Части речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок-мастерская по теме "Части речи" в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по русскому языку.

Учитель: Егупова А.Г.

Тема «Части речи»

Класс: 6

Тип урока: урок развивающего контроля

Цель.

  1. Обобщить знания обучающихся по русскому языку в занимательной форме.
  2. Развивать внимание, сообразительность, быстроту реакции при выполнении заданий.
  3. Воспитывать дух единства и соперничества. 

Используемые технологии: мастерская.

Ход урока.

1. Индуктор.  Слайд 4. 

Учитель. Известные лингвисты прошлого века к этой теме подходили с разных точек зрения. Так Шахматов выделял их 14, Пешковский – 7, Щерба – 10.

- Как вы думаете, о чём идёт речь?

(о частях речи.)

Учитель. Итак, сегодня мы поговорим о частях речи. А задумывались ли вы над вопросом:

Слайд 5. Почему в русском языке существуют слова различных частей речи? Давайте попробуем сегодня вместе на него ответить.

Слайд 6.Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели).

Учитель. Для работы на следующем этапе мне необходимо 9 участников, чтобы создать 3 рабочие группы по три человека.

2. Самоконструкция . Перед вами предложение из текста русского лингвиста Льва Владимировича Щербы.

Слайд 7.«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка».

(предложения распечатаны каждой из 3-х групп)

Задание. Определите, какой частью речи является каждое слово?

Работа в группах.

Слайд 8.А пока группы работают, я предлагаю Вам, уважаемый зал, посмотреть, как определяет части речи литературный герой Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль».

Слайд 9.Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

Учитель. Группы, поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

Проверили. Верните листы группам.

Слайд 10.прил. сущ. нареч. глаг. сущ. с. глаг.

«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит

сущ.

бокрёнка».

Учитель. А теперь посмотрите правильный вариант ответа на слайде.

3.Разрыв . Слайд 11.

Учитель. Возникали ли у вас затруднения в определении частей речи?

А как вы определяли, к какой части речи относится каждое из этих непонятных слов? (задавали вопрос)

Задание. А теперь, используя полученные результаты (вы знаете, какие это части речи), определите лексическое значение каждого из этих слов?Можете вы это сделать? (Нет)А какой мы можем сделать вывод? РУСОВЕДАМ

(Вывод. Чтобы понять смысл слова, нам не нужно знать части речи. Они нам никак не помогают).

Учитель. Верно. Но всё-таки различия частей речи в русском языке почему-то существуют. Чтобы это выяснить, давайте проведём дальнейшее исследование этой темы и выполним творческую работу.

4.Социализация. Слайд 12.Творчество.

Группа №1 - имена существительные.

Группа №2 - только глаголы.

Группа №3 – все части речи.

Учитель. Скоро Новый год. Самый волшебный и замечательный праздник. Я предлагаю Вам в группах написать небольшое письмо Деду Морозу с просьбой исполнить Ваши самые заветные желания. Но, с одним условием. Группа №1 будет писать письмо, используя только имена существительные. Группа №2 – используя только глаголы. Группа №3 – используя все части речи.

Работа в группах.

5.Афиширование. Слайд 13.

А теперь каждая группа представит нам свои сочинения эпистолярного жанра. Пожалуйста, группа №1. Первая группа составляла письмо только из имён существительных. Спасибо.

Пожалуйста, группа №2. Вторая группа составляла письмо только из глаголов.

Слайд 14.КОГДА?КТО?ГДЕ?КОМУ?КАКОЙ? (на слайде только вопросы). Поймёт ли Дед Мороз, прочитав 1 и 2 письма, когда, кто, где, кому, какой подарок хотят получить участники 1 и 2 групп? Как вы думаете? (Скорее всего – нет).

А теперь давайте послушаем выступление 3 группы. 3 группа читает свой текст.

Учитель. Данный текст отвечает на эти вопросы? (Да) Что помогло группе сформулировать точно свои желания?(использование различных частей речи).

Сделайте, пожалуйста, вывод по проделанной работе.

Выводы: Используя в своей речи слова, обозначающие и предметы, и признаки, и действия, и другие, человек может точно выразить свои мысли.

(Только использование в языке различных частей речи помогает более точно передать содержание текста).

5.Рефлексия: Слайд 15.Чтобы правильно выразить свои мысли, нужно…

Если в тексте использовать только…

В русском языке существуют слова разных частей речи, потому что…

Учитель. Теперь изложите свои впечатления, полученные в ходе занятия, следующим образом. Продолжите данные предложения (предложения – на проекторе).

Учитель. Выполнив данную творческую работу, мы увидели, что текст может носить точный информативный характер только благодаря существованию в нём различных частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...