Задания для подготовки к ГИА "Сложные предложения"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
1 вариант
1. Определите вид связи придаточных предложений с главным.
1. Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперёд!
2. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете.
3. Что ни делаю, постоянно думаю, что служу прежде всего моему отечеству.
4. Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.
5. Не страшно знать, что смерть к тебе идёт, коль умираешь ты за свой народ.
6. Я тем завидую, кто жизнь провёл в бою, кто защищал великую идею.
7. Если я тебя придумал, стань таким, как я хочу!
8. Сколько бы чёрная буря ни злилась, чтоб ни случилось, будь непреклонным, товарищ!
9. Кто погиб за Днепр, будет жить века, коль сражался он, как герой.
10. Охотники в один голос все говорят, что перед светом всегда бывает особенно темно, что не в полночь в лесу бывает самое тёмное время.
2 вариант
1. Определите вид связи придаточных предложений с главным.
1. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
2. Я-то знаю, как мощно заряжен на жизнь был Павлик, каким сильным, страстным, целенаправленным характером он обладал.
3. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.
4. Тот, кто жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно верует в животворящий, полный разума русский язык.
5. Кто вам сказал что я хрупка, что с долей не боролась?
6. За те семь десятков лет, которые протекли со времени моего рождения, мир так изменился, будто я прожил на свете по меньшей мере лет семьсот.
7. Ещё в детстве сердобольная моя сестра Галя, чтобы утешить меня, придумала шаткую теорию о том, что почти все невысокие люди – талантливы.
8. Если человек хорошо поёт, можно считать, что у него есть ключ ко всем сердцам.
9. Погляди, как знамёна полощут, как бушуют они над Москвой!
10. По шумным людным скверам, где клумбы зацвели, проходят пионеры, как мы когда-то шли.
1) Однородное подчинение 2) Параллельное подчинение.
1 вариант
2. Определите вид связи придаточных предложений с главным.
1. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете.
2. Тот, кто поймёт, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.
3. Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимал гроза?
4. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
5. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
6. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
7. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы наша земля.
8. Москва просыпается всякий раз, когда надобно, и становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза.
9. Не думай, что всё пропели, что бури все отгремели.
10. Мы из тех, нестареющих, кто без устали трудится, и сознательно верящих, что всё лучшее сбудется!
2 вариант
2. Определите вид связи придаточных предложений с главным.
1. Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.
2. Даже небольшое предварительное знание тех мест, где мы собираемся жить, заставляет нас относиться к ним гораздо внимательнее, чем если бы мы ничего о них не знали.
3. Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
4. Самые богатые люди не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех других раздавал себя людям.
5. Я хотел было спросить, куда он идёт с ребёнком, какая нужда его гонит в такую распутицу.
6. Рита поняла, что в этом потоке она не найдёт никого из тех, чьи имена только что слыхала.
7. Все оживились, когда Любка сказала, что представитель партизанского штаба одобрил их и похвалил Олега.
8. Терпеливо растолкуйте детям, что лес входи в понятие отечества, что сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в неё личного труда.
9. Ещё в детстве я постоянно слышал, что одно из самых благородных дел, какие совершает человек на земле, - это насаждение лесов.
10. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес!
1) Последовательное подчинение 2) Однородное подчинение 3) Параллельное подчинение
1 вариант
3. Определите вид связи придаточных предложений с главным.
1. Шквал встряхнул дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.
2. Кто боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся.
3. Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром.
4. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг.
5. Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить.
6. Как только огарок погас, звуки и запах усилились, как будто они обрадовались исчезновению соперника.
7. Стояла та обманчивая и удивительная ялтинская осень, когда нельзя понять, доцветает ли весна или расцветает прозрачная осень.
8. Ивы на лёгком ветру подвернули в одну сторону листики, как собаки добрые подгибают ушки, когда завидят идущего к ним хозяина.
9. А где-то в гнёздах шепчут птицы, что так недолго и разбиться, что вряд ли стоит рисковать.
10. Когда же оба хозяина усаживались для разговоров в тени куста или дерева, собаки резвились до того, что язык не умещался во рту.
2 вариант
3. Определите вид связи придаточных предложений с главным.
1. У свежевырытых могил висят простреленные каски тех, кто страну свою хранил, кто шёл на подвиг по-солдатски.
2. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
3. Я вырос в захолустной стороне, где мужики невесело шутили, что ехало к нам счастье на коне, да богачи его перехватили.
4. Человек наделён разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано.
5. Такая тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.
6. Серёжка догадался, что его пытаются разглядеть через окно, и нарочно стал так близко к двери, чтобы его нельзя было увидеть.
7. На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.
8. Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.
9. Кто не знает, какою была ты когда-то, пусть посмотрит хоть раз на твоих сыновей.
10. Пишут мне, что, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
1) Последовательное подчинение 2) Однородное подчинение
3) Параллельное подчинение 4) Более сложная комбинация подчинения придаточных предложений.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНЫЕ
Вариант 1
2. Укажите тип предложения.
