Конспект урока в 6 классе "Казнить нельзя, помиловать, или зачем нужны знаки препинания?"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок организуется в соответствии с системно-деятельностным подходом в обучении и с использованием современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Казнить нельзя, помиловать, или зачем нужны знаки препинания?»
Тип: урок открытия нового знания (урок – исследование)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий (работа в команде, применение исследовательских методов, анализ, синтез, обобщение).
Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Знаки препинания и их роль в тексте».
Оборудование урока: мультимедийное сопровождение, итоговые таблицы, листки учета.
Формируемые УУД:
Личностные - уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, русскому языку; готовность и способность вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные – умение определять цели и задачи своей познавательной деятельности; умение систематизировать, оценивать, аргументировать.
Познавательные – умение строить рассуждение, излагать информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, различать знаки препинания, соотносить знак препинания со смыслом.
Учитель: Шаронова Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №12 г. Арзамаса Нижегородской области.
Ход урока
1.Организационный момент, мотивация.
Ребята, сегодня у нас особенный урок, урок – исследование, сегодня нам предстоит сделать открытие, которое обогатит нашу речь и нас самих. Сегодня вам предстоит выступить в роли лингвистов – ученых, которые изучают наш родной язык. Вы хотите узнать, насколько русский язык богат и выразителен? Тогда давайте приступим.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Вступительное слово учителя:
Для начала я хочу познакомить вас с одной волшебной фразой, звучит она так: «Казнить нельзя, помиловать». Как вы понимаете ее смысл? А теперь давайте переставим запятую и скажем так: «Казнить, нельзя помиловать». Как, по-вашему, изменился смысл? Сделайте вывод, почему же эта фраза волшебная? (Ее смыслом управляет одна единственная запятая). Представьте, ребята, жизнь человека зависит от одной крошечной запятой, всего лишь ошибка в постановке запятой в этой фразе может привести к несчастью, трагедии, а может - подарить жизнь. Какой же напрашивается вывод? (От запятой может зависеть смысл предложения).
3.Постановка учебной задачи, определение проблемы.
Итак, приступим к исследованию. Попробуйте сформулировать гипотезу нашего исследования. ( Знаки препинания помогают передать смысл высказывания, от знаков препинания зависит смысл текста).
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Для того чтобы доказать гипотезу, нам необходимо выяснить:
1.Для чего нужны знаки препинания?
2.Помогают ли они выразить наши мысли?
3.Можно ли обойтись без них?
Для этого мы разделимся на 4 группы: «Лингвисты», «Словесники», «Слововеды», «Филологи». Каждая группа получит тексты из художественных произведений. Свои наблюдения необходимо занести в таблицу:
Пунктуационный знак | Функция знака в тексте |
Раздача заданий.
«Лингвисты». Задание – проанализировать функцию восклицательного знака в конце предложения, высказывания.
Тексты:
№1 Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
(Фет А.)
№2 Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
(И.Крылов)
№3 Хорошо в лесу ранней весной! В полдень идешь по тропинке между зазеленевших деревьев. Но что это? Лес оглашается птичьим гомоном. Это пернатые спешат устроить понадежнее свои жилища. Берегите птиц! Не разоряйте леса и гнезда!
«Словесники». Задание – проанализировать функцию вопросительного знака в конце предложения, высказывания.
Тексты:
№1 - Почему ты поешь, когда идешь в гору и тебе тяжело?
- От радости. Поднимаясь в гору, я думаю о спуске, когда будет легко, и о зеленой долине.
- А почему поешь, когда идешь под гору?
- От радости, потому что идти легко и долина близка…
№2 Скажи, куда девались годы,
Дни упований и свободы.
Скажи, что наши? Что друзья?
Где ж эти липовые своды?
Где ж молодость? Где ты? Где я?
(А.Пушкин)
№3 Елка слышит, как ребята о чем-то тихонько шепчутся, но слов никак не может разобрать. Что они задумали? Почему у них весело заблестели глаза? Почему заулыбались лица? У Елки радостно замирает сердце. Неужели ребята задумали ей помочь? Решили отыскать новогодний Огонек и принести сюда? Неужели это правда.
