План-конспект урока: "Вулканы, горячие источники".
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

 Данная тема  урока  разработана с применение электронных  образовательных  ресурсов (ЭОР). на уроке предполагается  индивидуальная, фронтальная, групповая беседа, работа со статьей учебника, самостоятельная работа  с ЭУМ И-типа и П-типа (условно-пасссивные: прослушивание звука, просмотр изображения и деятельностные: введение ключевых слов, выполнение практической работы и тестовых заданий).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 _____  
Вулканы, горячие источники.__________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Мазепина Ольга Владимировна

Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Владимирская область, Суздальский район, с. Новое «Новосельская средняя общеобразовательная школа

Должность

Учитель географии

Предмет

География

Класс

6

Тема и номер урока в теме

«Вулканы, горячие источники». №  урока в теме 2

Базовый учебник

Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова Начальный курс географии: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа», 2010. – 174, (2)с.: ил., карт.

  1. Цель  урока: способствовать формированию представления и развития научного подхода к исследованию объектов и явлений природы с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

9. Задачи:

Предметные: Сформировать представление о вулканах, горячих источниках, гейзерах. Изучить географию их распространения и причины возникновения.

Метапредметные: Способствовать формированию: использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Личностные:

  1. Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с ЭОР) учащимися.
  2. Способствовать воспитанию информационной культуры, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  1. Тип урока: введение  нового материала с использованием ЭОР и самостоятельная деятельность учащихся
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, беседа, работа со статьей учебника, самостоятельная работа с ЭУМ И-типа и П-типа (условно-пассивные: прослушивание звука, просмотр изображения и деятельностные: введение ключевых слов, выполнение практической работы и тестовых заданий).
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, ЛОК, картина К. П. Брюллова “ Последний день Помпеи”.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Мотивационный момент

Чтение загадки про вулкан

Учитель читает загадку:

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться
 
Взорвётся, задымится!
(Вулкан.)

О каком природном явлении говорится в этой загадке?

Отгадывают загадку.

 Высказывают своё мнение.

Ставят проблему  совместно с учителем, которую необходимо решить  в ходе урока



1-2

2.

Актуализация знаний

Задает вопросы для актуализации имеющихся знаний:

Что мы с Вами уже знаем об этом явлении?

  1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

2. Как происходит образование вулканов?

3. В каких районах могут возникать такие процессы?

4. Возможно ли землетрясение у нас в области? Почему?

5. Какое из природных явлений, в результате тектонической активности, будет позитивно влиять на хозяйственную деятельность человека?

Отвечают на вопросы.

Называют предположения и доказательные высказывания.


3

3.

Открытие нового знания

Задания учителя

Карточки с ключевыми  словами темы

Учебник с. 49

Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ, проводит словарную работу.

Составление глоссария

Самостоятельно  осваивают содержание ЭУМ и обсуждают его в межгрупповом общении. Усвоение значения незнакомых слов. Находят объяснения понятий в учебнике с.49

10

4.

Обсуждение изученного материала

Работа с иллюстрацией. Чтение  и обсуждение сообщения учащимися Прослушивание  звука извержения вулкана. Вопросы учителя.

Задает вопросы по изученному материалу.

Схематически обобщают изученный материал.

2-3

5.

Тренировочная практическая работа

Составление схемы в тетради

Работа с текстом учебника, картами атласа

Чтение и обсуждение стихотворения А.С. Пушкина

Определяет задания для каждой группы учащихся (ЭУМ упрощенный вариант и с углубленным изучением). Анализирует результаты выполнения задания

Выполняют практические задания и представляют результаты их выполнения.

20

6

Домашнее задание

Учебник, вопросы на стр. 52 , выучить определения

Объясняет учащимся выполнение домашнего задания

Записывают домашнее задание и  задают вопросы по их условию 

1

7.

Подведение итогов, рефлексия

Подведение итогов урока, выставление оценок. Учитель использует словесную рефлексию (три волшебных вопроса или карточки-тесты)

Слушают учителя. Анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения; оценивают собственные знания и знания друзей; сознают необходимость повторения правила, обобщают материал урока.

2

Приложение к плану-конспекту урока

___________ Вулканы, горячие источники ________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса


Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ВУЛКАН - БОЛЬШИЕ извержение вулкана, взрыв, гул

ЭУМ И – типа

Звуковой эффект

http://www.sounddogs.com/results.asp?CategoryID=1046&SubcategoryID=27&Type=1

2.

