Служебные части речи 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Полякова Юлия Владимировна

Открытый урок "Служебные части речи" построен по модульной технологии. Это первый урок в разделе "Служебные части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sluzhebnye_chasti_rechi.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

«Лингвистические открытия времени вьюг и метелей» 

Тема: «Служебные части речи»

Цели урока:

  • Повторить изученные самостоятельные части речи. Систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей речи.
  • Развивать речь, орфографическую и пунктуационную зоркость, чувство языка.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, чувство прекрасного.

Форма урока: интегрированный урок.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков уч-ся.

Применяемые технологии: модульное, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на уроке. Мы продолжаем изучать части речи. Сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!

- О каких частях речи идёт речь? Правильно, о служебных.

слайд 1

Итак, мы приступаем к изучению служебных частей речи. На эту тему у нас отведено __ уроков: ПРЕДЛОГ - ___ , СОЮЗ -  ____, ЧАСТИЦА - ___

Модульная программа по курсу  «Служебные части речи. Предлог»

Предлог. Понятие о предлоге

Модуль 1

Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов.

Модуль 2

Употребление предлогов

Модуль 3

Производные и непроизводные предлоги.

Модуль 4

Правописание производных предлогов

Модуль 5-7

Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»

Модуль 8

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Модуль 9

Части речи

Самостоятельные    части речи

Служебные части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Местоимение

Наречие

Причастие

Деепричастие

Предлог

Союз

Частица

слайд 2

- Тема сегодняшнего урока: «Понятие о служебных частях речи».

- Наша задача – знать основные признаки самостоятельных и служебных частей речи и уметь отличать их друг от друга в тексте.  

- Мы c вами говорили, что все части речи делятся на две группы. Вспомним, какие это группы.

- Какие самостоятельные части речи вам известны?

-По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой. (По вопросам и по тому, что они обозначают.)

- Какие части речи мы относим к служебным? (Предлог, союз, частицу)

- Чтобы выяснить роль служебных частей речи, проведём

Лингвистический эксперимент.  (текст на слайде)

        На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. …         Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.

- Эти строки мною взяты из повести А. С. Пушкина «Метель», вам ещё только предстоит с ней познакомиться.

- Уберём все служебные части речи. Посмотрите, что получилось. Что теряется при этом? Нужны ли служебные части речи?  (измененный текст на слайде)

__ дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись __ стучали; всё казалось ей прозой __ печальным предзнаменованием. …         ___ ___ Владимир выехал ___ околицу __ поле, ____ поднялся ветер __ сделалась такая метель, ____ он ничего __ взвидел. __ одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла __ мгле мутной __ желтоватой, ___ _____ летели белые хлопья снегу; небо слилось ___ землёю.

(повторить слайд с целым текстом)

На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. …         Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6

(изм.)

слайд 7

Объяснение нового материала. 

- Давайте посчитаем, сколько в нашем тексте слов служебных и самостоятельных частей речи.

- Служебных – 16 (27%), самостоятельных – 43 (73%). Всего – 59 слов. Соотношение: примерно 3: 1.

- В «Повестях … Белкина» А. С. Пушкина обнаружено именно такое соотношение: из 18759 слов самостоятельных – 14213 (75%), служебных -4546 (25%).

- А почему служебные части речи называются служебными?

- По меткому определению В. А. Богородицкого, предлоги вместе с другими служебными частями речи являются «словечками отношений». Обозначают они отношения между словами и предложениями. Частицы вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений.

- Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным, но по частоте употребления превосходят их. Так, в некоторых языках, (например, во французском) предлоги и артикли составляют до 40% всего текста. Установлено, что среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в русском языке 3: 1.

- В чём же отличие самостоятельных и служебных частей речи? Сделайте вывод.

- А теперь посмотрим на таблицу. (Интерактивная таблица)

- Какие признаки имеют самостоятельные части речи? Служебные?

слайд 8

слайд 9

- А сейчас давайте проверим наши знания на практике. Откройте тетради, подпишите число, Классная работа, тему урока.

