Программа элективного курса по русскому языку «Учимся писать сочинение»
методическая разработка (6 класс)
Программа элективного курса по русскому языку для 5-6 классов «Учимся писать сочинение» предлагает эффективные подходы к обучению написания сочинения школьниками; содержит упражнения, направленные на смысловое понимание текста, развитие речи; задания, развивающие УУД, помогает научиться писать сочинения разных жанров, а также составлять план, формулировать тезис, аргументы, анализировать текст; выявлять авторскую позицию и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа, КТП + Приложение к программе | 480.5 КБ |
Приказ по программе, рецензия, справка, свидетельство о публикации и др | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №4 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
Программа
элективного курса по русскому языку
«Учимся писать сочинение»
И.В. Илющенко,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Школа №4 города Белогорск»
Белогорск
2018
Аннотация
Программа элективного курса по русскому языку «Учимся писать сочинение» для 5-6 классов является компилятивной, соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование предметных и метапредметных умений, представляет вариант собственного подхода учителя русского языка к традиционным образовательным темам, отражает практико-ориентированный подход к выполнению творческого задания. Данная программа является целенаправленной и поэтапной подготовкой обучающихся к написанию творческой работы и соответствует их реальным потребностям, интересам и ожиданиям.
В приложении к программе представлены фрагменты обучающих занятий, направленные на развитие речи, тренировочные материалы и задания, раскрывающие разноуровневый подход в преподавании русского языка, памятки для школьников. Каждое занятие сопровождается красочной и познавательной презентацией.
Авторская идея имеет общественно значимое решение: научить школьников писать творческие работы, предоставить практическую поддержку молодым учителям общеобразовательных школ в реализации деятельностного подхода. Полученные школьниками на практике умения системно формируют предметные умения и УУД, оказывают помощь при подготовке к экзаменационному и итоговому сочинению по литературе, повышают результативность обученности.
Содержание
1 2 3 4 5 6 7 | Введение ………………………………………………………………………………………………. Пояснительная записка …………………………………………………………………….. Содержание программы …………………………………………………………………… Учебно-тематический план …………………………………………………………….. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ………………………………………………………………………………………………… Календарно – тематическое планирование ………………………………… Приложение: ……………………………………………………………………………………….. 1) Фрагмент занятия по теме «Сочинение что это?» (работа с текстом) ……………………………………………………………………………………………… 2) Фрагмент занятия по теме «Описание предмета» (описание дымковской и филимоновской игрушки) ………………. 3) Фрагмент занятия по теме «Описание моих впечатлений» (анализ по тексту В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой») 4) Фрагмент занятия по теме «Живые богатства планеты» (подготовка к конкурсному сочинению) ……………………………………. 5) Фрагмент занятия по теме «Что такое доброта и зло?» (подготовка к сочинению «Учитель, который останется в моем сердце навсегда») …………………………………………………………………… 6) Фрагмент занятия по теме «Добро и противостояние» (подготовка к сочинению «Учитель, который останется в моем сердце навсегда») ………………….................................................... 7) Фрагмент занятия по теме «Учимся писать сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» ……………………………………… 8) Фрагмент занятия по теме «Что такое сострадание?» (подготовка к сочинению-рассуждению) …………………………………… | 4 5 6 7 8 16 17 18 26 33 40 49 59 66 |
Введение
Программа элективного курса по русскому языку для 5-6 классов «Учимся писать сочинение» предлагает эффективные подходы к обучению написания сочинения школьниками; содержит упражнения, направленные на смысловое понимание текста, развитие речи; задания, развивающие УУД, помогает научиться писать сочинения разных жанров, а также составлять план, формулировать тезис, аргументы, анализировать текст; выявлять авторскую позицию и т.п. Особенностью программы является одновременная поэтапная подготовка учащихся к ГИА, что способствует повышению качества обучения и развитию успешной личности. Сочетание теоретического и практического материала обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы. В заданиях используется художественная, справочная, научно–популярная литература.
Авторская идея программы строится на принципах доступности, последовательности и наглядности, учитывает возрастные особенности обучающихся, органично сочетая необходимые теоретические знания и практические умения и навыки в работе с детьми.