 Вулканы. Землетрясения. Горячие источники и гейзеры 

ЭУМ И - типа

интерактивная лекция; ЭУМ имеет слайдовую структуру, состоит из 4 тем ( первая тема –вулканы, вторая – землетрясения, четвертая – гейзеры.

4 тема включает фрагмент видео о работе гейзера.

http://fcior.edu.ru/card/22468/vulkany-zemletryaseniya-goryachie-istochniki-i-geyzery.html

3.

Практикум: Строение Земли и земной коры (углубленное изучение)

Практикум: Строение Земли и земной коры (упрощенный вариант)

ЭУМ П – типа (первый -усложненный вариант; второй – упрощенный)

Усложненный вариант



Упрощенный вариант

В ЭУМ использованы различные способы проверки информации заданий: схемы, вставить нужное слово.

http://fcior.edu.ru/card/8988/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uglublennoe-izuchenie.html


http://fcior.edu.ru/card/11645/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uproshennyy-variant.html

ХОД УРОКА

Оргмомент.

1. Изучение нового материала:

Учитель: (читает загадку)

О каком природном явлении говорится в этой загадке? 

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться
 
Взорвётся, задымится!
(Вулкан)

Учитель: Сегодняшний урок мы посвятим очень интересной теме, в которой нам предстоит узнать, о процессах происходящих на нашей планете с давних времен. Они были воспеты не только в стихах, песнях, им были посвящены шедевры знаменитых художников. Мы узнаем с вами о происхождении самого слова – вулкан. А в этом нам помогут разобраться и сообщения, которые приготовили ребята.

Работа с иллюстрацией.

Учитель:

- Какой эпизод иллюстрирован на картине К.П. Брюллова?

- В чем особенность картины?

- Таким ли вы себе представляете извержение вулкана?

Ответы учащихся.

Ученик 1:  рассказывает о картине К.П. Брюллова “ Последний день Помпеи”.

(сообщение сопровождается звуковым эффектом:  ВУЛКАН - БОЛЬШИЕ извержение вулкана, взрыв, гул)

http://www.sounddogs.com/results.asp?CategoryID=1046&SubcategoryID=27&Type=1

  В основу своего произведения художник положил действительное событие – гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 г. н. э. Историк и писатель Плиний Младший, бывший свидетелем катастрофы ( на картине он изображен справа, склонившимся над упавшей матерью), оставил нам описание этой трагедии: “ Уже в течении многих дней ощущалось землетрясение. В эту ночь, однако, оно настолько усилилось, что казалось, все не только движется, но и опрокидывается…. Подали уже куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни…. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя, и высоко поднялся огонь от пожара, которые своим блеском и светом разогнали ночную темноту….Дома качались от частных продолжительных толчков: казалось, что они сдвинулись со своих мест и ходуном ходят взад и вперед. Под открытым небом было страшно от падавших кусков пемзы…. Задания вокруг тряслись.... мы видели, как море втягивается в себя же: земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, развивался вслед за нами по земле…. Некоторые в страхе перед смертью молились многие, воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет, и что для мира настала последняя вечная ночь.

  Это описание, исполненное сурового и мужественного величия, столь свойственного римской классической прозе, глубоко взволновало К.П.Брюллова; он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события.

Учитель задает вопросы для актуализации имеющихся знаний:

1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

       2. В каких районах могут возникать такие процессы?

       3. Возможно ли землетрясение у нас в области? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель: А что думали о вулканах наши предки?

Послушайте сообщение и выскажите свое мнение о том, согласны ли вы с древними людьми?

Ученик 2:  Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

   В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огромные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богом и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.  Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

  Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

   У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканов в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.  Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов,  как и бога огня. 

Учитель: Ребята, на доске прикреплены слова, с которыми мы должны познакомиться и они станут ключом нашей разгадки.

 (На доске прикреплены обратной стороной карточки со словами: вулкан, лава, магма, кратер, землетрясение, гейзер).

  Учащиеся называют слова и учитель их переворачивает. Те слова, которые они  назвали верно, учитель прикрепил в одной стороне. А те, которые не открылись, можно открыть,  но прикрепить в другой стороне доски и сделать акцент, что эти слова они сегодня должны узнать. Затем учащиеся находят самостоятельно в учебнике определения и озвучивают их.

Словарная работа.

Вулкан – геологическое образование над трещиной в земной коре, по которой извергается на земной поверхности лава.

Лава – (от лат. – обвал, падение) - магма, излившаяся на поверхность.

Магма – (от греч. –густая мазь) - расплавленная масса глубинных зон Земли.

Кратер – воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого изливается лава.

