Конспект урока по развитию речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Русская зима".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

На уроке даются представления об особенностях изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_razvitiyu_rechi_5_klass.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи.

Русский язык – 5 класс.

Учитель МБОУ «Ленинская ОШ» Гриненкова Е.М.

Тема: Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима».

Цель:совершенствование умения определять тему и сюжет произведения;совершенствование умения описывать словами своё настроение,вызванное картинами природы.

Задачи:-познакомить с творчеством К. Ф. Юона;

-формировать умение структурировать текст;

-формировать умение соотносить выразительные средства художественного текста и картины;

-развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;

-развивать чувство прекрасного.

Оборудование:репродукции картин К. Ф. Юона; запись фрагментов из альбома Чайковского «Времена года»; тексты стихотворений; белая гуашь; листочки синего цвета.

Ключевые слова: сюжет картины, тема картины, настроение, художественный приём, выразительно-изобразительные средства.

1.Предварительная работа (стихотворение о пейзаже).

-Сегодня мы рассмотрим особенности изображения пейзажа в поэзии, музыке, живописи. Познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона, с его картиной «Русская зима.Лигачево». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно точнее и полнее рассказать о ней, а затем вы напишите сочинение - описание зимнего пейзажа.

Многие поэты, писатели, художники любили русскую зиму и называли её различными ласковыми именами. Вспомните и приведите примеры таких слов.(Зима-красавица, гостья, рукодельница, чародейка и др.)

-Назовите стихотворения о зиме, которые вы знаете.

-Кто их автор?

2.Игра «Собери стихотворение» (тексты стихотворений делятся на части по две строчки, нужно быстрее и правильнее «собрать» стихотворения).

-Выпишите из них образные выражения, которые характеризуют русскую зиму.

3.Особенности изображения пейзажа в музыке.

-Богатство красок и звуков зимнего пейзажа привлекало внимание не только поэтов и художников. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в 1876 году написал альбом «Времена года», состоящий из 12 пьес. Пьесы «У камелька», «Святки», «Зимнее утро» посвящены изображению зимы.

-Подберите к прослушанному музыкальному отрывку из альбома Чайковского «Времена года» соответствующий ему отрывок из стихотворений. Объясните свой выбор.

(С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев, А.С.Пушкин.)

-Основное художественно-выразительное средство, используемое в отрывках, -олицетворение. Природа в стихотворениях русских поэтов редко предстаёт просто как пейзаж, как фон. Она является активным действующим лицом, неразрывно связана с миром человеческой души.

4.Особенности изображения пейзажа в живописи Работа над картиной К.Ф.Юона «Русская  зима».

1) Сейчас мы познакомимся с творчеством замечательного русского худлжника Константина Федоровича Юона, с его картиной «Русская зима», попытаемся определить, каковы же особенности изображения зимнего пейзажа в живописи.

 2) Знакомство с биографией К. Ф. Юона.

 Константин Федорович Юон родился в 1875 году в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство леса – все это предстает на полотнах художника. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное жизнерадостное настроение.

3.Работа по содержанию картины.

-Рассмотрите картину. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?

-Какие чувства у вас вызывает?

Чувства :восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность, радость.

Настроение и состояние: хорошее, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, задорное, приятное, лучезарное, лучистое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнерадостное, оптимистичное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое.

-Каков, по - вашему, замысел художника?

-О чём эта картина?

-Почему она так называется?

-Перечислите всё, что вы видите на картине.

-Что вы видите на переднем плане?

-Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине? (Ему очень нравятся дети, которые вышли на прогулку. У них радостное настроение, оттого что выдался отличный денёк. Каждый занят чем-то своим, но всё делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

-Каким изображает художник снег? (Серебристый, синеватый, сверкающий. Белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветви деревьев).

-Это обилие снега придаёт величие зимней природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима - волшебница.

-Что ещё создаёт образ волшебницы зимы? (Разубранные инеем деревья, большие сугробы, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега. Мы как будто ощущаем мягкий снег, свежий морозный воздух.)

-Попробуйте, используя приём олицетворения, описать, какие превращения совершила зима. (Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядилась, украсила всё вокруг и осталась собой очень довольна.)

-Можете ли вы определить тему картины?

-У картины есть сюжет. Тему картины (как и текста) мы можем назвать, а сюжет-рассказать. Расскажите сюжет картины, ответив на вопросы:

1).Что изображено на картине?

