План-конспект урока: "Вулканы, горячие источники".
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Данная тема урока разработана с применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР). на уроке предполагается индивидуальная, фронтальная, групповая беседа, работа со статьей учебника, самостоятельная работа с ЭУМ И-типа и П-типа (условно-пасссивные: прослушивание звука, просмотр изображения и деятельностные: введение ключевых слов, выполнение практической работы и тестовых заданий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока по теме: Вулканы, горячие источники. | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
_____ Вулканы, горячие источники.__________
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Мазепина Ольга Владимировна | |
Место работы | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Владимирская область, Суздальский район, с. Новое «Новосельская средняя общеобразовательная школа | |
Должность | Учитель географии | |
Предмет | География | |
Класс | 6 | |
Тема и номер урока в теме | «Вулканы, горячие источники». № урока в теме 2 | |
Базовый учебник | Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова Начальный курс географии: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа», 2010. – 174, (2)с.: ил., карт. |
- Цель урока: способствовать формированию представления и развития научного подхода к исследованию объектов и явлений природы с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
9. Задачи:
Предметные: Сформировать представление о вулканах, горячих источниках, гейзерах. Изучить географию их распространения и причины возникновения.
Метапредметные: Способствовать формированию: использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Личностные:
- Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с ЭОР) учащимися.
- Способствовать воспитанию информационной культуры, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- Тип урока: введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельная деятельность учащихся
- Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, беседа, работа со статьей учебника, самостоятельная работа с ЭУМ И-типа и П-типа (условно-пассивные: прослушивание звука, просмотр изображения и деятельностные: введение ключевых слов, выполнение практической работы и тестовых заданий).
- Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, ЛОК, картина К. П. Брюллова “ Последний день Помпеи”.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Мотивационный момент | Чтение загадки про вулкан | Учитель читает загадку: У той немаленькой горы О каком природном явлении говорится в этой загадке? | Отгадывают загадку. Высказывают своё мнение. Ставят проблему совместно с учителем, которую необходимо решить в ходе урока | 1-2 |
2. | Актуализация знаний | Задает вопросы для актуализации имеющихся знаний: Что мы с Вами уже знаем об этом явлении?
2. Как происходит образование вулканов? 3. В каких районах могут возникать такие процессы? 4. Возможно ли землетрясение у нас в области? Почему? 5. Какое из природных явлений, в результате тектонической активности, будет позитивно влиять на хозяйственную деятельность человека? | Отвечают на вопросы. Называют предположения и доказательные высказывания. | 3 | |
3. | Открытие нового знания | Задания учителя Карточки с ключевыми словами темы Учебник с. 49 | Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ, проводит словарную работу. Составление глоссария | Самостоятельно осваивают содержание ЭУМ и обсуждают его в межгрупповом общении. Усвоение значения незнакомых слов. Находят объяснения понятий в учебнике с.49 | 10 |
4. | Обсуждение изученного материала | Работа с иллюстрацией. Чтение и обсуждение сообщения учащимися Прослушивание звука извержения вулкана. Вопросы учителя. | Задает вопросы по изученному материалу. | Схематически обобщают изученный материал. | 2-3 |
5. | Тренировочная практическая работа Составление схемы в тетради | Работа с текстом учебника, картами атласа Чтение и обсуждение стихотворения А.С. Пушкина | Определяет задания для каждой группы учащихся (ЭУМ упрощенный вариант и с углубленным изучением). Анализирует результаты выполнения задания | Выполняют практические задания и представляют результаты их выполнения. | 20 |
6 | Домашнее задание | Учебник, вопросы на стр. 52 , выучить определения | Объясняет учащимся выполнение домашнего задания | Записывают домашнее задание и задают вопросы по их условию | 1 |
7. | Подведение итогов, рефлексия | Подведение итогов урока, выставление оценок. Учитель использует словесную рефлексию (три волшебных вопроса или карточки-тесты) | Слушают учителя. Анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения; оценивают собственные знания и знания друзей; сознают необходимость повторения правила, обобщают материал урока. | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
___________ Вулканы, горячие источники ________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ЭУМ И – типа | Звуковой эффект | http://www.sounddogs.com/results.asp?CategoryID=1046&SubcategoryID=27&Type=1 | |
2. | ЭУМ И - типа | интерактивная лекция; ЭУМ имеет слайдовую структуру, состоит из 4 тем ( первая тема –вулканы, вторая – землетрясения, четвертая – гейзеры. 4 тема включает фрагмент видео о работе гейзера. | http://fcior.edu.ru/card/22468/vulkany-zemletryaseniya-goryachie-istochniki-i-geyzery.html | |
3. | Практикум: Строение Земли и земной коры (углубленное изучение) Практикум: Строение Земли и земной коры (упрощенный вариант) | ЭУМ П – типа (первый -усложненный вариант; второй – упрощенный) | Усложненный вариант Упрощенный вариант В ЭУМ использованы различные способы проверки информации заданий: схемы, вставить нужное слово. | http://fcior.edu.ru/card/8988/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uglublennoe-izuchenie.html http://fcior.edu.ru/card/11645/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uproshennyy-variant.html |
ХОД УРОКА
Оргмомент.
