Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_elektiv.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»
Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса класса МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ст.47; п.1 ч.1 ст.48).
- Закона о языках народов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ).
- Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации" (25 октября 1991 г.)
- Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ с.Какрыбашево;
- учебный план МБОУ СОШ с.Какрыбашево на 2015-2016 уч.год;
- Годового календарного графика МБОУ СОШ с.Какрыбашево
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
В целом для класса характерна удовлетворительная подготовка к урокам. Поэтому, прежде всего, требуется полная загруженность каждого ребенка. При этом необходим дифференцированный подход. Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как практические занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие интеллекта учащихся (внимания, памяти и мышления).
Внеурочная деятельность планируется в форме индивидуально-групповых консультаций, викторин, конкурсов.
Цели и задачи обучения.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | Факт. | |||
1-2 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | |||
3-5 | Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. | |||
6-7 | Средства выразительности речи. | |||
8-9 | Стилистика русского языка. | |||
10-11 | Нормы русской орфографии. | |||
12 | Синтаксические и пунктуационные нормы. | |||
13-14 | Вводные слова и обращения. | |||
15-16 | Обособленные определение и приложения. | |||
17-18 | Обособленные обстоятельства. | |||
19 | Сложные предложения. | |||
20 | Виды сложных предложений. | |||
21-22 | Словосочетания. Тип связи | |||
23 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении. | |||
24 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | |||
25 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | |||
26 | Работа по карточкам. | |||
27 | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. | |||
28 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | |||
29 | Подбор обоснования лингвистического положения. | |||
30 | Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. | |||
31 | Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. | |||
32 | Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. | |||
33 | Итоговое сочинение. Работа по проверке умения писать сочинение. |
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Календарно- тематическое планирование
Содержание программы
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
- виды морфем;
- морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
- систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные виды чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- особенности использования лексических средств и средств выразительности;
- орфографические, пунктуационные и речевые нормы русского языка.
уметь:
- извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализировать текст с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализировать текст с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- создавать сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные нормы современного русского языка.
Перечень учебно- методического обеспечения
1. ОГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015
2. ГИА -2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014.
3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа,2003.
4. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.
5. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.
6. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ-2006. Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного учебного курса "Актуальные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов
Данный курс «Актуальные вопросы математики» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса своим содержанием ...
Рабочая программа элективного оценочного курса «По стране изучаемого языка» 10 класс
Составлена на основе:- Примерной программы среднего общего образования по английскому языку (профильный уровень) и авторской программы К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман (Рабочая программа курса английского я...
Рабочая программа элективного предмета «Курс интенсивной подготовки к написанию сочинения (задания типа С)» в 11 классе
Рабочая программа рассчитана на 34 часа...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...