Технологическая карта урока - игры русского языка в 5 классе "Сказка и... фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Савельева Вера Павловна

Технологическая карта урока - игры по русскому языку содержит не только задания, но и описания игр, проведённых на уроке. Урок даёт возможность решать задания по фонетике, используя материалы русских сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_-_5v_skazka_i_.fonetika.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Иланская СОШ №1» г. Иланский Красноярского края                                                                             Учитель Савельева В.П.

Технологическая карта  урока   русского языка в 5 В классе.    Дата проведения -17.10. 2014 г.

Тема урока «Сказка и … фонетика»

Тип урока: урок – игра.

Цели программы:  Понимание роли фонетики в системе языка.

Познавательные цели урока:

- Находить  достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач.

- Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать  информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

- Самостоятельно выбирать и использовать разные виды работы.

- Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

- Представлять информацию в разных формах (рисунок, символ, слово, текст, движение).

Регулятивные цели урока:

- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.

- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре, в группе и индивидуально.

- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные цели урока:

- Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

- Различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

- Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

- Создавать устные и письменные примеры фонетического облика слова.

- Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Личностные цели урока: 

вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

 

Используемые методы: коммуникативный,  аудиовизуальный.

Педагогическая технология -  социоигровая. (авторы В.В. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов)

Материально-техническое оснащение урока:

АРМ учителя, (компьютер, колонки, проектор, экран);  программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Office Power Point, Windows Media Plauer. Ink.

Использованная  литература:

«Русский язык. Практика» - под редакцией А.Ю. Купаловой. Москва, «Дрофа», 2013 год.

  «Русский язык. Теория» 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова . Москва, «Дрофа», 2013 год.

«Единый государственный экзамен. Русский язык» В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьёва. Челябинск, «Взгляд», 2007 год.

Учебник в 2-х частях «Литература. 5 класс». Автор В.Я.Коровина. М.; Просвещение,2011г.

«Хрестоматия игровых приёмов обучения» Букатов В.М,, Ершова А.П.  (М.,2002).

АПЕршова. Театральная педагогика. 2004-2005 | Игры-упражнения  sneek.rureferaty/a-p-ershova-teatral…pedagogika…

«Реализация федерального государственного образовательного Стандарта в основной школе». Пособие для учителей 5-9 классов. Москва, БАЛАСС, 2013 г.

Использованы иллюстрации русских художников к народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Регулятивная

        Коммуникативная        

Осуществляемые

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

1.Целеполагание

Слайд 1.

Учитель откры-вает слайд с темой урока и предлагает сформулировать его цели.

Определяют цель, проблему урока

Умение выдвигать версии

Учащиеся настраиваются на работу.

Собранность, дисциплинированность

2. Мотивация. Актуализация материалов урока.

Слайд 2.

- Сегодня мы завершаем изучение темы «Фонетика». У меня в руках сказочная шапка. Она называется…

Игра «Шапка вопросов»*.

Учитель предла-гает повторить вопросы по теме «Фонетика» и выбрать самый трудный вопрос.

Работают в парах, отвечая на вопросы по теме «Фонетика»

Записывают самый трудный вопрос и опускают его в шапку.

Вынимая из шапки записку с вопросом, дети читают его и дают свои версии ответов. Все точки зрения доказываются.

Находится достоверная информация

Дети учатся излагать своё мнение, аргументируя его.

Умение различать в речи другого человека мнения, доказательства, факты.

3.Организация учебно–позна-вательной деятельности. Отработка навыка различения букв и звуков.

Слайд 3,4,5.

Игра «Печатная машинка»*

Учитель «настраивает» машинку на печатание звуков, выдаёт буквы и «устанавливает» значки мягкости согласного

Дети «печатают» предложенную фразу «У лукоморья дуб зелёный».

 По сигналу учителя встаёт именно тот ребёнок, у которого оказался нужный звук и «печатает» его (хлопает в ладоши). Если звук мягкий, то хлопаем дважды.

Умение самостоятельно определять звуковой состав слова.

Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.

    Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

   Решение задач социального «закаливания».

4. Совместная деятельность учащихся. Самостоятельная работа

Слайд 6.

Эстафета «50 шагов»*

Работа проводится в группах по 5 человек. Командир распределяет работу,  дети обсуждают задания и дают ответы.

Отработка навыков фонетического разбора

Выдвигают версии, выбирают средства достижения цели в группе

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его,

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

5.Творческое задание

Слайд 7.

Сказочные превращения

Учитель дает слова и предлагает подобрать к ним парные слова так, чтобы их различал только один звук.

Дети анализируют звуковой состав слов и подбирают пары к словам : мал-…, угол - …, банка - , дверь - …, лень - …, ел - …, семья - …, лиса - …, сыр - … .

Отработка навыков фонетического разбора

Организовывать работу в  группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

6.Музыкальная страничка

Слайд 8.

Даётся задание записать слова с непроизносимыми согласными.

Звучит «Танго о непроизносимых согласных»

Слушаем песенку и записываем слова с непроизносимыми согласными.

Объясняем свой выбор и исправляем ошибки

Умение сделать выбор по озвученной проблеме.

Взаимопроверка.

Умение находить и исправлять ошибки.

Тренируем умение идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Вырабатываем уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на тебя.

7.Индивидуальная работа учащихся. Контроль.

Слайд 9, 10.

Учитель предлагает сделать  фонетическую запись 5 слов.

Дети выполняют ФЗС «Белка песенки поёт, царевна – лебедь».

Взаимопроверка.

Умение находить и исправлять ошибки.

Взаимопроверка

Умение работать в паре.

8. Регулятивные действия учащихся. Оценивание

Учитель предлагает оценить работу на уроке

Дети оценивают свою работу на уроке и  называют тех, кто отличился сегодня. Негативных оценок нет.

Умение оценивать свою работу и работу товарища.

9.Рефлексия

Слайд 11.

Иллюстрации к каким сказкам использовались на уроке? Чем понравился урок?

Правильно называют русские сказки.

Формулировать свои мысли, приводить аргументы.

Уч-ся подводят итог урока.

Умение правильно построить рассуждение.

                                                     * Описание игр даётся в приложении   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Класс: 4 Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравнения прилагательных(Аt the Zoo?)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКласс: 4Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский языкТема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравн...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...