урок русского языка 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект открытого урока «Повторение изученного по теме: «Словообразование. Орфография»в 6 классе по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_po_teme_slovoobrazovanie_6_kl.docx | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Повторение изученного по теме: «Словообразование. Орфография».
Учитель русского языка и литературы:Самолетникова Людмила Николаевна
Цель урока:закрепить в памяти знание орфограмм, связанных с образованием слов, способов образования слов, усовершенствовать перечисленные знания на практике, ликвидировать пробелы по данной теме.
Задачи урока:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- знать теорию по изученному разделу;
- группировать орфограммы-гласные по видам; правильно писать слова с орфограммами, связанными с образованием слов;
- группировать слова по способу образования; производить словообразовательный разбор, выстраивать словообразовательную цепочку слова.
Метапредметные:
- 1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
- 1.21.Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом; с установленными нормами.
- 2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
- 3.1.11.Определять существенные признаки объекта.
Тип урока:урок повторения
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диагностики, самодиагностики, коррекции результатов изучения темы.
Используемые учебники и учебные пособия:
- Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. и др. Русский язык 6 класс. М.: «Просвещение», 2013
- Селезнева Е.В. Тесты по русскому языку.ЧастьI. 6 класс. Издательство «Экзамен» Москва, 2013
Используемая методическая литература:
1.Русский язык. Методические рекомендации.6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 2014
2.Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.
организаций /Н.Н.Соловьева. - М.: Просвещение, 2014
Используемое оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска.
Используемые ЭОР: мультимедийная презентация.
Метапредметная карта урока (отдельных этапов урока)
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся по ООД |
Организационный этап | |||
Этап повторения | 1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. 1.21.Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом; с установленными нормами 2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики 3.1.11.Определять существенные признаки объекта. | Учитель просит учащихся сформулировать цель урока. Учитель просит учащихся оценить свои знания в начале урока; затем после каждого вида работы и в конце урока, пользуясь критериями оценки Учитель разбивает детей на две группы и дает свое задание каждой группе. Учитель просит детей указывать признаки орфограмм. | Дети проговаривают определение цели (цель - это результат, к которому мы должны прийти в конце урока) и формулируют цель урока. Учащиеся после проверки за каждое правильно написанное слово или правильно определенный способ образования ставят 1 балл. В конце урока каждый учащийся суммирует баллы за все задания и выставляет отметку за всю работу, используя алгоритм: «5» -38б –44б. «4» - 34б. -33б. «3» - 22б. – 33б. Дети называют правила работы в группе: -уметь договариваться (кто прочитает текст, кто даст ответ на вопрос); -в ходе обсуждения быть вежливым; -если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу через аргументы и факты. Признаки-это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать; все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них. Существенные признаки- это признаки, без которых данный объект существовать не может. Учащиеся объясняют условия (признаки)написания орфограмм, графически обозначают орфограммы на письме. |
Ход урока
I этап. Организационный
Приветствие учащихся.
Учащиеся открывают тетради и записывают в тетради число, классная работа.
II этап. Этап повторения
-Учитель проводит письменный терминологический диктант с записью учащимися слов в тетради и на доске с объяснением.
1.Терминологический диктант
Морфема, окончание, корень, приставка, суффикс,сложение, сокращение, изменение, чередование, состав, разбор, правописание, орфограмма.
(14 слов).
2. Определение темы урока
- Какой темой объединены термины в диктанте?
-Словообразование.
- Что изучает словообразование?
- Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
Учитель: Слово “орфограмма” было уже в терминологических диктантах по “фонетике”, “лексике”. Не лишнее оно здесь?
- Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока: “Повторениеизученного по теме «Словообразование и орфография».
3.Постановка цели урока.
Учитель:Давайте, вместе определим цель урока.
- Что вы понимаете под словом «цель»?
-Цель-это результат, к которому мы должны прийти в конце урока.
Цель нашего урока :правильно писать слова с орфограммами, которые мы изучили в процессе знакомства с темой «Словообразование и орфография»: правописание чередующихся гласных; гласные и - ы после приставок; е - и в приставках пре- - при-.
Учитель: Итак, в путь. Мы отправляемся от станции «Словообразование» к следующей станции.В руках у вас проездной билет(лист самооценки - приложение), который вы оплатите своими знаниями.
Учитель:Прошу каждого из вас поставить оценку за знания по теме перед началом повторения, чтобы в конце урока мы смогли ее сравнить с отметкой после повторения.
(Каждое задание после проверки оценивается самостоятельно учеником. - Оценка вносится в лист самооценки).
(Все задания выведены на электронную доску(см. презентацию, а также есть у каждого учащегося см.приложение ).