1. Левинсон тряхнул головой и почувствовал мелкую противную дрожь в коленях.
2. У Марьи Моревны вдруг загорелись глаза и брови раскинулись птичьими крыльями.
3. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.
4. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
5. Грохот фронта бессонный шёл как будто бы вслед.
6. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.
7. Даны дороги все на свете, но ты или необходимой.
8. Очень русское было всё то, среди чего я жил в мои отроческие годы.
9. Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
10. Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит.
2 вариант
2. Укажите тип предложения.
1. Если море зачерпнуть в ладошку, даже море потеряет цвет.
2. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
3. Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
4. Дождь прошёл мигом, жаркий лоб тронул.
5. Не каждый увидит, как солнце смеётся.
6. У хлеборобов есть обычай древний: не трогать аистиного гнезда.
7. Встретишь берёзку в хвойном лесу, и будто это букет цветов на окно.
8. На дворе уже давно кончились сумерки и наступил настоящий вечер.
9. Ветер гонит облако с дождями, листья перевёртывает скопом.
10. Рыженькая тропинка в сосновом бору лучше термометра говорит, что оттепель продолжается.
1. Простое предложение.
2. Сложносочинённое предложение.
3. Сложноподчиненное предложение
4. Бессоюзное сложное предложение.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1 вариант
2. Определите, простое предложение или сложное.
1. Сибиряк воевал под Москвой, а закончил войну он в Берлине.
2. Живым бойцам почёт и честь, а мёртвым – слава вечная.
3. Могуч и славен человек не саблей, а ясной силой сердца и ума.
4. Была бы наша родина богатой да счастливою, а выше счастья родины нет в мире ничего.
5. Не в огнях заката, а в огнях войны шли бойцы-солдаты, родины сыны.
6. Поезд пришёл точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне.
7. Два года плавания не то что утомили меня, а утолили вполне мою жажду путешествий.
8. Наш угол прост и небогат, но он родной и обжитой.
9. Я полон дум о юности весёлой, но ничего в прошедшем мне не жаль.
10. Слуга принёс билет на дилижанс, но не отдал сдачу.
2 вариант
1. Плакучие берёзы опустили вниз все свои длинные косы, а в ёлках нависла синяя тишина.
2. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
3. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло.
4. Снежинки падали с небес в таком случайном беспорядке, а улеглись постелью гладкой и строго окаймили лес.
5. Лёгок шаг у мороза, но хватка крепка.
6. Солнце должно опуститься в тучку, но до тучки ему ещё далеко.
7. Велик океан, но в лесу или в пустынном оазисе маленький ручеёк совершает не менее великое дело.
8. Мы любим охранительный свет маяков, но редко вглядываемся в него.
9. Немало птиц в душе моей гнездится, но аист мне всех ближе и милей.
10. Я побежал к хате, но суховей настиг меня в пути.
3 вариант
1. Я бродил подолгу и видел много примет осени.
2. Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые что кудри завила.
3. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
4. Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.
5. Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
6. Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли.
7. Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг.
8. Третий выстрел и птица сорвалась и улетела.
9. Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
10. Присядем здесь и дождик переждём.
1 вариант
5. Поставьте знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
1. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.
2. Притихли и дядя Коля и Марина и даже маленький сынишка и такая тишина установилась на подводе следовавшей за нами.
3. Гремела атака и пули звенели и ровно строчил пулемёт.
4. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
5. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек и раскатились выстрелы.
6. У каждого была своя война свой путь вперёд свои участки боя и каждый был во всём самим собою и только цель у всех была одна.
7. Долго ещё говорил он что-то куда-то порывался и порой ему отвечал женский голос кроткий и печальный.
8. Я захотел выкупаться в Араксе но на меня закричали и старый доктор и инженеры и даже переводчик.
9. Редко тут ходили но всё же ходили и дорожка во мху обозначилась явственно.
10. Улицы дворики крыши были покрыты снегом и товарищи посоветовали прежде всего заказать себе длинные сапоги.
2 вариант
5. Поставьте знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
1. В России багряная осень прозрачная синь листопад и ветер туда доносит тяжёлых орудий раскат.
2. Вставало солнце мокрое над лугом и душу поражала тишина.
3. Сыплет дождик большие горошины рвётся ветер и даль нечиста.
4. Сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась радуга от края и до края.
5. Отзвенели капели и подсохла земля и грачи прилетели на родные поля.
6. Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждёшь увидеть грибы.
7. Рыжие листья засыпали рыжики но я нашёл немного и рыжиков и подосиновиков и подберёзовиков.
8. По морю шла волна и пена облизывая борта парохода тотчас таяла.
9. Тяжёлые грозди сирени дышали росою горя а сад перепутавший тени уже заливала заря.
10. Догорает костёр разожженный в снегу и последний дымок его стелется низко.
1 вариант
1. Укажите сложносочинённые предложения.
1) От восхода до захода весел плеск и скрип каната.