Гейзер (от исландского слова “хлынуть”)  – это источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар.

Учитель: (ставит проблемный вопрос):

  1. Как происходит образование вулканов?
  2. Какое из природных явлений, в результате тектонической активности, будет позитивно влиять на хозяйственную деятельность человека?

Самостоятельная работа (по группам).  Изучение материала интерактивной лекции и подготовка ее комментария для других групп.  http://fcior.edu.ru/card/22468/vulkany-zemletryaseniya-goryachie-istochniki-i-geyzery.html

1 группа:  землетрясения

2 группа:  вулканы

3 группа: горячие источники

Ответы учащиеся. 

 Учитель: В некоторых местах земного шара горные породы разогреваются на несколько тысяч градусов. Но из-за огромного давления вышележащих земных пластов породы эти остаются в твердом состоянии. Когда же в земной коре образуются трещины, то давление падает, породы на глубине плавятся, превращаясь  в огненно-жидкую массу – магму. По трещинам она поднимается вверх и изливается на поверхность Земли и превращается в лаву. Застывшая лава образует на поверхности Земли холмы и горы различной формы.

Учитель: Вулканы бывают действующие,  потухшие и заснувшие.  Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются.

Учащиеся: Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет.

Учитель: (задание по карте)  Найдите  в карте атласа вулканы и приведите примеры. 

  1. Ключевая Сопка
  1. Гекла
  2. Везувий
  3. Этна
  4. Эльбрус
  5. Кракатау
  6. Котопахи
  7. Орисаби

Учитель: В районе действующих  и потухших вулканов часто встречаются горячие источники, которые или спокойно вытекают из трещин в земной коре, или бьют из-под земли.  

(На доске открывается последняя карточка с ключевым словом: Гейзер.  Учащиеся рассматривают  картинку в учебники, (видео в ЭУМ П – типа) находят определение и зачитывают вслух).

 Учащиеся (читают определение): Гейзерами называют источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар.

Учитель: А теперь нам предстоит узнать, все ли вам было понятно на уроке, что вы запомнили.

   (В зависимости от резерва времени можно дать в качестве домашнего задания)

Учащиеся выполняют тестирование в (углубленном или упрощенном варианте).

Углубленный вариант: http://fcior.edu.ru/card/8988/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uglublennoe-izuchenie.html

Упрощенный вариант: http://fcior.edu.ru/card/11645/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uproshennyy-variant.html

Учитель (на столах  у учащихся стихотворение А.С. Пушкина): Ребята. Прочтите стихотворение А.С. Пушкина и подчеркните слова с которые описывают действие вулкана.

- Какие продукты извержения описываются в стихотворении А.С. Пушкина? (лава, вулканические бобы, пепел).

Везувий зев открыл –

Дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется –

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем,

Под воспаленным прахом.

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

Вывод урока.

Рефлексия: (учитель может провести устно или в виде карточки- теста)

 - Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что было сложным при изучении темы?

- Какие впечатления у вас остались от изученного?

Карточки – тесты: ___________________________________(класс, фамилия, имя)

Я узнал ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Я понял ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Меня удивило ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Мне пришлось по душе ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Что не понравилось _________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Что ещё бы хотелось узнать___________________________________________________

___________________________________________________________________________

Домашнее задание.

1) Прочитать параграф №  19, ответить на вопросы, выучить определения.

2) По желанию: составить кроссворд или нарисовать рисунок в котором должны быть ключевые слова урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"

Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...

План - конспект по географии "Вулканы.Горячие источники.Гейзеры."

Определение "вулкан, гейзер, кратер, жерло,очаг магмы",строение вулкана, виды вулканов.Номенклатура...

Урок" Вулканы, горячие источники,гейзеры"

Урок включает в себя :цель, задачи, ход занятия и рефлексию....

Презентация к уроку "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры"

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления новой информации по теме "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры" на основе элементов развивающего обучения....

План-конспект урока «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Разработка составлена во время  прохождения курсов повышения квалификации в Институте информационных технологий АйТи по программе "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по геогра...

Конспек урока "Вулканы.Горячие источники"

Комбинированный урок с мультимедийным сопровождением по теме "Литосфера" Физическая география 6 класс.Ознакомление учащихся с видами, типами, строением   вулканов и гейзеров. Формирование ум...

конспект урока "Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Урок "Вулканы, горячие источники,гейзеры" 5 класс ФГОС, интегрированный с ИЗО. В материале прослеживается практическое значение вулканов, горячих источников,гейзеров, развиваются общеучебные...