Пояснительная записка
данная программа разработана в соответствии с
- законом «Об образовании в РФ» от 29.12.12г. №273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897) с изменениями и дополнениями;
- примерным Положением о структуре, порядке разработки и утверждения программ учебных курсов общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки Амурской области от 15.09.2010г. №1439;
- Уставом МАОУ «Школа №4 города Белогорск»;
- Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МАОУ «Школа № города Белогорск», утвержденным приказом директора школы от 01.12.2015г. №612
Основная цель программы - организация практико-ориентированного подхода в обучении написанию сочинения, формирующего у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка и развитию творческих способностей.
Задачи для учителя, решаемые при реализации данной программы:
1. Рассмотреть опыт ведущих учителей страны через изучение научно-методической литературы по обучению написанию сочинения школьниками.
2. Исследовать возможности практико-ориентированного подхода в обучении школьников сочинению.
3. Разработать принципы методики обучения сочинению на основе риторического подхода.
4. Создать эффективную систему работы над сочинением.
Планируемые результаты освоения элективного курса:
- реализация творческого потенциала обучающихся 5-6 классов;
- повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции;
- совершенствование навыков лингвистического анализа;
- воспитание любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка;
- активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Данная программа разработана на 2 года для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 68 часов, из расчёта 1 час в неделю (с перспективой разработки программы для 7 – 9 классов).
Содержание программы
Содержание программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам основной образовательной программы МАОУ «Школа №4 города Белогорск».
Текст как основная единица языка
Текст. Тема, идея, основная мысль текста. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Главная и второстепенная информация в тексте.
Текстовые иллюстрации. Проба пера
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, стиль художественной литературы. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, сферой и ситуацией общения.
Текстовые иллюстрации. Проба пера
Классификация сочинений.
Сочинение как вид творческой работы. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Жанры: сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Особенности сочинений различных жанров. Риторический подход в обучении сочинению, как один из эффективных методов обучения.
Текстовые иллюстрации. Проба пера
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ поэтического и прозаического текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Текстовые иллюстрации. Проба пера.
Приёмы и методы в работе над сочинением.
Сочинение как речевое упражнение. Рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиция рассуждения. Речевое оформление рассуждения.
Текстовые иллюстрации. Проба пера
Ученические работы (типология) и компоненты системы развития речи.
Критерии: источники материала (жизненный опыт, наблюдения, публицистика); степень самостоятельности учащихся: выбор темы (накопление материала; составление и редактирование текста); организация подготовки и выполнения сочинения; тип и стиль речи; тематика творческих работ; система речевых упражнений.
Текстовые иллюстрации. Проба пера
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Кол-во часов |
5 класс | ||
1 | Текст как основная единица языка | 3 |
2 | Классификация сочинений | 8 |
3 | Стилистика русского языка | 3 |
4 | Средства выразительности речи | 3 |
5 | Приёмы и методы в работе над сочинением (обучение написанию сочинения) | 9 |
6 | Ученические работы (типология) и компоненты системы развития речи | 8 |
6 класс | ||
1 | Средства выразительности речи | 6 |
2 | Приёмы и методы в работе над сочинением (обучение написанию сочинения) | 14 |
3 | Типология ученических работ и компоненты системы развития речи | 14 |
Итого | 68 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
1. Зуева Е.В. Учимся писать сочинение. 5-6 класс. — М.: Дрофа, 2016.
- Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Егораева Г.Т. Русский язык. ОГЭ. Практикум. 15.1. — М.: «Экзамен», 2017.
- Куманова Н.В. Как научиться писать сочинения. — М.: Грамотей, 2006.
- Федорова Т.Л. 220 сочинений по картинам из учебников русского языка. 5-9 класс. - М.: ЛадКом, 2014. — 192 с.
- Пичугов Ю.С. Родное слово. — М.: Сантакс—Пресс, 1996.
- Порохова О.Г. Развитие творческого мышления. — Благовещенск, 2007.
- Донскова О.В. Одарённые дети: задания повышенной сложности в УМК по литературе. — М.: Российский учебник, 2017.
