конспект урока русского языка в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Особенности и средства публицистического стиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
урока русского языка
в 11 классе
ТЕМА: | Публицистический стиль. Особенности, средства. |
ЦЕЛИ: | систематизировать знания, представления детей о публицистическом стиле; отметить его особенности, средства, выявить отличительные черты и общее в публицистическом стиле и в других стилях речи |
Учитель русского языка и литературы
Трубицина Наталия Геннадьевна
- Определение.
- Сфера употребления.
- Функции.
- Основные черты.
- Виды.
- Жанры.
- Особенности.
- Сходство.
Публицистика – это литература по общественно-политическим вопросам. Т.е. сферой использования его являются общественные отношения в области политики, культуры, спорта. В нем реализуются информативная и воздействующая функции языка.
Основные черты публицистического стиля: сжатость, лаконичность, сочетание логичности с образностью, повышенная эмоциональность, открытая оценочность, наличие стандарта, свободное взаимодействие с другими стилями.
В публицистическом стиле выделяются: а) газетно-публицистический; б) радио-тележурналисткий; в) ораторская речь (устная и письменные формы).
В публицистическом стиле можно наблюдать множество жанров: статья, заметка, очерк фельетон; радио- и телерепортажи, беседы, интервью, реклама, речи, выступления.
Языковые особенности публицистического стиля:
а) книжный и нейтральный стили произношения, многообразие интонаций;
б) широкое использование общественно-политической лексики (парламент саммит, брифинг) и фразеологии (избирательная кампания, горячие точки, национальное согласие), терминов производства, науки, экономики, законодательства, культуры, спорта, слов и оборотов оценочного характера (функционер), часто используются заимствованные слова и перифразы (гимнастика – королева спорта, самолет – воздушный лайнер); слова, получившие в публицистике переносное значение (обвальный, взвешенно);
в) приставка и корень иноязычного происхождения (а-, анти-, -ация,- изация, инг, щик, ец, ик);
г) употребление существительных в форме мн.ч., ед.ч. в собирательном значении, частотность употребления глаголов настоящего времени, форм повелительного наклонения, личных форм глагола, субстантивированных прилагательных (прошлое, лучшее, грядущее);
д) разнообразие синтаксических конструкций, сочетание в одном тексте сложных предложений с простыми предложениями использование стилистических фигур (инверсия, риторический вопрос и обращение, анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.)
Итак, мы отметили отличительные особенности публицистического стиля (фонетические, лексикофразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).
Что же сближает публицистический стиль с другими стилями? Есть ли у них что-то общее?
Во-первых, публицистический стиль близок к научному и официально-деловому в том, что все они имеют общие цели: подача информации и воздействие на читателя; во-вторых, их сближает наличие определенного языкового стандарта (устойчивых языковых форм выражения) (по сообщению ИТАР ТАСС…).
Далее, публицистика, которую называют летописью современности, т.к. она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т.д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, ее жанровый диапазон огромен, велики выразительные средства (политика, дипломатия, искусство, строительство…; репортаж, заметки, интервью, передовая статья, очерк, фельетон, рецензия…, тропы, фигуры…).
Наконец, публицистика, как и художественная литература, - словесное искусство. Но искусство особого рода.
Публицистика | Художественная литература |
Ориентирована на мысль, факт, документ. | Создание силой воображения писателя правдоподобного, но вымышленного мира, писатель показывает общее через конкретное, индивидуальное (тип «лишнего человека») |
Публицист анализирует, исследует типы, общие проблемы; конкретное и индивидуальное имеет для него второстепенное значение. | |
Публицист прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует | Писатель показывает действительность и только посредством созданных им картин, персонажей выражает свои симпатии и антипатии (резонер) |
Совпадение автора текста и говорящего или пишущего т.е. создателя произведения и его авторского «Я», причем в зависимости от жанра публицистика совпадение может быть выражено по-разному (в заметке очень слабо; в очерке очень глубоко). | Несовпадение реальной личности писателя и лица, от имени которого ведется повествование. |
Итак, публицистика – особый род литературы, своеобразный по форме, методу подхода к действительности, средствам воздействия. По силе воздействия не уступает, а кое в чем и превосходит литературу. Вот как писал, например, турецкий поэт Назым Хикмет о произведениях русских писателей: «Репортаж Чехова, написанный им во время поездки на остров Сахалин, - это, по-моему, произведение искусства. Можно пойти еще дальше : разве «Записки из Мертвого дома» Достоевского не есть своего рода репортаж, причем гениальный репортаж? Разве в «Мертвых душах» Гоголя нет композиции репортажа?»
Приложение
Заметка | – краткое сообщение в печати. Отсутствие комментариев оценок, выводов. Авторское «я» выражено слабо. |
Репортаж | - сообщение о местных событиях, событиях дня, информация. Использование многообразных средств для создания эффекта присутствия. Авторская оценка. |
Очерк | - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых. Более широкий и аналитический жанр. Выполняет большую психологическую нагрузку. |
Фельетон | - сатирический анализ явлений, фактов, лиц. Газетная или журнальная статья, на злободневную тему использующая сатирические приемы изложения. |
Статья | - научное или публицистическое сочинение небольшого размера. |
Использованная литература
- Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 класс. Министерство образования Российской Федерации. Дрофа. Москва. 2001 г.
- А.И.Горшков. Русская словесность. 10-11 класс. М.Просвещение. 1997 г.
- Г.Я.Солганик. Стилистика русского языка. 10-11 класс. Издательский дом «Дрофа». 1996 г.
- Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. Айрис. Рольф. Москва. 1996 г.
- Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. Москва. «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА. 2002 г.
- Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.Просвещение. 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...