1.Решаем лингвистическую задачу. Даны слова с орфограммой «Приставки при- - пре-.I вариант выписывает слова с приставкой при-, IIвариант с приставкой пре-. Орфограмму графически обозначаем.
Проверка: на доске высвечиваются слова с приставкой пре-.Учащиеся по цепочке (IIвариант), проверяя,зачитывают слова с пре-, обосновывая,затем называют слова с приставкой при-.( Выставляется оценка в лист самоконтроля).
Дано:
1. Пр…бить,
2. пр…бывать(в городе),
3. пр…мирение,
4. пр…творить(мечту),
5. пр…брежный,
6. пр…вилегия,
7. пр…успеть,
8. пр…града,
9. пр…встать,
10. пр..забавный
2.Вставьте пропущенные буквы ы или и. Орфограмму графически обозначьте.
Проверка: Ученики выходят к доске, объясняют написание слов .Проверяют ответ путем нажатия на пропуск, где высвечивается правильная буква.( Выставляется оценка в лист самоконтроля.)
3. Распределите слова по способам образования. Проверьте.(Выставляется оценка в лист самоконтроля.)
http://moodle.tomedu.ru/course/view.php?id=13§ion=4
Морфемные | Неморфемные |
Сберечь (прист.) лесник (суфф.) сотрудник (прист. – суфф.) парашютистка (суфф.) пододеяльник (прист. – суфф.) побег(бессуфф.) | Птицефабрика (сложение основ с соед.гл.) дежурный(переход из одной части речи в др.) турпоход (сложение основ) ТЮЗ (сложение начальных звуков) кресло – кровать (сложение целых слов) |
Физкультминутка.Учитель делит класс на 2 команды.
- Прежде чем приступить к работе в команде, необходимо вспомнить правила работы.
Учащиеся называют правила:
- уметь договариваться (кто прочитает слова, кто даст ответ на вопрос);
-в ходе обсуждения быть вежливым;
-если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу.
Учитель раздаёт командам распечатанные карточки со словами.Игра «Составь словообразовательную цепочку».
I | II |
Гадать загадать загадка загадочный | мороз морозить заморозить заморозки |
4.Назовите корни с чередованием гласных о-а и условия их написания;назовите корни с чередованием гласных е- ии условия их написания.
-Лаг-лож- -Раст-ращ-рос- -Гор-гар- -Зар-зор- | -Бер-бира- -Тер-тира -Пер-пира- -Мер-мира- -Дер-дира- -Стел-стила- -Блест-блиста- -Жег-жига- |
На доске высвечиваются корни с графическим обозначением написания.
5. Прочитайте текст. Определите тип, стиль текста(устно). Подчеркните слова с чередующимися гласными в корнях; с орфограммами в приставках (для тех, кто выполнил задание быстрее).
Туристы расположились на берегу большого озера.
На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер.
Когда заблистали звезды, каша, хотя и слегка пригорелая, была готова.
Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрысывали ветки в костер ,
не давая ему догореть.
Никто не собирался спать.
Так и просидели всю ночь до зари
Проверка: Слова высвечиваются на доске. ( Выставляется оценка в лист самоконтроля.)
с обгорелым
разложили
заблистали
пригорелая
расстилался
догореть
до зари…
IV.Рефлексия. Посчитайте средний балл за все задания. Совпадает он с отметкой в начале урока? Поставьте оценку после повторения. У кого она выше, не изменилась, ниже?
V. Домашнее задание.Составьте словарный диктант из 15 слов с орфограммами, изученными в теме «Словообразование».
Приложение
Фамилия, имя _________________
|
|
| Кол-во |
| Приставки ПРЕ- и ПРИ- |
2. пр…бывать(в городе), 3. пр…мирение, 4. пр…творить(мечту), 5. пр…брежный, 6. пр…вилегия, 7. пр…успеть, 8. пр…града, 9. пр…встать, 10.пр…забавный | |
|
| Сверх…нтересный рассказ, раз…гралась метель, от…скать клад, без…мянный палец, с…грать в футбол, меж…нститутский матч, под…тожить заседание, небез…звестный автор, пред…словие к книге, не…звестный автор. | |
|
|
сотрудник,ТЮЗ, турпоход,парашютистка, пододеяльник, кресло-кровать,побег. | |
4. | Корни с чередованием | Туристы расположились на берегу большого озера.На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер.Когда заблистали звезды, каша, хотя и слегка пригорелая, была готова.Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрысывали ветки в костер , |
Всего баллов
ОЦЕНКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...
Комментарии
Словообразование
Очень понравилась разработка урока русского языка.
Интересно подобран материал дпя выполнения практических заданий.
Достаточный объем самостоятельной работы.
удачно включены в урок элементы творческих заданий.
Успехов Вам!