Конспект урока. Русский язык. Тема "Морфемика и словообразование" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Материал конспекта направлен на актуализацию знания в области морфемики; знакомство с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определять значения суффиксов и приставок, группировать однокоренные слова, определять грамматическое значение окончаний, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Морфемика и словообразование" (6 класс) | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 34
Тема: Морфемика и словообразование.
Ц е л и у р о к а : актуализировать знания в области морфемики; познакомить с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определять значения суффиксов и приставок, группировать однокоренные слова, определять грамматическое значение окончаний, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Развитие нестандартного мышления.
Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов.
Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Обобщение и систематизация. Построение устного высказывания на лингвистическую тему.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
— Какой раздел науки о языке изучает употреблённые в ответе понятия — «корень», «приставка», «суффикс»? Прочитайте определение на с. 88, дополните свой ответ.
II. Работа по теме урока с материалами учебника.
1. Работа с материалами для наблюдения на с. 88, подбор примеров для каждого определения, взаимоконтроль, подготовка связного рассказа на лингвистическую тему, ответы одного-двух учеников, коррекция и оценка ответов.
2. Выполнение упр. 156. Можно дать задание найти все существительные, имеющие нулевое окончание. В итоге составляется обобщающая схема «Грамматическое значение нулевого окончания существительного», подбираются дополнительные примеры.
Нулевое окончание выделяется в следующих случаях:
1-е скл., мн. ч., род. п.
2-е скл., ед. ч., им. п., мн.ч., род. п. (чудовищ)
3-е скл., ед. ч., им. п.
Дополнительное задание:
запишите слова и определите, каким образом они связаны с составленной схемой. Дополните схему (выделено серым маркером). Какие слова не вписываются в схему?
Луч, печь, шалаш, сжечь, гуляш, могуч, беречь, багаж, чудовищ, роскошь, саквояж, помочь, свеж, задач, кирпич, груш, стеречь, плакуч.
— Найдите слово, которое может быть прочитано как два разных слова. (Печь — сущ. и печь — глаг.)
3. Перед выполнением упр. 157 учащиеся дают определение понятий форма слова, однокоренные слова, подбирают примеры по группам (каждая группа рассматривает одну из частей речи). В работе можно использовать слова печь и печь. Учитель предупреждает, что у каждого из этих слов своя родовая семья (т. е. оба слова непроизводные), и предлагает собрать их «родственников» (сущ.: печка, печурка, печной, печник;
глаг.: печься, пекарь, пекарня, испечь, запечь, спечь, припекать),
затем выделить суффиксы и приставки.
Материалы упр. 157 используются следующим образом: сначала из каждой группы исключается форма слова, затем выбираются существительные. Они записываются в четыре столбика, суффиксы выделяются.
Без суффикса | Обозначают человека | Обозначают предмет | Обозначают Процесс (действие) |
Мебель, паркет, шкаф, окно | Мебельщик, уборщица | Шкафчик, подоконник | Натирка, уборка |
— Как связаны друг с другом слова мебель и мебельщик?
Какое из этих слов даёт жизнь другому? Докажите свою точку зрения.
Работа завершается чтением определения понятия словообразование и его записью в тетради-справочники.
Учитель комментирует понятия производные слова и непроизводные слова, приводит примеры из выполненного упражнения.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная. (ночь, стол, читать)
Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь;
существительное читатель образовано от глагола читать;
прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
III. Закрепление изученного.
1. Выполнение упр. 158 сопровождается орфоэпической и лексической работой. Особое внимание следует обратить на произношение слов пОдпол и зАводь, в которых ударение падает на приставки, также закрепляется произношение знакомого учащимся слова водопровОд.
Используя толковый словарь, учащиеся комментируют значение этих слов, а также слов половик, стеклотара.
Дополнительные вопросы и задания:
— Встретились ли вам слова с двумя суффиксами? (Половик.)
с двумя корнями? (Водопровод, водопой, стеклотара.)
* К слову подпол подберите синонимы. (Подвал, погреб.)
Сопоставьте их морфемный состав. Одинаков ли он? (В словах подвал, погреб нет приставок.)
2. Упр. 159 выполняется в тетрадях и одновременно у доски (на закрытых крыльях доски, чтобы дать возможность учащимся выполнить работу самостоятельно) или на специальных картах (всего должно получиться 8 групп слов).
Учитель записывает первое слово — красить. Учащиеся по очереди выходят, чтобы записать доставшееся им слово либо в уже начатую группу, либо в новую группу. Таким образом в работе у доски принимает участие весь класс.
IV. Подведение итогов урока. Проверка коллективной работы (особое внимание к корням с чередованием), повторение понятий, использованных в процессе урока.
V. Домашнее задание. 1) По результатам выполнения упр. 159 определить, в каких рядах есть непроизводные слова. 2) Подобрать однокоренные слова к слову друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...
конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс
Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...
конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс
Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...
План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 6 классе «Типы речи»
Цели деятельности учителя: познакомить с термином «морфология», повторить и обобщить известный материал по теме; развивать способность к языковому анализу; поддерживать интерес к изучению русского язы...
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»; учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...