2).Что мы видим на переднем плане? А на заднем?

3).Какие детали на картине помогают зрителю видеть и понимать героев картины?

4.Собирание материалов к сочинению.

Небо-нежное, голубое, светится, переливается нежно-розовым, голубым.

Снег-пышный, белоснежный, отсвечивает перламутровыми оттенками голубого, лазоревого, бирюзового, зеленоватого, как морская раковина, нетронутый, белый, как мел.

Воздух-тихий, прозрачный, свежий, морозный.

Ели-пышные, колючие, островерхие.

Настроение-праздничное, приподнятое, радостное.

5.Аналитическая беседа.

-К какому типу речи можно отнести данный текст? (Описание).

-Какие художественные средства языка будете использовать в тексте для придания ему выразительности? (Сравнения, олицетворения).

-Какая часть речи поможет точно и ярко описать признаки предметов? (Прилагательное).

6.Слово учителя.

-Итак, каковы же особенности изображения природы в живописи? Как художнику при помощи своеобразных художественных средств удаётся донести до зрителей те чувства, переживания, эмоции, которые переполняют его в момент написания картины?

Ответ на этот вопрос мы найдём у другого великого художника - Ильи Ефимовича Репина, который точно подметил, что «...живопись изображает окружающий мир с помощью цвета. Краски должны отражать наши мысли, колорит должен выражать настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

7.Творческая работа.

-У каждого из вас есть листок бумаги синего цвета. Нарисуйте на нём белой гуашью зимние деревья.

-Расскажите, как и при помощи чего вы передали своё настроение в рисунке, какие волшебные зимние превращения вам удалось показать.

8.Лексико-стилистическая работа.

-Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно при написании сочинения избегать неоправданных повторов.

Задание 1.Подберите синонимы к словам.

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина-полотно, репродукция.

Картина чудесная-замечательная, прекрасная.

Художник создаёт-пишет, изображает.

Задание 2.

-Можно ли при описании картины использовать следующие образы?

Снег, как цветной ковёр;

Снег, как белоснежный ковёр.

Задание 3.

-Укажите, какое художественно-изобразительное средство использовано в данных словосочетаниях? Будете ли вы это средство использовать в сочинении, с какой целью?

Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые ели, суровая зима.(Олицетворение используется для того, чтобы придать своему описанию образность, выразительность).

-Всё ли необходимое для написания сочинения у нас есть?

План.

1.Зима-волшебница.

2.Зимние забавы.

3.Сказочные деревья.

4.Чувства и настроения, навеянные картиной.

9. Итоги.

-Понравился ли вам урок?

-Какие задания понравились больше?

-Чему вас научил этот урок?

-Подведите итог нашей работе на уроке. (Пытались выявить особенности изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке; продолжили работу по формированию навыков художественного описания изображённого на картине; вспомнили, каковы функциональные возможности имени прилагательного ; провели лексико-стилистическую работу по подготовке к сочинению -описанию зимнего пейзажа.)

  • Правильно, эта работа поможет вам выполнить домашнее задание.

Домашнее задание: написать сочинение-описание зимнего пейзажа или сочинение-описание картины К.Ф.Юона «Русская зима .Лигачёво», желающие могут дополнительно выполнить творческое задание: нарисовать иллюстрацию или сделать поделку на зимнюю тематику и подобрать к ней отрывок из стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима"

конспект урока развития речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима" в 4 классе...

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

Конспект урока по развитию речи "Сочинение "Моя мама".

Конспект урока по развитию речи "Сочинение "Моя мама" в 6 классе школы-интерната 65 для глухих детей....

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...

Конспект урока с презентацией по развитию речи "Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»"

Данный материал представляет собой архив, в который входит конспект урока, презентацию и примерные сочинения учащихся по картине Татьяны Ниловны Яблонской «Утро»....

Презентация к уроку по развитию речи "Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь".

Данная презентация поможет учащимся подготовиться к сочинению по картине С.А.Григорьева "Вратарь". Вначале определяем по сюжетным картинкам тему урока. Также презентация содержит информацию ...

Урок развития речи "Сочинение по картинам И.И.Шишкина "Зима" и К.И.Юона "Русская зима. Лигачёво"

Урок развития речи "Сочинение по картинам И.И.Шишкина "Зима" и К.И.Юона "Русская зима. Лигачёво"...