урок русского языка 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Самолетникова Людмила Николаевна

 Конспект открытого урока «Повторение изученного по теме: «Словообразование. Орфография»в 6 классе по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_po_teme_slovoobrazovanie_6_kl.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Повторение изученного по теме: «Словообразование. Орфография».

Учитель русского языка и литературы:Самолетникова Людмила Николаевна

Цель урока:закрепить в памяти знание орфограмм,  связанных с образованием слов, способов образования слов, усовершенствовать перечисленные знания на практике, ликвидировать пробелы по данной теме.

Задачи урока:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  • знать теорию по изученному разделу;
  • группировать орфограммы-гласные по видам; правильно писать слова с орфограммами, связанными с образованием слов;
  • группировать слова по способу образования; производить словообразовательный разбор, выстраивать словообразовательную цепочку слова.

Метапредметные:

  • 1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
  • 1.21.Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом; с установленными нормами.
  • 2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
  • 3.1.11.Определять существенные признаки объекта.

Тип урока:урок повторения

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диагностики, самодиагностики, коррекции результатов изучения темы.

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. и др. Русский язык 6 класс. М.: «Просвещение», 2013
  2. Селезнева Е.В. Тесты по  русскому языку.ЧастьI. 6 класс. Издательство «Экзамен» Москва, 2013

Используемая методическая литература: 

1.Русский язык. Методические рекомендации.6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Т.А. Ладыженская и др.  - М.: Просвещение, 2014  

2.Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.

организаций /Н.Н.Соловьева.  - М.: Просвещение, 2014

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Используемые ЭОР: мультимедийная презентация.

Метапредметная карта урока (отдельных этапов урока)

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся по ООД

Организационный  этап

Этап повторения

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

1.21.Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом; с установленными нормами

2.2.16.  Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики

3.1.11.Определять существенные признаки объекта.

Учитель просит учащихся сформулировать цель урока.

Учитель просит учащихся оценить свои знания в начале урока; затем после каждого вида работы   и в конце урока, пользуясь критериями оценки

Учитель разбивает детей на две группы и дает свое задание каждой группе.

Учитель просит детей указывать признаки орфограмм.

Дети проговаривают определение цели (цель - это результат, к которому мы должны прийти в конце урока)  и формулируют цель урока.

Учащиеся после проверки за каждое правильно написанное слово или правильно определенный способ образования ставят 1 балл.

В конце урока каждый учащийся суммирует баллы за все задания  и выставляет отметку за всю работу, используя алгоритм:

«5» -38б –44б.

«4» - 34б. -33б.

«3» - 22б. – 33б.

Дети называют правила работы в группе:

-уметь договариваться (кто прочитает текст, кто даст ответ на вопрос);

-в ходе обсуждения быть вежливым;

-если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу через аргументы и факты.

Признаки-это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать; все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них.

Существенные признаки- это признаки, без которых данный объект существовать не может.

Учащиеся объясняют условия (признаки)написания орфограмм, графически обозначают орфограммы на письме.

Ход урока

I этап.   Организационный

Приветствие учащихся.

Учащиеся открывают тетради и записывают в тетради число, классная работа.

II этап.  Этап повторения

-Учитель проводит  письменный терминологический диктант с записью учащимися слов в тетради и  на доске  с объяснением.

1.Терминологический диктант

Морфема, окончание, корень, приставка, суффикс,сложение, сокращение, изменение, чередование, состав, разбор, правописание, орфограмма.

(14 слов).

2. Определение темы урока

- Какой темой объединены термины в диктанте?

 -Словообразование.

 - Что изучает словообразование?

 - Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

Учитель: Слово “орфограмма” было уже в терминологических диктантах по “фонетике”, “лексике”. Не лишнее оно здесь?

-  Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока: “Повторениеизученного по теме «Словообразование и орфография».

3.Постановка цели урока.

Учитель:Давайте, вместе определим  цель урока.

- Что вы понимаете под словом «цель»?

  -Цель-это результат, к которому мы должны прийти в конце урока.

 Цель нашего урока :правильно  писать слова с  орфограммами, которые мы изучили в процессе знакомства с темой «Словообразование и орфография»: правописание чередующихся гласных; гласные и - ы после приставок; е - и в приставках пре- -  при-.

Учитель: Итак, в путь. Мы отправляемся от станции «Словообразование» к следующей станции.В руках у вас проездной билет(лист самооценки -  приложение), который вы оплатите своими знаниями.

Учитель:Прошу  каждого из вас поставить оценку  за знания по теме перед началом повторения, чтобы  в конце урока мы смогли ее сравнить с отметкой после повторения.

(Каждое задание после проверки оценивается самостоятельно  учеником. - Оценка вносится в лист самооценки).

(Все задания выведены на электронную доску(см. презентацию, а также есть у каждого учащегося см.приложение ).

1.Решаем  лингвистическую задачу. Даны слова с орфограммой «Приставки при- - пре-.I вариант выписывает слова с приставкой при-, IIвариант с приставкой пре-. Орфограмму графически обозначаем.