1. Изучение нового материала:
Учитель: (читает загадку)
О каком природном явлении говорится в этой загадке?
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
(Вулкан)
Учитель: Сегодняшний урок мы посвятим очень интересной теме, в которой нам предстоит узнать, о процессах происходящих на нашей планете с давних времен. Они были воспеты не только в стихах, песнях, им были посвящены шедевры знаменитых художников. Мы узнаем с вами о происхождении самого слова – вулкан. А в этом нам помогут разобраться и сообщения, которые приготовили ребята.
Работа с иллюстрацией.
Учитель:
- Какой эпизод иллюстрирован на картине К.П. Брюллова?
- В чем особенность картины?
- Таким ли вы себе представляете извержение вулкана?
Ответы учащихся.
Ученик 1: рассказывает о картине К.П. Брюллова “ Последний день Помпеи”.
(сообщение сопровождается звуковым эффектом: ВУЛКАН - БОЛЬШИЕ извержение вулкана, взрыв, гул)
http://www.sounddogs.com/results.asp?CategoryID=1046&SubcategoryID=27&Type=1
В основу своего произведения художник положил действительное событие – гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 г. н. э. Историк и писатель Плиний Младший, бывший свидетелем катастрофы ( на картине он изображен справа, склонившимся над упавшей матерью), оставил нам описание этой трагедии: “ Уже в течении многих дней ощущалось землетрясение. В эту ночь, однако, оно настолько усилилось, что казалось, все не только движется, но и опрокидывается…. Подали уже куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни…. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя, и высоко поднялся огонь от пожара, которые своим блеском и светом разогнали ночную темноту….Дома качались от частных продолжительных толчков: казалось, что они сдвинулись со своих мест и ходуном ходят взад и вперед. Под открытым небом было страшно от падавших кусков пемзы…. Задания вокруг тряслись.... мы видели, как море втягивается в себя же: земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, развивался вслед за нами по земле…. Некоторые в страхе перед смертью молились многие, воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет, и что для мира настала последняя вечная ночь.
Это описание, исполненное сурового и мужественного величия, столь свойственного римской классической прозе, глубоко взволновало К.П.Брюллова; он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события.
Учитель задает вопросы для актуализации имеющихся знаний:
1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?
2. В каких районах могут возникать такие процессы?
3. Возможно ли землетрясение у нас в области? Почему?
Ответы учащихся.
Учитель: А что думали о вулканах наши предки?
Послушайте сообщение и выскажите свое мнение о том, согласны ли вы с древними людьми?
Ученик 2: Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.
В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огромные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богом и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов. Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.
Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканов в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов, как и бога огня.
Учитель: Ребята, на доске прикреплены слова, с которыми мы должны познакомиться и они станут ключом нашей разгадки.
(На доске прикреплены обратной стороной карточки со словами: вулкан, лава, магма, кратер, землетрясение, гейзер).
Учащиеся называют слова и учитель их переворачивает. Те слова, которые они назвали верно, учитель прикрепил в одной стороне. А те, которые не открылись, можно открыть, но прикрепить в другой стороне доски и сделать акцент, что эти слова они сегодня должны узнать. Затем учащиеся находят самостоятельно в учебнике определения и озвучивают их.
Словарная работа.
Вулкан – геологическое образование над трещиной в земной коре, по которой извергается на земной поверхности лава.
Лава – (от лат. – обвал, падение) - магма, излившаяся на поверхность.
Магма – (от греч. –густая мазь) - расплавленная масса глубинных зон Земли.
Кратер – воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого изливается лава.