- Симакова Е.С. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. — М.: АСТ, 2017.
- Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2012.
- Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М.: ЛадКом, 2009.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 1996. – 208с.
- Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 20017.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Портал для школьников по русскому языку - http://www.rosolymp.ru/
- Учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художествен-ной литературы в форме решения увлекательных задач - http://www.philologia.ru/
Технические средства обучения: экран, компьютер, электронная доска, проектор
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №4 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № от «_____» _____________2018 г. Руководитель кафедры ______________/ И.В. Илющенко | «Согласовано» Протокол № от «_____» _____________2018 г. Заместитель директора по УВР ______________/ Г.П. Головлева | «Утверждаю» Директор МАОУ «Школа №4 города Белогорск» Приказ № от «______» ___________ 2018 г. _______________/ Т.В. Афанасьева |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Учимся писать сочинение»
для 5-6 классов
68 часов (1 час в неделю) Срок реализации программы 2 года
Учитель Илющенко И.В.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку и литературе «Учимся писать сочинение»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Тип занятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | |
план | факт | |||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете филологии. Текст как единицы языка. Сочинение – это что? | Открытие новых знаний | Учащиеся должны уметь: Развитие речи. Осмысленно составлять тексты научного стиля, план. Проводить анализ текста. Находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты художественного стиля речи с описанием. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану Познавательные: понимает информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит Коммуникативные: вступает в учебный диалог участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | ||
2 | Тема, идея, основная мысль текста. Главная и второстепенная инфо | Открытие знаний | ||||
3 | Композиция, логическая и грамматическая структура текста. Текстовые иллюстрации. Проба пера | Закрепление полученных знаний | ||||
4-5 | Классификация сочинения. Как научиться писать сочинение? Виды сочинений. Текстовые иллюстрации. Проба пера | Развитие связной речи | Регулятивные: управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели, планирование последовательности, прогнозирование результатов деятельности). Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные: владеть всеми видами речевой деятельности. Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | |||
6 | Этапы работы над сочинением. Главная и второстепенная информация в тексте. Текстовые иллюстрации. Проба пера | Открытие новых знаний | ||||
7 | Жанр и композиция сочинения. Способы развития мысли в тексте или способы связи предложений. Текстовые иллюстрации. Проба пера | Закрепление полученных знаний | Учащиеся должны знать: способы и средства связи предложений. Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение. Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятия. | Регулятивные: осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; Познавательные: знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и уметь преодолевать их. Коммуникативные: соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | ||
8-9 | Сочинение-описание (передача впечатления) | Открытие новых знаний | ||||
9-10 | Сочинение-рассуждение (самостоятельное размышление). | Нахождение алгоритма. | ||||
11 | Стилистика русского языка. Понятие о стилистически значимой речевой ситуации. Текстовые иллюстрации. Проба пера. | Сочинение - миниатюра. | Знать: осмысленно и бегло читать тексты научного стиля Уметь: определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля речи; выделять в тексте описание; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения. | Регулятивные: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности. Познавательные: применение методов информационного поиска. Коммуникативные: владеть всеми видами речевой деятельности. Личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение Регулятивные: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности. Познавательные: применение методов информационного поиска. Коммуникативные: владеть всеми видами речевой деятельности. Личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение | ||
12 | Стили русского литератур-ного языка: научный, стиль художественной литературы. Текстовые иллюстрации. Проба пера. | |||||
13 | Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. | Составление рассказа. | ||||
14 | Средства выразительности речи. Богатые возможности русского языка. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой. | Открытие новых знаний | ||||
15 | Лексические и словообразовательные средства выразительности. Текстовые иллюстрации. Проба пера. | Составление памятки. | ||||
16 | Морфологические средства выразительности Анализ текста с точки зрения использования в нем средств выразительности | Развитие речи устной и письменной | ||||
Открытие новых знаний | ||||||
17-18 | Приемы и методы в работе над сочинением. Сочинение как речевое упражнение. | |||||
Развитие речи | Знать: совершенствование текста. Уметь: совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), Иметь: в частности находить и устранять неоправданные повторы. Знать: совершенствование текста. Уметь: совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), Иметь: в частности находить и устранять неоправданные повторы. | |||||
