Служебные части речи 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Открытый урок "Служебные части речи" построен по модульной технологии. Это первый урок в разделе "Служебные части речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhebnye_chasti_rechi.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
«Лингвистические открытия времени вьюг и метелей»
Тема: «Служебные части речи»
Цели урока:
- Повторить изученные самостоятельные части речи. Систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей речи.
- Развивать речь, орфографическую и пунктуационную зоркость, чувство языка.
- Воспитывать интерес к урокам русского языка, чувство прекрасного.
Форма урока: интегрированный урок.
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков уч-ся.
Применяемые технологии: модульное, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии.
Ход урока:
Перед вами Технологическая карта обучающегося с первым модулем по теме и лист контроля. Смотрим УЭ – 1. Работаем по нему вместе. Читаем задание. | слайд 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 | Цель УЭ: актуализация знаний, входной контроль. Задание № 1. Прочитайте ряд слов: Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит; прозрачный, лес, один, чернеет, ель, иней, зеленеет, речка, льдом, блестит. Вопросы и задания:
Выводы: … | Справка: Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. слайд 12 (проверка) Если справился с заданием, поставь в «Листе контроля» напротив задания № 1 значок +, если не справился - . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание второго УЭ выполняем самостоятельно. Читаем внимательно руководство по выполнению. | слайд 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 | Цель УЭ: научиться различать самостоятельные и служебные части речи. Задание №2. Распределите слова в две колонки. Обратите внимание на правописание. Не ошибайтесь при списывании!
Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания по ответу на доске.
| Если затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь подсказкой: Самостоятельные части речи: 1 можно задать вопрос; 2 являются членами предложения; 3 между непроизводным предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить слово (например, на это подобие). Служебные части речи: 1 нельзя задать вопрос; 2 нельзя вставить слово; 3 можно заменить другим предлогом (синонимом). 4 не являются членом предложения слайд 14 (проверка) Правильный ответ на слайде Не забудь поставить нужный значок в «Листке контроля»! Начни так: Самостоятельные части речи обозначают ……, к ним можно …., они являются ……. . Служебные части речи не …, не отвечают …, не бывают …. Употребляются в речи только с ……. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Встаньте пожалуйста. Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Следуйте инструкциям на экране. | слайды 15, 16, 17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Садитесь. Продолжаем работу. Третий УЭ. Это дифференцированный вид работы: вы можете выбрать и выполнить одно из заданий (№3 или №4) или два, если успеете. | слайд 18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ -3 | Цель УЭ: формировать умение видеть служебные части речи в тексте. Задание № 3. Проанализируйте предложения, найдите служебные части речи и подчеркните их. Сколько в предложении слов самостоятельных частей речи? Служебных? Солнце садилось в травы, в туманы, в росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна. Задание № 4. Какая часть речи перед вами? Поставьте карандашом + напротив слова в 3 или в 4 колонке. Правильно пишите!
Какие слова вызвали у вас затруднение? Почему? | Это дифференцированный вид работы: вы можете выбрать и выполнить одно из заданий (№3 или №4) или два, если успеете. (В предложении 23 слова, служебных – 8. В текстах служебные части речи составляют 25 % от общего числа слов). При затруднении обращайтесь к учителю. слайд 19 (проверка) Приготовьтесь к проверке задания (правильные ответы – на слайде), после сделайте отметку в «Листке контроля». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А сейчас экспертный контроль. Перед вами в четвертом УЭ ТЕСТ ПО ТЕМЕ. Читаем внимательно руководство по выполнению и приступаем к работе. | слайд 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 | Цель УЭ: экспертный контроль. Тест по теме:
| слайд 21 (проверка) Проверьте сами себя по ключу (ключ на доске).
