Конспект урока "Фразеологизмы и их источники"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Блащук Ираида Анатольевна

Урок даёт представление о происхождении фразеологизмов,  развиватьет навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy_i_ih_istochniki.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Фрезеологизмы  и  их  источники.

Цели: дать представление о происхождении фразеологизмов,  развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями, закрепить умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями.

Оборудование: папка «31. Источники фразеологизмов» - презентация «Источники фразеологизмов», видеоролик «источники фразеологизмов».

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.        Проверка домашнего задания.

- Что изучает фразеология?

- Что такое фразеологизмы?                                                                                                     - В чём особенность синтаксической роли фразеологизмом

в предложении?

- Могут ли фразеологизмы иметь синонимы, антонимы?

III.        Самоопределение к деятельности.

- Видеоролик «Откуда пошли выражения, известные с детства».

- Вы только что посмотрели видеоролик  о происхождении некоторых фразеологизмов. Какой вы можете сделать вывод? Как появляются фразеологизмы? (Ответы детей.)                                                                                                                             - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Разобраться, как в языке появляются фразеологизмы, каково их происхождение.)

IV.        Работа по теме урока

1.        Работа по учебнику.     (Чтение теоретического материала (с. 84-86).)

2.        Слово учителя.  Многие фразеологизмы возникли ещё в древнерусском языке, а то и раньше.  Например,  выражение под горячую руку есть и в русском, и в белорусском, и в украинском языках, т. е. оно возникло ещё до разделения этих восточнославянских языков. К исконно русским относятся фразеологизмы с головы до пят, на воде вилами писано, попасть как кур в ощип, душа в пятки ушла, кричать во всю Ивановскую и т. д.

Но далеко не все фразеологизмы по происхождению исконно русские. Многие заимствованы из разных европейских языков: латинского (за и против), французского (ищите женщину), английского (знание — сила), немецкого (вот где собака зарыта).  Большая группа фразеологизмов заимствована из Библии: козёл отпущения, притча во языцех, не от мира сего, блудный сын, глас вопииющего в пустыне, краеугольный камень и т. д.

Вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи (с жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный характер  (см. примеры из Библии).

По фразеологизмам мы можем судить об их профессиональном или социальном происхождении: топорная работа, играть первую скрипку, ставить в тупик, держать нос по ветру, привести к общему знаменателю.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1.        Упр. 149 — коллективный подбор фразеологизмов, состав-
ление предложений в группах (три группы – каждая составляет
по два предложения).

2.  Упр. 150, 151 – устное выполнение.

Практическое задание

—        Составьте из каждого набора слов фразеологизм и обычное словосочетание. Прокомментируйте ответ.

Деньги, слово, дать. (Дать деньги дать слово.)

Лицо, руки, умывать. (Умывать лицо — умывать руки.)

3)        Книги, свои, обратно, взять, слова. (Взять свои книги обратно —
взять свои слова обратно.)

VI. Подведение итогов урока

- Какие источники фразеологизмов вам известны?

- В чём отличие фразеологизмов книжного характера?

- Как найти фразеологизмы в словарях?

Домашнее задание.

1.        Учебник: § 30, контрольные вопросы и задания (с. 86),

упр. 152.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

План-конспект урока: "Вулканы, горячие источники".

Данная тема  урока  разработана с применение электронных  образовательных  ресурсов (ЭОР). на уроке предполагается  индивидуальная, фронтальная, групповая беседа, работа...

конспект урока по физике "Источники света. Распространение света"

Представлен план проведения урока по теме :Источники света. Распространение света...

Разработка урока конспекта по теме "Природные источники углеводородов"

Составлена конспект урока по теме: "Природные источники углеводородов". Этот материал можно использовать на уроках химии в 10 классе при прохождении темы: "Природный и попутный нефтяной газы, нефть и ...

План-конспект урока «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Разработка составлена во время  прохождения курсов повышения квалификации в Институте информационных технологий АйТи по программе "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по геогра...