествами ( ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
(Формирование познавательно-коммуникативных УУД)
8. Сообщение группы учеников, которые готовили вопрос « Какие речевые ошибки возможны при употреблении деепричастий?» Они проанализировали упражнения учебника, тетради по развитию речи, подобрали примеры. Изготовили раздаточный материал для решения лингвистической задачи. (Формирование регулятивно-познавательно-коммуникативных УУД)
- Итак, мы вспомнили основное правило употребления деепричастия в речи. Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
А) (Выполняется устно). Продолжите предложение с деепричастным оборотом, чтобы оно было верно:
Закаляя свой характер,
1. учитывай отношения с окружающим миром.
2. вы вырастаете готовыми к труду.
3. меняются принципы, мысли, желания.
4. мне помогали мои родители.
Б) Игра «Исправь ошибки» ( карточки с заданием раздаются каждому учащемуся).
Мне случайно в руки попала объяснительная записка.
Начальнику отдела «Грамотность»
бригадира грузчиков
Недосмотрова И.И.
Объяснительная записка.
При транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.
Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».
Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.
Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.
Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.
Тяжелый парус поднимая, я побежал домой.
Прилетев на место, рыбак идет на дальний лов.
Правильные вариант:
Не помня себя от восторга, я побежал домой.
Медленно, ровно качаясь, в гавани спят корабли.
Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.
Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
(Формирование познавательно-коммуникативных УУД)
9).На доску проецируется высказывание Р.Гамзатова.
«Что можно сказать о человеке, не увидев ни разу, как он работает?!»
( Расул Гамзатов.)
- Согласны ли вы с изречением известного поэта? Напишите свои размышления по этому поводу (5-7 предложений), используя в своем сочинении одиночные деепричастия с НЕ и деепричастные обороты.
(Формирование познавательных УУД. Это действие постановки и решения проблем творческого характера)
ТАБЛИЧКА У КАЖДОГО УЧЕНИКА.
Задание включает взаимную проверку работы с оцениванием. Проверяющий заполняет карточку.
Критерии оценки письменной работы | |||
Раскрыта ли тема сочинения | Раскрыта | Раскрыта не полностью | Не раскрыта |
Безошибочность. Есть ли орфографические , грамматические, пунктуационные ошибки. | Ошибок нет. | 1-2 ошибки | 3 и более ошибки |
Почерк ( разборчивость и понятность) | Хороший | Средний | Плохой |
4.Подведение итогов урока.
-Отрецензируйте выступления товарищей.
-Чьи выступления оказались самыми интересными и почему, чьи самыми важными и почему?
- Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы?
- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог …
10.урок дал мне для жизни..!
(Формирование регулятивных УУД)
ТЕТРАДИ СДАЮТСЯ НА ПОВЕРКУ.
4.Домашнее задание на выбор. 1.Сочинение- миниатюра «Зимние забавы» с использованием деепричастий.
2. Упр. 195.
Предметными результатами освоения учащимися 7 класса темы « Деепричастие» являются:
- опознавание, анализ и характеристика общекатегориального значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксических функций;
- умение распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида;
- проведение морфологического анализа слова, анализа текста с точки зрения его основных признаков, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления;
- умение правильно употреблять предложения с деепричастными оборотами;
- наблюдение за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.
Метапредметными результатами освоения учащимися 7 класса темы « Деепричастие» являются:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли);
- способность извлекать информацию из различных источников , включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности ( индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- владение различными видами диалога ( диалог- обмен мнениями и др.);
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Обобщение и систематизация изученного по теме деепричастие"
Презентация к обобщающему уроку в 7 классе по теме деепричастие. этот урок может помочь в подготовке к контрольному диктанту по этой теме....
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
Урок-путешествие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Урок русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие"....
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение"...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Конспект повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе. Тема:"Обособленные второстепенные члены предложения".
Конспект урока можно использовать для повторения и обобщения знаний и умений по теме: "Обособленные второстепенные члены предложения", а также для углубления знаний и осмвысления более сложного ...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему " Деепричастие. Повторение и обобщение изученного"
Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему " Деепричастие. Повторение и обобщение изученного"...