19-20 | Приемы и методы в работе над сочинением. Сочинение как вид творческой работы. | Развитие устной и письменной речи | Регулятивные: управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели, планирование последовательности, прогнозирование результатов деятельности). Познавательные: установление аналогий, подведение под понятие и др. Коммуникативные: перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. | |||
21-23 | Приемы и методы в работе над сочинением. Этапы работы над сочинением. Текстовые иллюстрации. Проба пера. Сочинение на конкурс «Неизвестный солдат, кто он?» | |||||
Регулятивные: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности. Познавательные: выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др. Коммуникативные: владеть всеми видами речевой деятельности. | ||||||
24-25 | Рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагменты. Анализ художественного текста. | Развитие речи | ||||
26-28 | 8 | Ученические работы (типология) и компоненты системы развития речи. Критерии: источники материала (жизненный опыт, наблюдение). Сочинение-описание по картине. Анализ сочинений по картине. | Развитие речи | Знать: основные приемы описания текста Уметь: применять на практике приемы описания текста Иметь: опыт описывания картины | ||
Знать: совершенствование текста. Уметь: совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), Иметь: в частности находить и устранять неоправданные повторы. | Регулятивные: управлять своей деятельностью Познавательные: выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения Регулятивные: управлять своей деятельностью Познавательные: выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | |||||
29-34 | Ученические работы (типология) и компоненты системы развития речи. Степень самостоятельности учащихся: выбор темы, подготовка и написание сочинения. Описание предмета – игрушки (описание дымковской и филимоновской игрушки) Соединение различных типов описания | Развитие устной и письменной речи | ||||
35-41 | Средства выразительности речи. Богатые возможности русского языка. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой. «Что такое доброта и зло?» (Подготовка к сочинению «Учитель, который останется в моем сердце навсегда») Текстовые иллюстрации. Проба пера. Обзор сочинений учеников-сверстников. Сочинение на конкурс. | Развитие речи | Уметь: выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Уметь: подробно и выборочно пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. | |||
42- 45 | Приемы и методы в работе над сочинением. Разбор творческих работ. «Добро и противостояние» (Подготовка сочинению «Учитель, который останется в моем сердце навсегда») Текстовые иллюстрации. Проба пера. | Развитие устной и письменной речи | Регулятивные: контролировать и оценивать достигнутые результаты; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности. Познавательные: извлечение информации из прослушанного текста. Коммуникативные: владеть всеми видами речевой деятельности, оценивать речь с точки зрения её содержания и языкового оформления Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | |||
Знать: основные приемы описания текста Уметь: применять на практике приемы описания текста Иметь: опыт работы с текстом анализировать текст; выделять в тексте худож. произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием. | ||||||
46- 50 | Приемы и методы в работе над сочинением. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. «Что такое сострадание?» Текстовые иллюстрации. Проба пера. | Регулятивные: управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели, планирование последовательности, прогнозирование результатов деятельности). Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности. Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | ||||
51- | Приемы и методы в работе над сочинением. Сочинение рассуждение на лингвистическую тему. «Живые богатства планеты» (подготовка к конкурсному сочинению) Текстовые иллюстрации. Проба пера. | |||||
Знать: приемы описания текста Уметь: применять на практике приемы описания текста Иметь опыт работы с текстом | Регулятивные: управлять своей деятельностью Познавательные: выполнять логические операции: подведение под понятие и др. Коммуникативные: владеть всеми видами речевой деятельности. | |||||
55-62 | Типология ученических работ. Организация подготовки и выполнения сочинения. Тип и стиль речи. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Речевое оформление рассуждения. Построение рассуждения на основе прочитанного текста. «Описание моих впечатлений» (анализ текста по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой») | Открытие новых знаний Практикум | Знать: лексические средства выразительности Уметь: анализировать текст с точки зрения использования в нём средств выразительности Иметь: представление о богатых возможностях русского языка | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учётом решаемых задач Коммуникативные: оценивать речь с точки зрения её содержания и языкового оформления | ||
Знать: способы аргументации Уметь: формулировать доказательства Иметь: представление о речевом оформлении рассуждения | Регулятивные: управлять своей деятельностью. Познавательные: выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др. Коммуникативные: владеть видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности. | |||||
Типология ученических работ и компоненты системы развития речи. Иллюстрация и редактирование написанных сочинений. Рецензирование Проба пера. | Урок повторения и обобщения | |||||
63-68 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
«УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»
Фрагмент вводного занятия по теме
«Сочинение – это что?»
