Урок развития речи в 6 классе (подготовка к сочинению-описанию по теме"Пейзажная зарисовка".)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кравченко Татьяна Николаевна

Урок насыщен разнообразием форм и методов,прведен в соответствии с требованиями ФГОС. Межпредметные связи с литературой,историей,искусством. Отрабатывалось умение определять типы речи,аргументированно доказывать свою точку зрения,развитие творческого воображения,воспитание эстетического вкуса. На уроке ипользовалось музыкальное сопровождение. Урок очень занимательный,вызывает интерес,воспитывает познавательную потребность. Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда. Урок оставляет положительные эмоции.

Цели (образовательные,развивающие,воспитательные) полностью достигнуты.Результат урока-качество знаний, умений,навыков. Дети писали сочинение,все получили положительные оценки за работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе

(подготовка к сочинению-описанию по теме «Пейзажная зарисовка»)

 Цели деятельности учителя: создать условия для отработки умения определять типы речи, доказывать свою точку зрения, закрепить и углубить представление об описании, закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Планируемые результаты:

Предметные: приводят доказательства принадлежности текста к определяемому типу.

Метапредметные:

                 - личностные-дают адекватную самооценку учебной деятельности;

- познавательные-структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекают нужную информацию, делают обобщения и выводы;

-регулятивные-принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы;

- коммуникативные-умеют формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

 Ход урока:

-Какое сейчас время года?

-Посмотрите, что изображено на иллюстрации? ( Зимний пейзаж.)

-Пейзаж-изображение природы.

-Начнем с небольшого словарного диктанта: природа,пейзаж,повествование,описание,рассуждение,сочинение,устное рисование.

-Слова «повествование, описание, рассуждение» каким общим термином можно объединить? ( Типы речи.)

Какой тип речи называется повествованием?

-Что такое рассуждение?

-Какой тип речи называется описанием?

-Что может быть объектом описания? ( Природа, человек, животное и т. д.)

-Какие задачи мы поставим сегодня на уроке, используя слова и иллюстрации?

-По какому плану строится описание? (1.Дается общее представление описываемого. 2.Описание его частей, деталей. 3.Отношение автора к тому, что он описывает?)

-Описание природы… Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока « Пейзажная зарисовка». Подготовка к сочинению-описанию.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес  один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

-Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор?

-Какое настроение создается в этих строках? (Радости, бодрости, восхищение природой.)

-Какие выразительные средства языка использует автор? (Сравнение « Великолепными коврами»)

-Почему поэт использует такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы, создает ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.)

-Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем пишет поэт?

( Цвет: чистый, прозрачный, голубой, зеленый, серебристый.)

-Что изображает А.С.Пушкин в стихотворении « Зимнее утро?»

( Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства и переживания.) В этом стихотворении поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

В каждом времени года есть свое очарование, и поэты не могли не заметить как удивительна зима. Русские художники тоже не раз признавались в своей любви к зиме.

Перед вами репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь».

Рассмотрите ее. Нравится ли она вам? Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж? Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?

Вот как сам автор передал свое восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник-праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.»

-Что объединяет картины зимы в стихотворении А.С.Пушкина и в пейзаже И.Грабаря?

-А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года.» ( Звучит «Зима»).

Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.

-Какие чувства вызывает у вас музыка? Какую картину рисует ваше воображение?

-Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке. А теперь обратимся к теме нашего урока. И начнем с толкового словаря: зарисовка-то же, что и рисунок; рисунок-нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо. Таким образом, пейзажная зарисовка-изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.

Выполненные вами рисунки-иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро» -тоже пейзажные зарисовки.

-Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой ее видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало Вот что писал об этом К.Г.Паустовский: « Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают  новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те же мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

-Итак, что же видит за словами писатель? Обратимся к отрывку из романа И.С.Шмелева «Лето Господне».

…красота-то какая! Первая звезда, а вон-другая… Звезд все больше. А какие звезды!

Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут,-голубой хрусталь, и синий, и зеленый-в стрелках.

…Калитку тронешь,-так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы.

…А воздух…-синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы-белые видения…

-Подготовьте выразительное чтение отрывка.

-Что в центре внимания писателя? Обратите внимание на описание звезд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?

Какие эпитеты подбирает автор к слову «воздух»? Почему именно такие? ( Синий-от света звезд на синем небе; звездный-от снега, который искрится; дымный-так как предметы едва можно различить в снежной дымке.)

-Какие необычные сравнения встретились вам в последней части?

(Березы-белые видения. Белые стволы сливаются с сугробами снега, поэтому в морозном воздухе кажутся отдаленными).

-Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок.

Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. А сейчас попытаемся определить порядок работы над сочинением.

План:

1.Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словами.

2.Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?

3.Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

РЕФЛЕКСИЯ:

-Что выполняли на уроке? Интересный ли был урок? Какие вопросы вызывали затруднение? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Какие задания были наиболее занимательными?

Итог урока: написать сочинение на одну из предложенных тем.

1.Краски зимнего леса.

2.Зимнее великолепие.

3.Сумерки в декабрьском лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...