Гейзер (от исландского слова “хлынуть”) – это источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар.
Учитель: (ставит проблемный вопрос):
- Как происходит образование вулканов?
- Какое из природных явлений, в результате тектонической активности, будет позитивно влиять на хозяйственную деятельность человека?
Самостоятельная работа (по группам). Изучение материала интерактивной лекции и подготовка ее комментария для других групп. http://fcior.edu.ru/card/22468/vulkany-zemletryaseniya-goryachie-istochniki-i-geyzery.html
1 группа: землетрясения
2 группа: вулканы
3 группа: горячие источники
Ответы учащиеся.
Учитель: В некоторых местах земного шара горные породы разогреваются на несколько тысяч градусов. Но из-за огромного давления вышележащих земных пластов породы эти остаются в твердом состоянии. Когда же в земной коре образуются трещины, то давление падает, породы на глубине плавятся, превращаясь в огненно-жидкую массу – магму. По трещинам она поднимается вверх и изливается на поверхность Земли и превращается в лаву. Застывшая лава образует на поверхности Земли холмы и горы различной формы.
Учитель: Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются.
Учащиеся: Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет.
Учитель: (задание по карте) Найдите в карте атласа вулканы и приведите примеры.
- Ключевая Сопка
- Гекла
- Везувий
- Этна
- Эльбрус
- Кракатау
- Котопахи
- Орисаби
Учитель: В районе действующих и потухших вулканов часто встречаются горячие источники, которые или спокойно вытекают из трещин в земной коре, или бьют из-под земли.
(На доске открывается последняя карточка с ключевым словом: Гейзер. Учащиеся рассматривают картинку в учебники, (видео в ЭУМ П – типа) находят определение и зачитывают вслух).
Учащиеся (читают определение): Гейзерами называют источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар.
Учитель: А теперь нам предстоит узнать, все ли вам было понятно на уроке, что вы запомнили.
(В зависимости от резерва времени можно дать в качестве домашнего задания)
Учащиеся выполняют тестирование в (углубленном или упрощенном варианте).
Углубленный вариант: http://fcior.edu.ru/card/8988/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uglublennoe-izuchenie.html
Упрощенный вариант: http://fcior.edu.ru/card/11645/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uproshennyy-variant.html
Учитель (на столах у учащихся стихотворение А.С. Пушкина): Ребята. Прочтите стихотворение А.С. Пушкина и подчеркните слова с которые описывают действие вулкана.
- Какие продукты извержения описываются в стихотворении А.С. Пушкина? (лава, вулканические бобы, пепел).
Везувий зев открыл –
Дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется –
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем,
Под воспаленным прахом.
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
Вывод урока.
Рефлексия: (учитель может провести устно или в виде карточки- теста)
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что было сложным при изучении темы?
- Какие впечатления у вас остались от изученного?
Карточки – тесты: ___________________________________(класс, фамилия, имя)
Я узнал ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Я понял ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Меня удивило ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Мне пришлось по душе ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Что не понравилось _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Что ещё бы хотелось узнать___________________________________________________
___________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1) Прочитать параграф № 19, ответить на вопросы, выучить определения.
2) По желанию: составить кроссворд или нарисовать рисунок в котором должны быть ключевые слова урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"
Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...
План - конспект по географии "Вулканы.Горячие источники.Гейзеры."
Определение "вулкан, гейзер, кратер, жерло,очаг магмы",строение вулкана, виды вулканов.Номенклатура...
Урок" Вулканы, горячие источники,гейзеры"
Урок включает в себя :цель, задачи, ход занятия и рефлексию....
Презентация к уроку "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры"
Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления новой информации по теме "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры" на основе элементов развивающего обучения....
План-конспект урока «Вулканы, горячие источники, гейзеры»
Разработка составлена во время прохождения курсов повышения квалификации в Институте информационных технологий АйТи по программе "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по геогра...
Конспек урока "Вулканы.Горячие источники"
Комбинированный урок с мультимедийным сопровождением по теме "Литосфера" Физическая география 6 класс.Ознакомление учащихся с видами, типами, строением вулканов и гейзеров. Формирование ум...
конспект урока "Вулканы, горячие источники, гейзеры"
Урок "Вулканы, горячие источники,гейзеры" 5 класс ФГОС, интегрированный с ИЗО. В материале прослеживается практическое значение вулканов, горячих источников,гейзеров, развиваются общеучебные...