Цель занятия: расширить знания учащихся о сочинении.
Задача: систематизировать имеющиеся у детей знания; дать основные понятия о сочинении; развивать внимание, интерес к русскому языку.
ТЕОРИЯ
Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов) КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Структура сочинения-рассуждения этого типа:
|
РУБРИКА «ВОЗЬМИ СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ!»
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ПАМЯТКА
ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может:
Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать:
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть:
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл. Последний абзац сочинения должен быть соответствующим теме, п.ч. может скрасить многие недостатки основной части сочинения. «Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог». |
РУССКИЙ ЯЗЫК В КАРТИНКАХ
ВОЗЬМИТЕ ЕА ЗАМЕТКУ! СОЧИНЕНИЯ бывают по ЛИТЕРАТУРЕ и РУССКОМУ ЯЗЫКУ!
Обратите внимание! Классификация сочинения:
- сочинение-описание
- сочинение–повествование
- сочинение-рассуждение
Фрагмент занятия по теме
«Описание предмета»
(описание дымковской и филимоновской игрушки)
Цель занятия: расширить знания учащихся об описании предмета.
Задача: систематизировать имеющиеся у детей знания; учить составлять рассказ фотографии, развивать чувство языка, интерес к русскому языку.
Ученики выступают в роли писателей и художников. Узнают, как писатели записывают свои впечатления, находят нужные слова, как художники видят в обыкновенном предмете что-то особенное, свойственное только ему. Сравнят, чем отличаются друг от друга, определят место игрушки в нашей жизни и в жизни нашего народа.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Задание 1. Перед вами отрывок из произведения И.С. Тургенева «Муму». Давайте вспомним, где поселили Герасима в городе? ____________________
Опишите предметы, вставляя слова из текста в таблицу?
Он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из __________ досок на четырёх чурбанах, - истинно _____________кровать; ________ пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился __________ сундук; в уголку стоял столик на трёх ножках, да такой __________ и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.
- Для чего автор дал читателю описание этих предметов? _______________
Задание 2. Перед вами два текста. Прочитайте и сравните их.
Какой из текстов содержит описание места, а какой – описание предмета?
1. В лесу на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины. _____________
2. Кругом деревни поля ещё голые. А одно будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. ________
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! В описании места предметы называются, а в описании предмета они характеризуются, т.е. называются их признаки. |
Задание 3. Игра «Угадай, что это или кто это». Загадайте любой предмет, который находится в кабинете с 3-4 прилагательными. Например, моя загадка: большой, деревянный, коричневый ____________________________
Задание 4. Прочитайте предложения: Определите тему ___________________
А) Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены. ______________________________
Б) Волк узкотелый. Остромордый. Лапы у него тонкие. Шерсть светло-серая с тёмной полосой по хребту. Посредине спины лёгкая поперечина. ____
- Переделайте текст так, чтобы он соответствовал художественному стилю.
Задание 5. Перед вами несколько предложений – ярких картинок, увиденных ребятами. Сосна, как старушка, повязалась белым платком и стоит, опершись на клюку. Маленькие пеньки под снегом затаились, будто белые медвежата. Осиновые листочки летят, будто маленькие парашютики.
- Определите, какое средство языка использовано в этих предложениях? ____
Задание 6. Оглянитесь вокруг. Выберите предметы, которые хотелось бы «нарисовать». Всмотритесь в них, постарайтесь найти яркие, точные слова, сравнения. Используйте слова КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО, ПОХОЖ.
