Методические рекомендации обучающимся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Пересыпкина Галина Анатольевна

Методические рекомендации направлены на оказание помощи обучающимся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ «КГПТ»     Пересыпкина Галина Анатольевна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

             Согласовано

 на заседании МК преподавателей  общественно-гуманитарного цикла «____»_________________2014 г.

Председатель МК _______А.Н.Шарапова

Утверждаю:    

зам. директора по учебной работе  

___________ Л.В. Винокурова

«_____»_________________2014 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

          ОД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК

Составил:

Пересыпкина Г.А.,

преподаватель русского языка

 и литературы

2014 г.

Содержание

        

Пояснительная записка

3

1

Общие рекомендации учащемуся  по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

8-9

2

Памятка обучающемуся «Алгоритмы выполнения различных видов  внеаудиторных самостоятельных работ»

9

2.1

Самостоятельная работа №1.  Подготовка сообщения

9-11

2.2

Самостоятельная работа №2  Подготовка сообщения

11-13

2.3

Самостоятельная работа №3  Подготовка сообщения

13-16

2.4

Самостоятельная работа №4  Подготовка сообщения

16-18

2.5

Самостоятельная работа №5  Подготовка сообщения

18-20

2.6

Самостоятельная работа №6  Подготовка сообщения

20-22

      2.7

Самостоятельная работа №7  Подготовка сообщения

22-24

Приложение 1.  Правила оформления текстовых материалов

25

Приложение 2.  Образец оформления титульного листа

26

Приложение 3.  Таблица контроля над выполнением внеаудиторных самостоятельных работ

27

 

Пояснительная записка

Предмет «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл, предусмотренный учебными планами, предназначен для  подготовки квалифицированных рабочих и специалистов технического профиля, получающих профессии  23.01.03 «Автомеханик», 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», 21.01.10 «Ремонтник горного оборудования», 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», 15.01.30 «Слесарь», 15.01.25 «Станочник (металлообработка), а также специалистов социально – экономического профиля, получающих профессию 19.01.17 «Повар, кондитер», 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»; по специальностям:  27.02.04 Автоматические системы управления по специальности,  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

Методические указания направлены на оказание методической помощи обучающимся при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ.

Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся в процессе изучения курса является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное  качество будущего рабочего и специалиста.

Количество часов на освоение предмета «Русский язык»:

максимальная учебная нагрузка обучающегося – 117 часов;

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 78 часов;

внеаудиторная самостоятельная нагрузка обучающегося – 39 часов.

Зачтенные внеаудиторные самостоятельные работы являются основанием для принятия решения о допуске обучающегося к сдаче экзамена по ОДБ.01 Русский язык.

Таблица 1 – Перечень внеаудиторных самостоятельных работ

ОД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК

№ п/п,

раздел

Вид и содержание внеаудиторных самостоятельных работ

Колич-во часов

Подготовка сообщений по темам:

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Русский язык в современном мире.

Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка.

Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи».

Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.

Стилистика и синонимические средства языка.

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы.

Русское письмо и его эволюция.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

4

Раздел 2. Лексика и фразеология.

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования.

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности.

Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов.

5

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи.

Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование  фонем.

Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.

Орфоэпия как учение о нормах произношения.

Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.

Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.

Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

6

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные).

Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как  выразительное средство и речевая ошибка.

6

Раздел 5. Морфология и орфография.

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи.

Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.

6

Раздел 6. Служебные части речи.

Служебные части речи.

Выразительные возможности служебных частей речи.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Различение частиц НЕ и НИ.

Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов.

Слитное, раздельное написание союзов.

6

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений.

Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как.

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

6

Итого

39

Цели выполнения внеаудиторных самостоятельных работ 

 ОД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК

формирование навыков:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Оформление результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

Результаты внеаудиторной самостоятельной работы оформляются в виде отчетов по прилагаемым формам.

Критерии оценки выполнения внеаудиторных самостоятельных работ:

Критерии оценки сообщения

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Соответствие представленной информации заданной теме

Наблюдение преподавателя

Содержание сообщения полностью соответствует заданной теме, тема раскрыта полностью

  • Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью.
  • Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.
  1. Обучающийся работу не выполнил вовсе.
  2. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  3. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
  4. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 

2

Характер и стиль изложения материала сообщения

Наблюдение преподавателя

  • Материал  в сообщении излагается логично, по плану;
  • В содержании используются термины по изучаемой теме;
  • Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений
  • Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  • В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  • Произношение и объяснение терминов вызывает у обучающегося затруднения.

3

Правильность оформления

Проверка работы

  • Текст сообщения оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления.
  • Объем текста сообщения соответствует регламенту.
  • Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно.
  •  Присутствуют неточности в оформлении.
  • Объем текста сообщения не соответствует регламенту.