слайд 10


Перед вами Технологическая карта обучающегося с первым модулем по теме и лист контроля. Смотрим УЭ – 1. Работаем по нему вместе. Читаем задание.

слайд 11

УЭ-1

Цель УЭ: актуализация знаний, входной контроль. 

Задание  № 1.  Прочитайте ряд слов: Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит; прозрачный, лес, один, чернеет, ель, иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

Вопросы и задания:

  1. Можем ли мы назвать прочитанное текстом? Почему?
  2. Из какого стихотворения эти строки и кто автор?
  3. Восстановите отрывок стихотворения. С помощью каких слов это сделать?

Выводы:

Справка:

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет, 

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин, «Зимнее утро»

слайд 12 (проверка)

Если справился с заданием, поставь в «Листе контроля» напротив задания № 1  значок +, если не справился - .

Задание второго УЭ выполняем самостоятельно. Читаем внимательно руководство по выполнению.

слайд 13

УЭ-2

Цель УЭ: научиться различать самостоятельные и служебные части речи.

Задание №2. Распределите слова в две колонки.

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifОбратите внимание на правописание. Не ошибайтесь при списывании!

Смотрю на снег – и взгляд не оторвать!

На что ещё так можно засмотреться?!

Так начинаешь бренность понимать

Всего…

Сильнее грусть. Сильнее бьётся сердце.

Грусть оттого, что время так бежит,

Что ни один пейзаж не изменился.

Как изменился мир! Как изменился быт!

Как изменились мы!..

        Как снег не изменился!

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания по ответу на доске.

  • Сформулируйте, как различать самостоятельные части речи от служебных.                                        См.

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifЕсли затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь подсказкой:

Самостоятельные части речи:

1 можно задать вопрос;

2 являются членами предложения;

3 между непроизводным предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить слово (например, на это подобие).

Служебные части речи:

1 нельзя задать вопрос;

2 нельзя вставить слово;

3 можно заменить другим предлогом (синонимом).

4 не являются членом предложения

слайд 14 (проверка)

Правильный ответ на слайде

Не забудь поставить нужный значок в «Листке контроля»!

Начни так:

Самостоятельные части речи обозначают ……, к ним можно …., они являются ……. .

Служебные части речи не …,  не отвечают …, не бывают …. Употребляются в речи только с …….

Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Встаньте пожалуйста.

Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Следуйте инструкциям на экране.

слайды 15, 16, 17

Садитесь. Продолжаем работу. Третий УЭ. Это дифференцированный вид работы: вы можете выбрать и выполнить одно из заданий (№3 или №4) или два, если успеете.

слайд 18

УЭ -3

Цель УЭ: формировать умение видеть служебные части речи в тексте.

Задание  № 3. Проанализируйте предложения, найдите служебные части речи и подчеркните их. Сколько в предложении слов самостоятельных частей речи? Служебных?

        Солнце садилось в травы, в туманы, в росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна.

Задание № 4. Какая часть речи перед вами? Поставьте карандашом + напротив слова в 3 или в 4 колонке. http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifПравильно пишите!

1

2

3

4

Части речи

Самостоятельные

Служебные

1

Скажем

+

2

Через

+

3

Оглядываемся

+

4

Не

+

5

Школа

+

6

Вернись

+

7

Бы

+

8

Заметил

+

9

Красивый

+

10

Как будто

+

11

Раздаётся

+

12

Вблизи

наречие

предлог

13

Четырнадцатый

+

14

Земля

+

15

Когда

местоимение

союз

16

Принесут

+

17

У

+

18

Этот

+

19

Приехали

+

20

Из-за

+

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifКакие слова вызвали у вас затруднение? Почему?

Это дифференцированный вид работы: вы можете выбрать и выполнить одно из заданий (№3 или №4) или два, если успеете.

(В предложении 23 слова, служебных – 8. В текстах служебные части речи составляют 25 % от общего числа слов).

При затруднении обращайтесь к учителю.

слайд 19 (проверка)

Приготовьтесь к проверке задания (правильные ответы – на слайде), после сделайте отметку в «Листке контроля».