 Проверка: на доске высвечиваются слова с приставкой пре-.Учащиеся по цепочке (IIвариант), проверяя,зачитывают слова с пре-, обосновывая,затем называют слова с приставкой при-.( Выставляется оценка в лист самоконтроля).

Дано:                                        

1. Пр…бить,                                

2. пр…бывать(в городе),                

3. пр…мирение,                        

4. пр…творить(мечту),                        

5. пр…брежный,                        

6. пр…вилегия,                        

7. пр…успеть,                                

8. пр…града,                                

9. пр…встать,                                                

10. пр..забавный

2.Вставьте пропущенные буквы ы или и. Орфограмму графически обозначьте.

Проверка: Ученики выходят к доске, объясняют написание слов .Проверяют ответ путем нажатия на пропуск, где высвечивается правильная буква.( Выставляется оценка в лист самоконтроля.)

3. Распределите слова по способам образования. Проверьте.(Выставляется оценка в лист самоконтроля.)

http://moodle.tomedu.ru/course/view.php?id=13§ion=4

Морфемные

Неморфемные

Сберечь (прист.)

лесник (суфф.)

сотрудник (прист. – суфф.)

парашютистка (суфф.)

пододеяльник (прист. – суфф.)

побег(бессуфф.)

Птицефабрика (сложение основ с соед.гл.)

дежурный(переход из одной части речи в др.)

турпоход (сложение основ)

ТЮЗ (сложение начальных звуков)

кресло – кровать (сложение целых слов)

Физкультминутка.Учитель делит класс на 2 команды.

- Прежде чем приступить к работе в команде, необходимо вспомнить правила работы.

Учащиеся называют правила:

- уметь договариваться (кто прочитает слова, кто даст ответ на вопрос);

-в ходе обсуждения быть вежливым;

-если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу.

Учитель раздаёт командам распечатанные карточки со словами.Игра  «Составь словообразовательную цепочку».

I

II

Гадать

загадать

загадка

загадочный

мороз

морозить

заморозить

заморозки

4.Назовите корни с чередованием гласных о-а и условия их написания;назовите корни с чередованием гласных е- ии условия их написания.

-Лаг-лож-

-Раст-ращ-рос-

-Гор-гар-

-Зар-зор-

-Бер-бира-

-Тер-тира

-Пер-пира-

-Мер-мира-

-Дер-дира-

-Стел-стила-

-Блест-блиста-

-Жег-жига-

На доске высвечиваются  корни с графическим обозначением написания.

5. Прочитайте текст. Определите тип, стиль текста(устно). Подчеркните слова с чередующимися гласными в корнях; с орфограммами в приставках (для тех, кто выполнил задание быстрее).

Туристы  расположились на берегу большого озера.
На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер.
Когда заблистали звезды, каша, хотя и  слегка пригорелая, была готова.
Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрысывали ветки в костер ,
не давая ему догореть.
Никто не собирался спать.
Так и просидели всю ночь до зари

Проверка: Слова высвечиваются на доске. ( Выставляется оценка в лист самоконтроля.)

с обгорелым

разложили
заблистали
пригорелая
расстилался
догореть

до зари…

IV.Рефлексия. Посчитайте  средний балл за все задания. Совпадает он с отметкой в начале урока?  Поставьте оценку после повторения. У кого она выше, не изменилась, ниже?

V. Домашнее задание.Составьте словарный диктант из 15 слов с орфограммами, изученными в теме «Словообразование».

Приложение

Фамилия, имя _________________



Тема


Содержание

Кол-во

баллов


1.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-


1. Пр…бить,                                

2. пр…бывать(в городе),                

3. пр…мирение,                        

4. пр…творить(мечту),                        

5. пр…брежный,                        

6. пр…вилегия,                        

7. пр…успеть,                                

8. пр…града,                                

9. пр…встать,

10.пр…забавный


2.


ы-и после приставок

Сверх…нтересный рассказ, раз…гралась метель, от…скать клад, без…мянный палец, с…грать в футбол, меж…нститутский матч, под…тожить заседание, небез…звестный автор, пред…словие к книге, не…звестный автор.



3.


Способы образования слов(морфемные и неморфемные)


Сберечь, птицефабрика, лесник, дежурный,

сотрудник,ТЮЗ, турпоход,парашютистка,

пододеяльник, кресло-кровать,побег.

4.

Корни с чередованием

Туристы  расположились на берегу большого озера.На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер.Когда заблистали звезды, каша, хотя и  слегка пригорелая, была готова.Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрысывали ветки в костер ,
не давая ему догореть.
Никто не собирался спать.
Так и просидели всю ночь до зари.

 Всего баллов

                                                         ОЦЕНКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...


 

Комментарии

Очень понравилась разработка урока русского языка.
Интересно подобран материал дпя выполнения практических заданий.
Достаточный объем самостоятельной работы.
удачно включены в урок элементы творческих заданий.
Успехов Вам!