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

1 Общие рекомендации обучающемуся по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по ОД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК

  1. Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.
  2. Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.
  3. Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.
  4. Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по предмету, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
  5. Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы («методичку»).
  6. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
  7. Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
  8. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.
  9. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
  10. Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  11. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
  12. Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы.
  13. Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.
  14. При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
  15. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  16. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые  вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  17. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
  18. Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегрупповом или в микрогруппах).
  19.  Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.

2  Памятка обучающемуся  «Алгоритмы выполнения различных видов самостоятельной работы»

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Методические указания

1

Подготовка сообщений

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
  • Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.
  • Составьте план сообщения, запишите его.
  • Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
  • Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
  • Составьте окончательный текст сообщения.
  • Оформите материал сообщения.
  • Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  • Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.

  • Перескажите сообщение еще раз.

  • Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

Самостоятельная работа №1

Подготовка сообщения

Задание: Подготовить сообщение по одной из тем:

  1. Русский язык в современном мире.
  2. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка.
  3. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи».
  4. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.
  5. Стилистика и синонимические средства языка.
  6. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы.
  7. Русское письмо и его эволюция.
  8. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
  9. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
  10. Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

Время выполнения: 4 часа.

Цель работы:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде сообщения информацию по заданной теме;
  • получить опыт публичной защиты сообщения.

Отчет: оформить текст сообщения в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение 1).

Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 3 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру: 

  1. Титульный лист (рис.1).
  2. Текст сообщения.
  3. Список использованных источников.

Рисунок 1 – Образец титульного листа сообщения

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Для обучающихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.        

Для преподавателя

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  6. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  7. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
  9. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  11. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

3.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

8. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

9. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

10. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

11. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

12. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

14. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Самостоятельная работа №2

Подготовка сообщения

Задание: Подготовить сообщение по одной из тем:

  1. Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
  2. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования.
  3. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов.
  4. Фразеологизмы и их разновидности.
  5. Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. фразеологизмов.

Время выполнения: 5 часов.

Цель работы:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде сообщения информацию по заданной теме;
  • получить опыт публичной защиты сообщения.

Отчет: оформить текст сообщения в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение 1).

Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 3 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру: 

  1. Титульный лист.
  2. Текст сообщения.
  3. Список использованных источников.

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Для обучающихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.        

Для преподавателя

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  6. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  7. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной– М., 2000.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практичес. стилистика. – М., 2004.
  9. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  11. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историч. комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  3. 3.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  9. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  11. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  13. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Самостоятельная работа №3

Подготовка сообщения

Задание: Подготовить сообщение по одной из тем:

  1. Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
  2. Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования.
  3. Фонетика как учение о звуковой стороне речи.
  4. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование  фонем.
  5. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.
  6. Орфоэпия как учение о нормах произношения.
  7. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.
  8. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.
  9. Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

Время выполнения: 6 часов.

Цель работы:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде сообщения информацию по заданной теме;
  • получить опыт публичной защиты сообщения.

Отчет: оформить текст сообщения в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение 1).

Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 3 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру: 

  1. Титульный лист.
  2. Текст сообщения.
  3. Список использованных источников.

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
  7. Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Для обучающихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.        

Для преподавателя

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  6. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  7. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной– М., 2000.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практичес. стилистика. – М., 2004.
  9. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  11. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историч. комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  3. 3.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  9. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  11. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  13. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Самостоятельная работа № 4

Подготовка сообщения

Задание: Подготовить сообщение по одной из тем:

  1. Строение русского слова.
  2.  Способы образования слов в русском языке.
  3. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования.
  4. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные).
  5. Словообразовательные нормы.
  6. Ненормативное словообразование как  выразительное средство и речевая ошибка.

Время выполнения: 6 часов.

Цель работы:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде сообщения информацию по заданной теме;
  • получить опыт публичной защиты сообщения.

Отчет: оформить текст сообщения в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение 1).

Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 3 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру: 

  1. Титульный лист.
  2. Текст сообщения.
  3. Список использованных источников.

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
  7. Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Для обучающихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.        

Для преподавателя

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  6. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  7. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной– М., 2000.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практичес. стилистика. – М., 2004.
  9. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  11. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историч. комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  3. 3.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  9. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  11. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  13. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Самостоятельная работа №5

Подготовка сообщения

Задание: Подготовить сообщение по одной из тем:

  1. Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
  2. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные).
  3. Формоизменение самостоятельных частей речи.
  4. Наречие и категория состояния.
  5. Переходные явления в частях речи.
  6. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).
  7. Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.
  8. Время выполнения: 6 часов.

Цель работы:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде сообщения информацию по заданной теме;
  • получить опыт публичной защиты сообщения.

Отчет: оформить текст сообщения в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение 1).

Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 3 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру: 

  1. Титульный лист.
  2. Текст сообщения.
  3. Список использованных источников.