Конечно, это правда! Елка еще не жила среди людей и поэтому не знает, что такое крепкая человеческая дружба.
«Слововеды». Задание – проанализировать функцию многоточия в конце предложения, высказывания.
Тексты:
№1- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я … к ранам груди и … захлебнулся б моей он кровью! О, счастье битвы!..
(Горький М.)
№2 Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
(Н.Рубцов)
№3 Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
(А.Майков)
«Филологи». Задание – проанализировать функцию точки с запятой в сложном предложении.
Тексты:
№1 Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал;
но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. <…>
У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою.
(А.Пушкин)
№2 Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. (А.Пушкин)
№3 Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов снега побежали длинные тени… Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката…
Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. (И.Тургенев)
5.Самостоятельная работа. Выполнение заданий.
6.Выступления учащихся.
«Лингвисты»
Пунктуационный знак | Функция знака в тексте |
Восклицательный знак | Выражение восклицания, радости (текст №1) |
Обозначение восхищения и восторга (текст №2) | |
Призыв, приглашение, побуждение к действию (текст №3) |
«Словесники»
Пунктуационный знак | Функция знака в тексте |
Вопросительный знак | Оформление прямого вопроса (текст №1) |
Привлечь внимание читателя, заинтересовать, сделать его собеседником (текст №2) | |
Выражение мыслей персонажа, косвенная речь (текст №3) |
«Слововеды»
Пунктуационный знак | Функция знака в тексте |
Многоточие | Выражение эмоциональности речи, экспрессии, взволнованности (текст №1) |
Умолчание, приглашение к размышлению (текст №2) | |
Смена событий (текст №3) |
«Филологи»
Пунктуационный знак | Функция знака в тексте |
Точка с запятой | Передает впечатление от увиденного (текст №1) |
Придает частям большую смысловую самостоятельность (текст №2) | |
Подчеркивает смысл, акцентирует внимание на смысле частей сложного предложения (текст №3) |
7.Рефлексия деятельности (подведение итога, вывод).
Итак, ребята, давайте вернемся к нашей гипотезе. Удалось ли нам ее доказать? Какое открытие мы с вами сегодня на уроке сделали? (Гипотеза верна: знаки препинания необходимы, пренебрегать ими нельзя, потому что они помогают выразить мысль, донести смысл высказывания таким, каким хочет его видеть пишущий; от знаков препинания зависит смысл текста). Для того чтобы еще раз убедиться в правильности и важности нашего открытия, давайте сделаем еще одно контрольное задание. Перед вами текст: Кто знает речку Ипуть чудесная речка а что за берега плакучие ивы развесили над рекой свои ветви на крутом берегу Ипути стоит село в его окрестностях змейками вьются шесть речек хорошие речки но лучше всех Ипуть. Определите в нем границы предложений, учитывая смысловую законченность предложений, расставьте в тексте знаки препинания.
8.Саморефлексия.
Ребята, вам понравилось быть исследователями? Интересно выступать в роли лингвистов? Будьте внимательны к тому, что и как вы говорите, берегите русский язык!
А теперь, возьмите листок учета вашей работы в группе и на уроке, оцените себя и своих одноклассников.
Листок учета
Ф. И. Учащегося | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итого |
9.Домашнее задание на выбор:
- презентация «Роль знаков препинания в тексте»
- буклет «Зачем нам нужны знаки препинания?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...
конспект урока обучения чтению по теме "Буква мягкий знак"
Буква мягкий знак...
конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
Конспект урока "Услышь стук сердец тех, кому нужны забота, тепло, доброе слово..."
Конспект урока по литературе для обучающихся 6 класса....
Конспект урока по творчеству Ф.А. Абрамова "Нужна ли была поездка в прошлое?"
Урок-анализ повести Ф.А. Абрамова "Поездка в прошлое", посвященной тяжелым годам коллективизации на Севере (Архангельская область)...
Конспект урока изобразительного искусства на тему: «Красоту нужно уметь замечать. Цветы»
Тема: «Красоту нужно уметь замечать. Цветы»Цель: создание условий для развития художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного восприятия через красоту природы (цветов)Тип урок...