А сейчас экспертный контроль. Перед вами в четвертом УЭ    ТЕСТ ПО ТЕМЕ. Читаем внимательно руководство по выполнению и приступаем к работе.

слайд 20

УЭ-4

Цель УЭ: экспертный контроль. Тест по теме:

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
    А) предлогом;
    Б) союзом;
    В) наречием.
  2. Как правильно написать:
    А) по вас;
    Б) по вам;
    В) по вами.
  3. В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
    А) частица;
    Б) местоимение;
    В) союз.
  4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
    А) частица;
    Б) союз;
    В) наречие.
  5. В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
    А) частица;
    Б) предлог;
    В) союз.

слайд 21 (проверка)

Проверьте сами себя по ключу (ключ на доске).

  1. А
  2. Б
  3. Б
  4. В
  5. А

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gif

Оцените свою работу: сколько верных ответов, такая и оценка

Поставьте отметку в «Лист контроля» (по пятибалльной системе).

Пятый УЭ. Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала. Оцените свою работу на уроке, используя приложение №4, поставьте себе оценку в «Лист контроля». Не забудьте его подписать!

слайд 22

УЭ-5

Цель УЭ: оценить полноту усвоения учебного материала.

Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку в «Лист контроля». Не забудь сдать учителю! 

- Почему я назвала урок «Лингвистическим открытием времени вьюг и метелей»?

Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала

(смотрите приложение № 4 на листе контроля).

УЭ-6

  • Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

а) прочитаю по учебнику § 146, выполню упражнение № 795;

б) сделаю творческое задание: составьте небольшой связный текст (5 – 6) предложений на тему «Для чего нужны служебные части речи».

слайд 23

Сдайте учителю технологические карты и листы контроля!

Спасибо!

Технологическая карта обучающегося                                                 Модуль 1

Модуль: «Понятие о служебных частях речи»

Учебный

элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ-0

Цель УЭ: знакомство с темой и задачей урока, с критериями полного усвоения темы (смотри цели урока). В тетрадях запишите: Двадцать третье января, Классная работа

Общая цель урока: http://festival.1september.ru/articles/505257/img-3.gifзнать основные признаки самостоятельных и служебных частей речи и уметь отличать их друг от друга в тексте.

Я надеюсь на ваш успех в изучении темы! 

Лингвистический эксперимент.

        На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.

- Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.

Прочитайте целеполагающую часть технологической карты, определите, что необходимо вам сделать  на занятии. 

УЭ-1

Цель УЭ: актуализация знаний, входной контроль. 

Задание  № 1.  Прочитайте ряд слов: Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит; прозрачный, лес, один, чернеет, ель, иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

Вопросы и задания: 1. Можем ли мы назвать прочитанное текстом? Почему? 2. Из какого стихотворения эти строки и кто автор?  3. Восстановите отрывок стихотворения. С помощью каких слов это сделать?

Части речи

Самостоятельные    части речи

Служебные части речи

Имя существительное, Имя прилагательное, Имя числительное, Глагол, Местоимение, Наречие, Причастие, Деепричастие

Предлог, Союз, Частица

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifВспомните:

Справка:

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

Если справился с заданием, поставь в «Листе контроля» напротив задания № 1  значок +, если не справился - .

УЭ-2

Цель УЭ: научиться различать самостоятельные и служебные части речи.

Задание №2. Распределите слова в две колонки.

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifОбратите внимание на правописание. Не ошибайтесь при списывании!

Смотрю на снег – и взгляд не оторвать!

На что ещё так можно засмотреться?!

Так начинаешь бренность понимать

Всего…

Сильнее грусть. Сильнее бьётся сердце.

Грусть оттого, что время так бежит,

Что ни один пейзаж не изменился.

Как изменился мир! Как изменился быт!

Как изменились мы!..

        Как снег не изменился!

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания по ответу на доске.

  • Сформулируйте, как различать самостоятельные части речи от служебных.                            

См.

