Конспект урока "Фразеологизмы и их источники"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок даёт представление о происхождении фразеологизмов, развиватьет навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_i_ih_istochniki.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Фрезеологизмы и их источники.
Цели: дать представление о происхождении фразеологизмов, развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями, закрепить умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями.
Оборудование: папка «31. Источники фразеологизмов» - презентация «Источники фразеологизмов», видеоролик «источники фразеологизмов».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Что изучает фразеология?
- Что такое фразеологизмы? - В чём особенность синтаксической роли фразеологизмом
в предложении?
- Могут ли фразеологизмы иметь синонимы, антонимы?
III. Самоопределение к деятельности.
- Видеоролик «Откуда пошли выражения, известные с детства».
- Вы только что посмотрели видеоролик о происхождении некоторых фразеологизмов. Какой вы можете сделать вывод? Как появляются фразеологизмы? (Ответы детей.) - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Разобраться, как в языке появляются фразеологизмы, каково их происхождение.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику. (Чтение теоретического материала (с. 84-86).)
2. Слово учителя. Многие фразеологизмы возникли ещё в древнерусском языке, а то и раньше. Например, выражение под горячую руку есть и в русском, и в белорусском, и в украинском языках, т. е. оно возникло ещё до разделения этих восточнославянских языков. К исконно русским относятся фразеологизмы с головы до пят, на воде вилами писано, попасть как кур в ощип, душа в пятки ушла, кричать во всю Ивановскую и т. д.
Но далеко не все фразеологизмы по происхождению исконно русские. Многие заимствованы из разных европейских языков: латинского (за и против), французского (ищите женщину), английского (знание — сила), немецкого (вот где собака зарыта). Большая группа фразеологизмов заимствована из Библии: козёл отпущения, притча во языцех, не от мира сего, блудный сын, глас вопииющего в пустыне, краеугольный камень и т. д.
Вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи (с жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный характер (см. примеры из Библии).
По фразеологизмам мы можем судить об их профессиональном или социальном происхождении: топорная работа, играть первую скрипку, ставить в тупик, держать нос по ветру, привести к общему знаменателю.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 149 — коллективный подбор фразеологизмов, состав-
ление предложений в группах (три группы – каждая составляет
по два предложения).
2. Упр. 150, 151 – устное выполнение.
Практическое задание
— Составьте из каждого набора слов фразеологизм и обычное словосочетание. Прокомментируйте ответ.
Деньги, слово, дать. (Дать деньги — дать слово.)
Лицо, руки, умывать. (Умывать лицо — умывать руки.)
3) Книги, свои, обратно, взять, слова. (Взять свои книги обратно —
взять свои слова обратно.)
VI. Подведение итогов урока
- Какие источники фразеологизмов вам известны?
- В чём отличие фразеологизмов книжного характера?
- Как найти фразеологизмы в словарях?
Домашнее задание.
1. Учебник: § 30, контрольные вопросы и задания (с. 86),
упр. 152.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"
урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
План-конспект урока: "Вулканы, горячие источники".
Данная тема урока разработана с применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР). на уроке предполагается индивидуальная, фронтальная, групповая беседа, работа...
конспект урока по физике "Источники света. Распространение света"
Представлен план проведения урока по теме :Источники света. Распространение света...
Разработка урока конспекта по теме "Природные источники углеводородов"
Составлена конспект урока по теме: "Природные источники углеводородов". Этот материал можно использовать на уроках химии в 10 классе при прохождении темы: "Природный и попутный нефтяной газы, нефть и ...
План-конспект урока «Вулканы, горячие источники, гейзеры»
Разработка составлена во время прохождения курсов повышения квалификации в Институте информационных технологий АйТи по программе "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по геогра...