2) Лишь составы идут за составами да кого-то скликают гудки.
3) Не курские, а местные поют здесь соловьи.
4) Зацветает степь лесами, а в лесах поля цветут.
5) Всё спит кругом, а может, и не спит, а только притворяется искусно.
6) Опять свой наряд обновили в зелёных побегах леса и нас на заре разбудили счастливых скворцов голоса.
7) Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костёр.
8) Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести.
9) Начиналось наводнение и были закрыты мосты.
10) Ещё есть надежда и надо спешить.
2. Укажите сложносочинённые предложения, в которых не нужны запятые перед союзом И, так как имеется общий второстепенный член.
1) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
2) На солнцепёке было совсем тепло и пахло землёй.
3) Ореховые серёжки начали пылить и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетает дымка.
4) У концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.
5) Луна только ещё всходила и в темноте было трудно разобраться.
3. Выясните в каких предложениях нужно обособить определение.
1) В каменных россыпях ещё покрытых слежавшимся снегом мы нашли жилое гнездо полярной совы.
2) В устланном пухом гнезде я увидел два насиженных яйца.
3) По освещённым полуночным солнцем снежным просторам я иду среди бесчисленных токующих птиц.
4) Пригретые солнцем проснулись в лагунах медлительные черепахи.
5) Ослеплённый солнечным светом зверёк торопится изо всех сил.
4. Выясните, в каких предложениях обстоятельства выделены запятыми правильно.
1) Караваны птиц надо мной летят, пролетая в небе мимо.
2) А в садах не смолкая, соревнуются соловьи.
3) В реке умывшись, перед сном спустилось солнце в долы.
4) И, седую на бровь надвинув шапку, мучицу хмуро сеет небосвод.
5) Я с городом простившись на неделю, приехал жить в сторожку лесника.
2 вариант
1. Укажите сложносочинённые предложения.
1) Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
2) На лето Даша не поехала к отцу в пыльную и знойную Самару, а с радостью осталась у сестры на взморье, в Сестрорецке.
3) Атлас был очень велик и не влезал в ранец, а носить его под мышкой было неудобно.
4) Пусть волны доходят до рубки, но с ног они нас не собьют.
5) Писатель должен много писать, но не должен спешить.
6) Пётр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.
7) Время дорого и терять его не станем.
8) Мысль легка и сердце ждёт ответа!
9) Мечик протянул руку под подушку и вынул небольшой свёрток в газетной бумаге.
10) Пришёл из школы ученик и запер в ящик свой дневник.
2. Укажите сложносочинённые предложения, в которых не нужны запятые перед союзом И, так как имеется общий второстепенный член.
1) Ворота выходили в переулок и над ними низко свешивались густые ветки старого серебристого тополя.
2) На дворе всходило солнце и громко пели птицы.
3) Дождь пролетел и тяжело, устало раскачивались яблони в саду.
4) С утра в саду немыслимо светло и от лучей оплавилось стекло.
5) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком.
3. Выясните в каких предложениях нужно обособить определение.
1) Наступил день заполненный сыростью и облаками.
2) Студёный пахнувший русским городом ветерок холодил лицо.
3) Колеи налитые недавним дождём блестели в тени.
4) Стоят наклонно над водой подмытые стволы.
5) Вдали за речкой буксовала рьяно полуторка заехавшая в грязь.
4. Выясните, в каких предложениях обстоятельства выделены запятыми правильно.
1) Он лежал на поле боя прямо на спине, что-то очень голубое видя в вышине.
2) Достойно выполнив свой долг, отцов не посрамив идёт домой наш храбрый полк среди зелёных нив.
3) Пропылили эскадрон, пролетая сквозь катящийся пушечный гром.
4) Чугай весело поблескивая выпуклыми глазами, поднялся по трапу.
5) Даша ополоснула лицо и, надвинув на глаза шапочку, вышла на берег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 19 задание " Знаки препинания в сложном предложении".
Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 19 задание " Знаки препинания в сложном предложении"....
Презентация Задание 16 Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Обособленные члены предложения.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Это задание 16.Ученики с трудом выполняют это задание.Здесь вы повторите теорию по данному заданию. И используйте тренажёр....
Система работы по подготовке обучающихся к выполнению задания №17.(Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями).
Материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку .Предложен материал к заданию №17.Представлена система работы с вводными конструкциями,теоритические сведения,иллюстрация примерами,проверочные...
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Разбор задания № 8 (нахождение грамматической основы предложения).
Данный материал систематизирует темы "Подлежащие"и "Сказуемое", изученные в 8 классе, и помогает учащимся успешно выполнить экзаменационное задание....
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...
Задания для подготовки к ВПР (работа с предложениями и текстом)
Подготовка к ВПР...
«Разбор нового типа задания: анализ графика спроса и предложения. Подготовка к выполнению задания №21 КИМ ЕГЭ по обществознанию»
Задание 21 в ЕГЭ предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый долженосуществить поиск социальной информации и выполн...