Рабочая программа к курсу русского языка в 9 классе "Культура речи"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Можно использовать программу для подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 552 Пушкинского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим Советом школы протокол № 1 от 30.08.2013 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом от___ _______2013 г. №______ Директор ______________/А.А. Кузнецова/ |
Рабочая программа
Элективного курса
по русскому языку
«Культура речи»
9А класс
(уровень: базовый)
2013-2014 учебный год
(срок реализации)
Разработчик программы:
Орловская Ирина Николаевна
Преподаватель русского языка и литературы
1 квалификационная категория
РАССМОТРЕНА: на заседании МС школы Протокол № 1 от «27» августа 2013г. Руководитель ________/Л.В. Вавикова/ (подпись, расшифровка) | СОГЛАСОВАНА: Зам. директора по УВР _________/__________/ (подпись, расшифровка) «___» ______________20 __г. |
Пояснительная записка
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку и углублению знаний по культуре речи. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и на основе программы «Культура речи» под редакцией С.Г.Бархударова . М., просвещение, 2012 год. Предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным
для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Цель программы:
подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации
Задачи:
- Выработать навык комплексного анализа текста.
- Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
- Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа ( 16 часов – теоретические занятия; 18 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15лет.
Помимо теоретических занятий программа предусматривает
Ожидаемые результаты
Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от
выпускников следующих умений:
-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения
различных видов речевой деятельности;
-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их
употребления;
-использовать основные приемы информационной переработки текста;
-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных задач;
-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль.
Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального
сборника;
- тестирование по пройденному материалу;
- написание сжатого изложения;
- написание сочинения на лингвистическую тему.
Характеристика класса, на который рассчитана программа.
В классе 30 учащихся. Из них 1 ученик имеет по русскому языку «5», 10 человек-«4», 7 человек-«3»и 2 учащихся имею очень слабую мотивацию на обучение и находятся на грани между 2 и 3, 6 учащихся пробыло из других школ, 3 учащихся прибыло из параллельного класса. Уровень усвоения материала также очень слабый. Внимание на уроке концентрируется первые 15 минут. Домашнее задание выполняется только у 30 %.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание рабочей программы
Раздел I 2 часа
1. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел II.
Изложение 6 часов
Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
- Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2
Практическая работа № 2. Написание изложения
Раздел III Лексика 3 часа
Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3
Раздел IV Орфография и Синтаксис 13 часов
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4
Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12
Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности
Контрольная работа № 2. Тестирование
Подготовка к написанию сочинению-рассуждению
Раздел V Сочинение 11 часов
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка
Тематическое планирование
№ разде ла | № уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Дата проведения урока | Деятельность Уч-ся | Домашнее задание |
1 | 1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. | 1 | Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов. | 11.09 | ||
2 | Тренировочные задания по оформлению бланков | 1 | Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов. | 18.09 | |||
2 | 3 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение) | 1 | Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения. Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки. | 25.09 | ||
4 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 | 02.10 | ||||
5 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке | 1 | 09.10 | ||||
6 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, 23.10синтаксические. | 1 | 16.10 | ||||
7-8 | Практическая работа № 2 | 2 | 23.10 | ||||
3 | 9 | Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. | 1 | Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте | 30.10 | ||
10 | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | 1 | 13.11 | ||||
11 | Практическая работа № 3 | 1 | 20.11 | ||||
4 | 12 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4 | 1 | Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА. | 27.11 | ||
13 | Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5 | 1 | 04.12 | ||||
14 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6 | 1 | 11.12 | ||||
15 | Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7 | 1 | 18.12 | ||||
16 | Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8 | 1 | 25.12 | ||||
17 | Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9 | 1 | 15.01 | ||||
18 | Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10 | 1 | 22.01 | ||||
19 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11 | 1 | 29.01 | ||||
20 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12 | 1 | 05.02 | ||||
21 | Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13. | 1 | 12.02 | ||||
22 | Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты) | 1 | 19.02 | ||||
23 | Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности | 1 | 26.02 | ||||
24 | Контрольная работа № 2. (Тестирование ) | 1 | 05.03 | ||||
5 | 25 | Сочинение-рассуждение С2.2 | 1 | Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование. | 12.03 | ||
26-27 | Сочинение-рассуждение С2.2 | 2 | Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. | 19.03 | |||
28 | Сочинение-рассуждение С2.2 | 1 | Анализ работ обучающихся: логическая последовательность, исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. | 02.04 | |||
29 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 | 1 | Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения. | 09.04 | |||
30 | Урок контроля | 1 | Написание сочинения-рассуждения | 16.04 | |||
31-34 | Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника | 4 | Изложение, тесты А1 – А7, Б1-Б14, сочинение-рассуждение С2.1 или С2.2 | 23.04 30.04 07.05 14.05 | |||
35 | Результаты репетиционного экзамена. Итоги года. Рекомендации для самоподготовки. | 1 | 21.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.
1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.
2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.
4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.
5.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
Словари и справочники
1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" для средних профессиональных учебных заведений....
Рабочая программа интенсивного курса русского языка в 4-5 классах (для детей с нерусским языком обучения)
Общение- основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценнку самого себя через пос...
Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа "Русский язык и культура речи" для специальности КШИ...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...