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
  7. Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Для обучающихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.        

Для преподавателя

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  6. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  7. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной– М., 2000.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практичес. стилистика. – М., 2004.
  9. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  11. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историч. комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  3. 3.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  9. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  11. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  13. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Самостоятельная работа №6

Подготовка сообщения

Задание: Подготовить сообщение по одной из тем:

  1. Служебные части речи.
  2. Выразительные возможности служебных частей речи.
  3. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
  4. Различение частиц НЕ и НИ.
  5. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов.
  6. Слитное, раздельное написание союзов.
  7. Время выполнения: 6 часов.

Цель работы:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде сообщения информацию по заданной теме;
  • получить опыт публичной защиты сообщения.

Отчет: оформить текст сообщения в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение 1).

Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 3 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру: 

  1. Титульный лист.
  2. Текст сообщения.
  3. Список использованных источников.

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Для обучающихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.        

Для преподавателя

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  6. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  7. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной– М., 2000.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практичес. стилистика. – М., 2004.
  9. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  11. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историч. комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  3. 3.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  9. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  11. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  13. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Самостоятельная работа №7

Подготовка сообщения

Задание: Подготовить сообщение по одной из тем:

  1. Роль словосочетания в построении предложения.
  2. Синонимия простых предложений.
  3. Синонимия сложных предложений.
  4. Использование сложных предложений в речи.
  5. Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений.
  6. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым.
  7. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  8. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств.
  9. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.
  10. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как.
  11. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

Время выполнения: 6 часов.

Цель работы:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде сообщения информацию по заданной теме;
  • получить опыт публичной защиты сообщения.

Отчет: оформить текст сообщения в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение 1).

Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 3 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру: 

  1. Титульный лист.
  2. Текст сообщения.
  3. Список использованных источников.

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Для обучающихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.        

Для преподавателя

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  6. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  7. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной– М., 2000.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практичес. стилистика. – М., 2004.
  9. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  11. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историч. комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  3. 3.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  9. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  11. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  13. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Приложение 1

Правила оформления текстовых материалов

Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.

Поля документа:

  • верхнее, нижнее, левое – 2 см;
  • правое – 1 см.

Гарнитура шрифта: Times New Roman

Высота шрифта (кегль): 14 пт.

Цвет шрифта: черный.

Абзацный отступ: 1,25 см.

Междустрочный интервал: 1,5 строки.

Отступ между абзацами: 0 пт.

Нумерация страниц: внизу страницы по центру; титульный лист не нумеруется (особый колонтитул для первой страницы).

Допускается выделение главного по тексту полужирным начертанием или курсивом.

Таблицы допустимо заполнять текстом с высотой шрифта 10-14 пт. Названия столбцов таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по центру ячейки. Названия строк таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по левому краю ячейки. Остальные ячейки таблицы заполняются шрифтом с нормальным начертанием. Текстовое содержание ячеек может располагаться как по центру ячейки, так и по левому краю, и по ширине. Цифровое содержание ячеек таблицы располагается только по центру ячейки. Не допускается заливка ячеек таблицы цветом, а также цветной текст.

Название таблицы оформляется вверху перед таблицей в виде: Таблица – Название таблицы. Форматируется название по ширине с абзацным отступом.

Схема оформляется графическим способом с применением плоских геометрических фигур (прямоугольников, квадратов, кругов, овалов) с указанием логических связей между ними при помощи линий и стрелок.

Текст внутри фигур схемы оформляется шрифтом Times New Roman, размер 8-10 пт, форматирование по центру.

Название схемы располагается под ней по центру и начинается словом Рисунок. Затем после тире следует название схемы в виде: Схема «Название схемы».

Приложение 2

Образец оформления титульного листа

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

СООБЩЕНИЕ

по русскому языку

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов

Обучающийся: гр. 12

Иванов А.Н.

                                                                Преподаватель:

                                                Оценка:

                                                        ____________

                                                        ____________

                                                        (подпись преподавателя)

2014 г.


Приложение 3

Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы

по    ОДБ.01 Русский язык  Гр. _________________

№ п/п

ФИО

№ самостоятельной работы

1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

В работе представлены методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык».Методические рекомендации  предназначены для обучающихся по специал...

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательной учебной дисциплине «История» для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательной учебной дисциплине «История» для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо  учебной  дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЕ«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»...

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы , учебная дисциплина ОГСЭ .01"Основы философии"

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии» предназначены для студентов специальности 11.02.02«Техническое обслуживание и ремонт р...

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, учебная дисциплина ОГСЭ.02 "История"

Пояснительная записка Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» предназначены для студентов специальности 09.02.01 «Компьютерн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии» предназначены для студентов специальности  38.02.03  «Операционная дея...