Открытие Недели русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Парамонова Елена Анатольевна
Открытие Недели русского языка и литературы 1. Использование на уроках русского языка и литературы и во внеклассных мероприятиях игровых технологий. 2. Предметные недели как цикл внеклассных мероприятий. 3. Творческая подготовка учащихся к открытию Недели. 4. Инсценированная литературная викторина. Юмористические сценки. 5. Обстановка психологического комфорта. Повышение интереса детей к изучаемым предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytie_nedeli_gumanitarnyh_nauk.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Открытие Недели русского языка и литературы

         Одной из первостепенных задач  в современной школе является задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Как учитель русского языка и литературы часто использую на своих уроках и во внеклассных мероприятиях игровые технологии, которые позволяют снять эмоциональное напряжение, активизируют творческий потенциал школьников. Особенно полно, на мой взгляд, учащиеся могут раскрыть себя в инсценировках  фрагментов литературных произведений. Чтение в лицах или попытка вжиться в образы героев при изображении  действующих лиц художественного произведения помогают ученикам глубже понять, прочувствовать прочитанное.

       Доброй традицией стали в нашей школе предметные недели, проводимые    в течение учебного года. Как правило, это цикл внеклассных мероприятий, направленных  на воспитание и развитие учащихся в непринуждённой, игровой, отличной от обычного урока форме.

      В этом году мы также провели  предметную неделю гуманитарного цикла для 5 – 11 классов, которая, надеемся, стала  дополнительным средством формирования у школьников интереса к литературе, русскому и английскому языкам, истории и обществознанию, расширения и углубления их знаний.

       Открытию недели предшествует  творческая  подготовка участников, костюмов, декораций, пусть нехитрых, оформление зала.  Учениками горячо  поддержано именно инсценированное выступление, встреча с героями А. С. Пушкина,  М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, постановка юмористических сценок из рассказов Аркадия Аверченко и Михаила Зощенко. Была запланирована интеллектуальная игра с участием команд учеников с 5 по 11 классы, для которых готовились адаптированные вопросы для каждой возрастной группы по предметам гуманитарного цикла, изучаемым в школе.

        Как заявить о начале предметной недели? Как сделать, чтобы такая встреча была интересна и полезна всем, а не стала для кого-то «обязаловкой», на которую согнали насильно и заставили присутствовать? Решили провести открытие  прямо на больших (тридцатиминутных) переменах. Соображения были просты, как всё гениальное: кому не интересно, пройдёт мимо, займётся своими делами, а кто интересуется литературой, историей, языками, обязательно остановится, послушает и посмотрит, узнает что-то новое и покажет свои знания в викторине, участником которой непременно станет.

        Итак, распечатаны на цветном принтере и развешаны по школе  объявления об открытии предметной недели с планом её проведения и приглашением принять участие всем желающим, оформлен зал выставкой работ учащихся (рефераты, доклады, газеты, рисунки-иллюстрации к литературным произведениям), на стенах – высказывания известных писателей, лингвистов, историков, философов, подготовлена к работе мультимедийная установка, музыка, микрофоны.

       Звенит звонок со второго урока. Большая перемена. Открываются двери кабинетов, и кто-то действительно торопится уйти с этажа. Кто-то спешит приобщиться к науке и искусству, а это всегда было элитарно, не для всех.

       Говорят, что поэзия Пушкина понятна и доступна всем. Хотелось бы, но это не так. Великий поэт так определил избранность своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:

                              Веленью божию, о муза, будь послушна,

                              Обиды не страшась, не требуя венца;

                              Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

       Мы не «оспориваем». Наша аудитория собралась.

       Проводится  инсценированная литературная викторина. Здесь и злая мачеха, вопрошающая у зеркальца: «Я ль на свете всех милее?», и Татьяна, пишущая письмо Онегину, и объяснение холодного Печорина с юной княжной Мери. Слова его звучат приговором: «Я не люблю вас». Девятиклассники Ольга Петина, Анна Никитина, Вера Хильменко, Александр Шевченко оживили литературных героев 19 века, по-своему интерпретированных ими, но всё-таки очень узнаваемых. Зрители с большим интересом смотрели сценки  и отвечали на вопросы викторины. А посмотреть действительно было на что! И актёрская игра, и костюмы были прекрасны!

        На следующей большой перемене с юмористическими сценками выступили шестиклассники. И если некоторые их старшие товарищи смущались, терялись перед камерой, то девочки  из 6 класса выступали так, как будто родились на сцене. Особенно интересным, ярким оказался ролевой диалог по рассказу Аркадия Аверченко «Муха». И одноклассники, и зрители из других классов были восхищены игрой Лены Егоровой и Вики Стешиной. Девочки настолько вжились в образы исполняемых ими персонажей, что, кажется, забыли, что на них смотрят столько заворожённых глаз, что их снимают камерой. Игра школьниц не оставила никого равнодушным.

               Затем прошла историческая викторина крылатых выражений.  Ребята вспоминали мифы и легенды Древней Греции и исторические события, объясняющие происхождение афоризмов и значение их в современном языке.

       В открытии  Недели  не было простого повторения изученного на уроке, дублирования программного материала. Скорее, это стало своеобразной формой научной популяризации знаний по предметам гуманитарного цикла.

       Будь то внеклассное мероприятие или обычный рабочий урок, в обстановке психологического комфорта повышается интерес детей к изучаемым предметам, их работоспособность, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний.

Е. А. Парамонова,

учитель русского языка

 и литературы   

       

Библиографический список

1.Е.П.Сгибнева, Т.Б.Солдатова. Классные часы в 10-11 классах. Ростов-на Дону. «Феникс», 2004

2.Л.А.Курганова. По страницам литературных произведений. 5-11 классы. Викторины. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытие Недели русского языка и литературы

    Открытие Недели русского языка и литературы1. Использование на уроках русского языка и литературы  и во внеклассных мероприятиях игровых технологий.2. Предметные недели как цикл внеклассных меропр...

Сценарий открытия Недели Русского языка и литературы

Сценарий открытия Недели Русского языка  и литературы...

Сценарий открытия Недели русского языка и литературы

Общешкольный сценарий открытия Недели русского языка и литературы...

Сценарий открытия недели русского языка и литературы: « Сначала аз да буки, а потом другие науки"

Сценарий открытия недели русского языка и литературы: « Сначала аз да буки, а потом другие науки"...

Сценарий открытия недели русского языка и литературы

Данная разработка содержит сценарий открытия недели русского языка и литературы. В игровой форме с элементами сказочного сюжета заставляет задуматься о чудесной стране - Русский язык. Развивает интере...

Открытый урок в рамках проведения тематической недели русского языка и литературы

В работе представлен план открытого урока, который был дан в рамках тематической предметной недели. Ведущая технология урока - технология уровневой дифференциации....

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

СЦЕНАРИЙОТКРЫТИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...