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifЕсли затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь подсказкой:

Самостоятельные части речи:

1 можно задать вопрос;

2 являются членами предложения;

3 между непроизводным предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить слово (например, на это подобие).

Служебные части речи:

1 нельзя задать вопрос;

2 нельзя вставить слово;

3 можно заменить другим предлогом (синонимом).

4 не являются членом предложения

В тетради!

Правильный ответ будет на слайде

Не забудь поставить нужный значок в «Листке контроля»!

Начни так:

Самостоятельные части речи обозначают ……, к ним можно …., они являются ……. .

Служебные части речи не …,  не отвечают …, не бывают …. Употребляются в речи только с …….

УЭ -3

Цель УЭ: формировать умение видеть служебные части речи в тексте.

Задание  № 3. Проанализируйте предложения, найдите служебные части речи и подчеркните их. Сколько в предложении слов самостоятельных частей речи? Служебных?

        Солнце садилось в травы, в туманы, в росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна.

Задание № 4. Какая часть речи перед вами? Поставьте карандашом + напротив слова в 3 или в 4 колонке. http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifПравильно пишите!

1

2

3

4

Части речи

Самостоятельные

Служебные

1

Скажем

2

Через

3

Оглядываемся

4

Не

5

Школа

6

Вернись

7

Бы

8

Заметил

9

Красивый

10

Как будто

11

Раздаётся

12

Вблизи

13

Четырнадцатый

14

Земля

15

Когда

16

Принесут

17

У

18

Этот

19

Приехали

20

Из-за

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gifКакие слова вызвали у вас затруднение? Почему?

Это дифференцированный вид работы: вы можете выбрать и выполнить одно из заданий (№3 или №4) или два, если успеете.

Выполняем здесь! Карандашом!!!

В тетради писать не надо!!!

(В предложении 23 слова, служебных – 8.).

При затруднении обращайтесь к учителю.

Приготовьтесь к проверке задания (правильные ответы будут на слайде), после сделайте отметку в «Листке контроля».

УЭ-4

Цель УЭ: экспертный контроль. Тест по теме:

  1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
    А) предлогом;
    Б) союзом;
    В) наречием.
  2. Как правильно написать:
    А) по вас;
    Б) по вам;
    В) по вами.
  3. В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
    А) частица;
    Б) местоимение;
    В) союз.
  4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
    А) частица;
    Б) союз;
    В) наречие.
  5. В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
    А) частица;
    Б) предлог;
    В) союз.

В тетради! Запишите в каждой строке выбранную букву:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

Проверьте сами себя по ключу (ключ будет на слайде).

http://festival.1september.ru/articles/505257/img-1.gif

Оцените свою работу: сколько верных ответов, такая и оценка

Поставьте отметку в «Лист контроля» (по пятибалльной системе).

УЭ-5

Цель УЭ: оценить полноту усвоения учебного материала.

Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку в «Лист контроля». Обратите внимание: оценки должны стоять во всех «серых» ячейках!  Не забудь сдать учителю! 

- Почему я назвала урок «Лингвистическим открытием времени вьюг и метелей»?

Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала

(смотрите приложение № 4 на листе контроля).

УЭ-6

  • Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

а) прочитаю по учебнику § 146, выполню упражнение № 795;

б) сделаю творческое задание: составьте небольшой связный текст (5 – 6) предложений на тему «Для чего нужны служебные части речи».

Сдайте учителю технологические карты и листы контроля!

Спасибо!


Лист контроля ученика 7__ класса ______________________________________________________

№ задания

Оценка ученика

Оценка товарища

Оценка учителя

№ 1

№ 2

№3

№4

Контр.  тест

Оценка за урок

Приложение № 4

Как оценить свою работу на уроке (план самоанализа работы на уроке):

1. Прочитайте еще раз в технологической карте цели урока.

2. Достигли ли вы целей урока?

3. Оцените свою работу на уроке:

«5» — все задания выполнены верно;

«4» — выполнил все задания, иногда ошибался;

«3» — выполнил половину задания;

«2» — почти ничего не смог выполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...