Задание 7. Составьте словосочетания, подобрав каждому предмету (существительному) свой признак (прилагательное):
Доска - ___________________________________________________________
стол - ____________________________________________________________
окно - _____________________________________________________________
цветы – ___________________________________________________________
Какие части речи чаще используются при описании? ____________________
ТЕОРИЯ
Описание – изображение явления путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Это текст-описание, который описывает признаки чего-либо, которые проявляются в один и тот же момент времени. Текст-описание встречается в художественной литературе. Для яркого, наглядного и образного изображения, писатели используют выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, - тропы: Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. Рядом с ним скакал, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело грохотал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства. (А. Куприн) |
РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
Задание 8. Отгадайте загадку:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Отгадайте, как зовут?
Слайды 1-5. Это хорошо всем знакомая игрушка - матрёшка.
Матрёшка родом из Японии, но так хорошо прижилась в России, что не только мы давно считаем её нашей, русской, но и все в мире так думают). Это наш русский сувенир. Матрёшек одна в другой может быть разное количество, самые крупные игрушки насчитывают до 60-ти матрёшек.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Задание 10. Как вы понимаете, что означает слово рукотворный? __________
Запишите однокоренные слова к слову творить _____________________________
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДЛЯ УЧЕНИКА
Из истории В 1909г. в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки. На выставке были собраны разнообразные игрушки: и деревянные, и глиняные, и тряпичные, и соломенные. Со временем таких выставок становилось всё больше и больше. Возрастал к ним и интерес. У нас сегодня также выставка игрушек, работы учащихся. Предлагаю посетить виртуальную выставку, а экскурсоводами будут ребята. Слушая их, записывайте самое интересное. Это будет материал к сочинению.
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ
Кустарный, -ая, -ое. 1. Относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом, производимый таким способом. Кустарная мастерская. Кустарные изделия. 2. перенос. Несовершенный, примитивный. Кустарные приёмы. Кустарный способ работы. Кустарно (нареч.)сработано. // сущ. кустарность, -и, ж. (ко 2 знач.). Сл.Ожегова |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1 текст. В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата-утехами богата: свистульки – петушки, лошадки, расчёски – гребешки. Интересными были расписные барышни, волчки, кораблики, свистульки. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой - быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: глина, лоскутки, солома, дерево. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела резких изменений. И в то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои традиции, приёмы росписи, исполнения.
2 текст. Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково – слобода Вятки, где зародился и расцвёл игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Прошло время, это печальное событие забылось, а на этом месте стали устраивать весенние гулянья, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на эти изделия был огромный. Потом стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, собак, козликов, кошек. В слободе Дымково были отличные глины и песок. Летом крестьяне заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних работ, замачивали её в глубоких деревянных корытах и долгими зимними вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь, раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зелёный, красный, золотой, малиновый… Эти игрушки возили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь. Обратите внимание на дымковскую барышню – ярко расписанная фигурка отражает быт и моду 19 века. Такие наряды носили барыни в прошлом.
3 текст. Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки – это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать в руках птичку-свистульку. Животные тоже имеют вместо хвоста свисток. Деревня Филимоново стала славится своими глиняными игрушками недавно, около ста лет назад. В росписи использовали 4 цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко – красным, зелёным, лимонно-жёлтым. Игрушку сначала покрывали жёлтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные птицы всегда раскрашивались по определённой схеме: поперёк туловища и по шее рисовались, чередуясь, разноцветные узоры – полоски, ёлочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зелёные шляпки, пёстрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры.
РАБОТА В ПАРАХ
Составление рассказа по плану:
- Что это за предмет ___________________________________________
- Размер ______________________________________________________
- Из чего она сделана, какая на ощупь. _____________________________
- Цвет ________________________________________________________
- Описание деталей _____________________________________________
- Общее впечатление ____________________________________________
Задание 11. Устраните повторы, используя замену местоимением, исключением слова, подбором синонима.
А) Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у неё тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви у неё свисают вниз. ___________________
Б) Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки._______________________________________
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ Для того чтобы ярко и выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать богатый словесный материал. Вы это сделаете, если будете чуткими, зоркими и внимательными. Ребята, посмотрите, сколько интересных игрушек у нас на выставке! Красавица матрёшка! Конь-огонь искусно сделан мастером, кажется: топнет копытом и умчится в степь. Вот и задаёшься вопросом: «Сколько лет игрушке? Откуда к нам пришло это диво-дивное?» А вы знали, что игрушка пришла к нам из глубокой древности и первоначально имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них плодородия, хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни передавали ребёнку понятия о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное мастерство. |
– Как вы понимаете, что означает слово рукотворный? Сделанный руками, образовано от слов руки и творить
– Запишите однокоренные слова к слову творить. Творец, творчество, творческий
- Знаете, почему современная игрушка мало отличается от древней? Хотите узнать?
Слайды 6-9 Из истории дымковской и филимоновской игрушки
1. Перед вами дымковская игрушка. Дымково – слобода Вятки, где зародился и расцвёл игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Прошло время, это печальное событие забылось, а на этом месте стали устраивать весенние гулянья, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на эти изделия был огромный. Потом стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, собак, козликов, кошек. В слободе Дымково были отличные глины и песок. Летом крестьяне заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних работ, замачивали её в глубоких деревянных корытах и долгими зимними вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь, раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зелёный, красный, золотой, малиновый… Эти игрушки возили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь. Обратите внимание на дымковскую барышню – ярко расписанная фигурка отражает быт и моду 19 века. Такие наряды носили барыни в прошлом.
Слайды 10-13
2-й. Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки – это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать в руках птичку-свистульку. Животные тоже имеют вместо хвоста свисток. Деревня Филимоново стала славится своими глиняными игрушками недавно, около ста лет назад. В росписи использовали 4 цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко – красным, зелёным, лимонно-жёлтым. Игрушку сначала покрывали жёлтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные птицы всегда раскрашивались по определённой схеме: поперёк туловища и по шее рисовались, чередуясь, разноцветные узоры – полоски, ёлочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зелёные шляпки, пёстрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры.
- Посмотрите на эту игрушку, потрогайте её. Давайте попробуем её описать. С чего начнём? (Составление общего плана и подбор прилагательных и сравнений, характеризующих эту игрушку.
СРАВНИТЕ ПО ЭТАЛОНУ.
1. Что это за предмет: Игрушка - кот
- Размер: маленькая, небольшая
- Из чего она сделана, какая на ощупь: сделана из меха, мягкая, пушистая
4. Цвет: чёрная, как трубочист, с белой мордочкой
- Описание деталей: мордочка белая, остренькая, глаза зелёные, как пуговки, блестящие, ушки острые, стоят торчком, носик розовый, холодный; усы длинные, пушистые; туловище небольшое, продолговатое; лапки белые, как в носочках; хвост длинный, пушистый, похож на метёлочку; голова (глаза, ушки, нос, усы, выражение), туловище, лапы, хвост, антонимы: мягкая - твёрдая).
- Общее впечатление: любимая игрушка
- По этому плану опишите другой предмет.
Задание 12. Отредактируйте текст.
А) Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у неё тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви у неё свисают вниз. Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у дерева тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви свисают вниз.
Б) Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки. Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох блестящий, на нём нарисованы ёлочки.
В каком стиле мы описывали предметы использовали описание предмета? (Художественном и научном)
Какие языковые средства мы используем для описания предмета?_________
С чего начинаем и чем заканчиваем описание предмета? _________________
Как избежать повторов в тексте?____________________________________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Данная работа вкючает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план и тематическое планирование...
Курс по выбору для 7 класса по русскому языку. "Учись писать грамотно".
Программа курса по выбору «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе,...
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения"
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения". Предназначен для учащихся 10-11 классов. На 34 учебных часа....
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Элективный курс по русскому языку "Учись писать грамотно" 5 класс
В целях реализации принципов преемственности спецкурс позволяет учащимся 5 классов адаптироваться к новым приемам и методам преподавания русского языка в среднем звене основной школы и восполнить проб...
Программа курса по русскому языку "Учись писать грамотно"
Рабочая программа курса по выбору "Учись писать грамотно" предназначена для учащихся 9 класса. Включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-т...
- Мне нравится (1)