Презентация "Коррекционно – развивающие упражнения по письму и развитию речи"
презентация к уроку по русскому языку по теме

Горбачёва Наталья Николаевна

Имя существительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon imya_sushchestvitelnoe.ppt452 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно – развивающие упражнения по письму и развитию речи

Слайд 2

Имя существительное Грамматические признаки. Назовите эти признаки, опираясь на сокращенную запись: Число - ед. ч., мн. ч.; Род - м. р., ж. р., ср. р.; Склонение - 1-е скл., 2-е скл., 3-е скл.; Падежи - И.п. - кто? что? Р.п. – кого? чего? Д.п.- кому? чему? В.п. - кого? что? Т.п. - кем? чем? П.п. - о ком? о чём?

Слайд 3

Укажи род имен существительных. Ставь, где надо, мягкий знак после шипящей на конце . Борщ(?) , клещ(?), Иванович(?), шалаш(?), меч(?) , прыщ(?), тиш(?), грач(?), молодёж(?), сторож(?) , луч(?), полноч(?), малыш(?), дрож(?) , мяч(?), пустош(?), калач(?), печ(?), помощ(?) , кирпич(?), брош(?). С выделенными существительными составь и запиши словосочетания.

Слайд 4

Финиш – 1) Заключительная часть спортивного состязания на скорость; 2) конечный пункт, конец состязания. 1) На финише бегун сделал рывок. 2) Бегун первым достиг финиша. Слово пришло из английского языка. Образовано от латинского финис – «конец». 1.Напиши это слова три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги: _________________________________________________________ 2. Придумай и запиши предложение с этим словом. Разбери его по членам, выпиши словосочетания: __________________________________________________________ 3. Подбери и запиши однокоренные слова, выдели корень. Объясни значение слов: ______________________________________________ _________________________________________________________

Слайд 5

Прочитай сказку. Придумай к ней конец. Идёт в сказке реч(?) о мужике. Был у него сынок маленький, но такой силач(?) , какого нигде не было. Послал его отец дрова рубить. Малыш(?) повалил целые деревья, связал их и понёс домой. Стал через мост переходить, увидела его щука, разинула пасть и прогло-тила молодца с топором и деревьями. Допиши сказку. Используя слова из рамки. крепыш, разложить костёр, от боли подпрыгнуть, огонь прожёг, маленький ловкач, выскочить

Слайд 6

Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение и падеж всех имён существительных. Посм…трите на с…сну. Солнечн… дер…во! Ствол вел…чаво держит изумрудную крону, ух…дя-щую в син… небо. Кажется, что в ств…лах за-прятано со…нце. Даже в ненас…ный день излучают сосны т…пло и свет. См…ла, что выступает на дер…в…, прозрачна и з…л…тиста. Она похожа на кусочек янтаря. Выделенные слова разберите по составу.

Слайд 7

Запишите слова в три столбика по склонениям. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Аквариум, мазь, окно, бумажка, юноша, колыбель, тигр, день, мебель, льдинка, мать, объявление, зло, печаль, испуг, радость, гордость, надежда, ужас, любовь, волна, берег, дно, тоска, море, чайка, мышь,небо.

Слайд 8

Вставь пропущенные существительные с шипящей на конце. 1.Я не мог отвести взгляда от зелёных холмов и березовых … . 2. В избушке всю … горел огонёк. 3. Плохо спит … - боится за своё богатство. 4. Я себя чувст-вовал так, словно гора свалилась с моих … . 5. В лесу бил прозрачный … , над ним висел берестяной ковшик. 6 Плохой … не выручит в беде. 7 Клочья … неслись по низкому небу.

Слайд 9

Вставь в словосочетания несклоняемые существительные из рамки. Определи падеж. Проследи, изменились ли окончания этих существительных в разных падежах. кино, пальто, метро, такси, шоссе, радио, какао, эскимо, кофе Сообщили по … , встретились у … , мчались по … , примерить … , объелся … , пуговица от … , вышли из … , билеты в … , замёрзли без … , … с молоком, … с сахаром, чашечка … , выпили … , сели в … , опоздали на … ,угощали … .

Слайд 10

Морфологический разбор имени существительного. План разбора I . Часть речи. 1) Начальная форма (И.п. ед. ч.) II . Неизменяемые признаки: 1) Собственное или нарицательное. 2) Одушевлённое или неодушевлённое. 3) Род. 4) Склонение. III . Изменяемые признаки : 1) Падеж. 2) Число. IV . Член предложения. Сделай морфологический разбор имён существительных. На великолепной лошади, с пистолетами за поясом, у широкой Волги, по знакомой лестнице, у златогла-вой Москвы, на лапах белого медведя.

Слайд 11

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех существительных. Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй, деревня, торжество, отец, везение, чародей.

Слайд 12

Выделенные существительные поставь во множественном числе. Объясни смысл пословиц. 1.Дерево суди по плоду , а человека по делу . 2. Гриб ищут - по лесу рыщут. 3.Кошки грызутся – мышке раздолье. 4.Волк овечке не пастух. 5. Ходила лиса курицу красть, да попалась в пасть. 6. Копейкой рубль держится. 7.Хороша курочка пером , а мясом ещё лучше.

Слайд 13

Выпиши данные существительные в три столбика. Ж.р. М.р. мн.ч., Р.п. Плач(?), врач(?), мелоч(?), доч(?), задач(?), меч(?), ноч(?), свеч(?), от туч(?), обруч(?), плащ(?),вещ(?), из рощ(?), из чащ(?), у чудовищ(?), от пожарищ(?), карандаш(?), крыш(?), брош(?), тиш(?), камыш(?), без галош(?), рож(?), нож(?), муж(?), молодёж(?), от лыж(?), луж(?), мыш(?), из училищ(?), товарищ(?), ключ(?), для удилищ(?), мяч(?),стриж(?), ёж(?), с плеч(?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса

Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...

Урок письма и развития речи в 5 классе. "Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепление."

Тема урока: Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепления.Тип урока: Закрепление  знаний, умений и навыков.Структура урока: комбинированныйХарактеристика класса: В 5 «А&raqu...

Конспект интегрированного урока письма и развития речи в развивающей Монтессори – среде.

Конспект интегрированного урока письма и развития речи  в развивающей Монтессори – среде....

Консультация для учителей «Обучение с увлечением: логопедические приёмы, игры, упражнения на уроках письма, чтения, развития речи»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах обучения школьников с различными речевыми расстройствами через организацию коррекционной работы на уроках письма, чтения, развития речи. Причин...