Прямая речь
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_pryamaya_rech.doc | 78.5 КБ |
pryamaya_rech_fgos.ppt | 124 КБ |
razdat._material.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Прочитайте предложения. Чем они различаются? 1) Мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным. 2) Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». - Какое предложение точнее передает слова мамы? Почему? Одно из этих предложений с прямой речью. Какое? - Запишите его. - Попробуйте расставить знаки препинания. | Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение. | Слайд 1 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Мы изучали правила пунктуации. С какими знаками препинания мы уже работали? А с какими нет? Что вы знаете об этих знаках препинания и в каких случаях они ставятся? Что такое прямая речь? (Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал). Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Прямая речь и слова автора) От каких условий зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (От места прямой речи по отношению к словам автора; от характеристики прямой речи по цели высказывания, по эмоциональной окраске). Какой шаг нашей деятельности мы сделали? (Мы вспомнили что мы знали в начальной школе ) Итак, сделаем следующий шаг, чтобы определить, чего мы не знаем, и поставить цель. | Отвечают на вопросы учителя. | |
3. Выявление места и причины затруднения | - Как вы выполнили задание? Смогли ли вы с ним справиться на данном этапе? - Почему возникло затруднение? Формулирование темы урока. -Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»)
- Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью). Учитель записывает вопросы детей на доске:
Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо? Знаки препинания мы знаем? Назовите их. Приведите примеры их употребления. Слово речь нам знакомо? А чего мы не знаем? ( прямая речь ) Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая). Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «»( кавычки). Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда) |
Учащиеся формулируют тему урока. Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий. | Слайд 2-3 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Подумайте, что нужно сделать, чтобы научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? (Определить условия постановки знаков). - Давайте составим план действий, алгоритм, который поможет нам правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Какие будут шаги? | Ученики совместно с учителем составляют алгоритм и фиксируют его в тетради:
| Слайд 4 |
5. Реализация построенного проекта | В группах проанализируйте предложения из карточки 1 (приложение1) по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА.
Карточка 1 Прямая речь перед словами автора 1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей. 2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка. 3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей. Прямая речь после слов автора 4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» - Какие басни И.А.Крылова вы узнали? - Итак, ребята, мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Как нам удобнее оформить правило? (В виде схемы). Работа с предложением, которое обсуждали в начале урока. Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему. Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». | Анализируют предложение в группе, оформляют схему на листе. Один ученик от группы зачитывает предложение, комментирует знаки препинания по алгоритму, показывает схему. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», «Ворона и лисица» Записывают схемы в тетрадь; схемы проецируются на экране (презентация). | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
Физкультминутка | 1) - Давайте разомнём спинку, для этого обнимем спинку стульчику с одной стороны и с другой стороны. 2) Теперь глазами нарисуйте первую букву своего имени. 3) Теперь встаньте и попробуйте изобразить то, что я говорю. Ветер тихо клён качает, Влево, вправо наклоняет. Раз – наклон и два – наклон, Зашумел листвою клён. | Выполняют упражнения | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Работа на доске коллективно проверяется и оценивается. Зачитываю предложения – Алина у доски. Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик | Анализируют, сопоставляют и обобщают. | Слайд 8-11 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки. Мальчик робко проговорил «_ _» Девочка тихо спросила «_ _» «_ _» шепотом ответила мама. «_ _» громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала «_ _» «_ _» уверенно произнес друг. После выполнения работы проводится взаимопроверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления. | Учащиеся работают в парах, выступают с сообщениями Составляют предложения. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок. | Слайд 12-13 |
8. Включение в систему знаний и повторения | Восстановление текста
| Вписывают ответы. | Слайд 14-15 |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1) выучить правила 2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их , составить схемы; | Записывают задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»
Как отличить от других предложений предложения с прямой речью? Что такое прямая речь? Как оформить на письме предложения с прямой речью?
Алгоритм действий 1. Определить границы ПР и СА 2. Определить, сколько предложений включает ПР 3. Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске 4. Сделать вывод, нарисовать схемы
Карточка 1 Проанализируйте предложения из карточки по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА. Прямая речь перед словами автора 1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей. 2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка. 3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей. Прямая речь после слов автора 4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
1. «П?» – а. 2. «П!» – а. 3. «П», - а. 4. А: «П».
Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». А: «П».
А: «П?»
«П,» - а.
«П?» - а.
А: «П».
Мальчик робко проговорил «_____________» Девочка тихо спросила «__________» «_________» шепотом ответила мама. «_________» громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала «_____» «___________» уверенно произнес друг.
Мальчик робко проговорил : «________» Девочка тихо спросила : «_________ ? » «_______ , » - шепотом ответила мама. «______ ! » - громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала : «___ ! » «_______ , ( ! )» - уверенно произнес друг.
Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ________________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.
Прямая речь –это слова говорящего , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и прямую речь . Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с большой буквы.
Домашнее задание 1) § 48, выучить правила. 2) Подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их, составить схемы.
Предварительный просмотр:
Проанализируйте предложения из карточки 1 по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА.
Карточка 1
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
2. Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_____________________________________________»
Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»
«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.
«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________»
«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.
Восстановление текста
Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения.
В предложениях с прямой речью различают слова автора и ________________.
Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.
1. Придумайте слова автора и вставьте ее на месте пропуска. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.
«Вам, наверное, нужны помощники?»_______________
«В твоём докладе три фактических ошибки»____________
«Не может быть!»________________
____________________ «Кто из вас будет выступать?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".
Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....