Оцените свою работу: сколько верных ответов, такая и оценка Поставьте отметку в «Лист контроля» (по пятибалльной системе). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятый УЭ. Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала. Оцените свою работу на уроке, используя приложение №4, поставьте себе оценку в «Лист контроля». Не забудьте его подписать! | слайд 22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5 | Цель УЭ: оценить полноту усвоения учебного материала. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку в «Лист контроля». Не забудь сдать учителю! - Почему я назвала урок «Лингвистическим открытием времени вьюг и метелей»? | Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала (смотрите приложение № 4 на листе контроля). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 |
а) прочитаю по учебнику § 146, выполню упражнение № 795; б) сделаю творческое задание: составьте небольшой связный текст (5 – 6) предложений на тему «Для чего нужны служебные части речи». | слайд 23 Сдайте учителю технологические карты и листы контроля! Спасибо! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологическая карта обучающегося Модуль 1
Модуль: «Понятие о служебных частях речи»
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного содержания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 | Цель УЭ: знакомство с темой и задачей урока, с критериями полного усвоения темы (смотри цели урока). В тетрадях запишите: Двадцать третье января, Классная работа Общая цель урока: знать основные признаки самостоятельных и служебных частей речи и уметь отличать их друг от друга в тексте. Я надеюсь на ваш успех в изучении темы! Лингвистический эксперимент. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. - Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи. | Прочитайте целеполагающую часть технологической карты, определите, что необходимо вам сделать на занятии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 | Цель УЭ: актуализация знаний, входной контроль. Задание № 1. Прочитайте ряд слов: Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит; прозрачный, лес, один, чернеет, ель, иней, зеленеет, речка, льдом, блестит. Вопросы и задания: 1. Можем ли мы назвать прочитанное текстом? Почему? 2. Из какого стихотворения эти строки и кто автор? 3. Восстановите отрывок стихотворения. С помощью каких слов это сделать?
Вспомните: | Справка: Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Если справился с заданием, поставь в «Листе контроля» напротив задания № 1 значок +, если не справился - . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 | Цель УЭ: научиться различать самостоятельные и служебные части речи. Задание №2. Распределите слова в две колонки. Обратите внимание на правописание. Не ошибайтесь при списывании!
Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания по ответу на доске.
См. | Если затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь подсказкой: Самостоятельные части речи: 1 можно задать вопрос; 2 являются членами предложения; 3 между непроизводным предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить слово (например, на это подобие). Служебные части речи: 1 нельзя задать вопрос; 2 нельзя вставить слово; 3 можно заменить другим предлогом (синонимом). 4 не являются членом предложения В тетради! Правильный ответ будет на слайде Не забудь поставить нужный значок в «Листке контроля»! Начни так: Самостоятельные части речи обозначают ……, к ним можно …., они являются ……. . Служебные части речи не …, не отвечают …, не бывают …. Употребляются в речи только с ……. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ -3 | Цель УЭ: формировать умение видеть служебные части речи в тексте. Задание № 3. Проанализируйте предложения, найдите служебные части речи и подчеркните их. Сколько в предложении слов самостоятельных частей речи? Служебных? Солнце садилось в травы, в туманы, в росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна. Задание № 4. Какая часть речи перед вами? Поставьте карандашом + напротив слова в 3 или в 4 колонке. Правильно пишите!
Какие слова вызвали у вас затруднение? Почему? | Это дифференцированный вид работы: вы можете выбрать и выполнить одно из заданий (№3 или №4) или два, если успеете. Выполняем здесь! Карандашом!!! В тетради писать не надо!!! (В предложении 23 слова, служебных – 8.). При затруднении обращайтесь к учителю. Приготовьтесь к проверке задания (правильные ответы будут на слайде), после сделайте отметку в «Листке контроля». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 | Цель УЭ: экспертный контроль. Тест по теме:
| В тетради! Запишите в каждой строке выбранную букву: Проверьте сами себя по ключу (ключ будет на слайде). Оцените свою работу: сколько верных ответов, такая и оценка Поставьте отметку в «Лист контроля» (по пятибалльной системе). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5 | Цель УЭ: оценить полноту усвоения учебного материала. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку в «Лист контроля». Обратите внимание: оценки должны стоять во всех «серых» ячейках! Не забудь сдать учителю! - Почему я назвала урок «Лингвистическим открытием времени вьюг и метелей»? | Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала (смотрите приложение № 4 на листе контроля). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 |
а) прочитаю по учебнику § 146, выполню упражнение № 795; б) сделаю творческое задание: составьте небольшой связный текст (5 – 6) предложений на тему «Для чего нужны служебные части речи». | Сдайте учителю технологические карты и листы контроля! Спасибо! |
Лист контроля ученика 7__ класса ______________________________________________________
№ задания | Оценка ученика | Оценка товарища | Оценка учителя |
№ 1 | |||
№ 2 | |||
№3 | |||
№4 | |||
Контр. тест | |||
Оценка за урок | |||
Приложение № 4
Как оценить свою работу на уроке (план самоанализа работы на уроке):
1. Прочитайте еще раз в технологической карте цели урока.
2. Достигли ли вы целей урока?
3. Оцените свою работу на уроке:
«5» — все задания выполнены верно;
«4» — выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» — выполнил половину задания;
«2» — почти ничего не смог выполнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...