Консультация для учителей «Обучение с увлечением: логопедические приёмы, игры, упражнения на уроках письма, чтения, развития речи»
консультация по литературе

Светлана Алиагаевна Калашникова

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах обучения школьников с различными речевыми расстройствами через организацию коррекционной работы на уроках письма, чтения, развития речи.

 

Причинами неуспеваемости детей в школе являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Наличие у учащихся даже слабо выраженных отклонений в фонематическом, лексико-грамматическом и психическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы школы.

В связи с этим, учителю начальной школы необходимо на уроке организовать коррекционно-развивающую работу, способствующую повышению грамотности и преодолению речевых нарушений младших школьников.

Игра «Поиграем на рояле».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и фонематического анализа.

Содержание. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнения (кончики пальцев рук последовательно касаются стола).

Упражнение «Штриховки».

Цель: способствовать развитию пространственных представлений.

Содержание. Различные виды штриховок, выполняемых слева направо или снизу вверх так, чтобы нажим уменьшался от первой фигуры  к  последней.

Упражнение «Дифференциация цветом сходных по начертанию букв». 

Цель: способствовать развитию оптико-пространственного гнозиса, умению различать буквы, сходные по начертанию, направлять внимание на определённую цель (тренировка переключения внимания).

Содержание. Подкреплять письмо проговариванием, например: ааоооаааооааооо – одну из букв обведи синим цветом, а другую -  зелёным. Затем задание усложняется: после команды «Внимание!» один цвет меняется на другой.

Упражнение «Напиши столько букв, сколько услышишь в слове звуков».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха и анализа, усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Задание: напиши столько букв Ш и Щ, сколько услышишь в слове звуков. Примерный материал: шалаш, щука, щека, шутка, шёлк, щётка и т.д.

Упражнение «Напиши буквы разным цветом».

Цель: способствовать развитию фонематической дифференциации звуков, дифференциации образов букв, тренировке переключения внимания.

Содержание. Ребёнку предлагается записать под диктовку слова с буквами Ш и Щ (Ш, обозначающая твёрдый согласный, прописывается синим, а Щ, обозначающая мягкий согласный, прописывается зелёным цветом).

Игра «Где же спрятались слова?»

Цель: учить выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв; способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Вариант 1. Предлагаются слова или целые предложения, которые спрятались за маленьким «заборчиком». Поможет прочитать их верхняя часть, которая из-за него виднеется.

Вариант 2. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать.

Предлагаемые упражнения помогут выработать у первоклассников практический навык использования слов, относящихся к различным частям речи. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, дети учатся осмыслять изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

Игра «Слова зовут на помощь».

Цель: активизация словаря, развитие орфографической зоркости.

Содержание. Предложите ученикам выделить среди группы слов слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

    Упражнение можно использовать при закреплении правописания слов с безударной    гласной в корне.

       Упражнение «Слова склеились».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. Задание 1. На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами:

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИКАСОЛНЦЕ

           Задание 2. Даны девять слов (зачитываются слова) : река, стол,  дождь,  корзина,  корабль, ёжик, книга,  солнце. Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их  рассказ, да ещё и представить себе всё происходящее – совсем другое дело. Давайте

побываем в стране Вообразилии и придумаем историю, которая случилась с этими словами.

Например: «У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошёл сильный дождь. Капли

дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ёжик и

читал книгу о солнце».

Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы  требуется помощь или подсказка учителя.

             Упражнение «Волшебная яблоня».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. На доске нарисована яблоня, к её веткам прикреплены плоские картонные яблоки, на обратной стороне которых написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик, сорвав «яблоко», читает на обороте слово и, объяснив его правописание, вставляет пропущенную букву. Все слова записываются на доске. Для того чтобы запомнить данные слова, предлагается побывать в стране Вообразилии и придумать историю (слова: лесная, поляна, цветы, сосна, нора, лисица, тишина, тропинка, река, плоты). Например, такая история: «На лесной поляне мы собирали красивые цветы. Там стояла высокая сосна. Под сосной мы видели нору лисицы. Кругом стояла тишина. По тропинке мы пришли к реке. По реке плыли плоты».

    Затем ученики записывают слова по памяти.

Упражнение «Подбор слов-ассоциаций».

Цель: способствовать усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учётом правил грамматического оформления предложения. Развитие творческих способностей, обогащение словарного запаса, формирование навыков ассоциативного мышления.  Формирование навыка ориентировки в пространстве.

Содержание. Доска делится на четыре части. В центре написано слово «животные». Ученикам предлагается записать:

  1. в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет. (Какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы отвечает?);
  2. в правом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие признак предмета. (Какая часть речи обозначает признак предмета ? На какие вопросы отвечает?);
  3. в  левом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие слова действия. ( Какая часть речи обозначает действие предмета?  На какие вопросы отвечает ?);
  4. в  левом верхнем углу доски слова-помощники. (Где можно увидеть этих животных? Где они живут?).

     Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь.

    Для упражнения можно использовать различные темы: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты» и т. д.

 

Приёмы, способствующие развитию навыков самопроверки.

  • Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Например : машина – ши, часы – ча, Глеб – Г, б и т. д.
  • «Запомни!» Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии  которых есть изучаемая орфограмма. Например: лыжи, стул, карандаши, корзина, часы, ежи, туча, щука, ваза, шары, шишка.
  •  «Будь внимательным!».  Учитель: послушайте слова. Запомните и запишите только те из них, в которых есть безударная гласная а, о или е.
  • «Взаимопроверка». Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
  • «Дифференциация звучания и написания слов». Задание: Произнеси слово так, как услышал; произнеси слово так, как напишешь; объясни почему (выдели орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу, напиши другим цветом.

 

    Занимательный, лексический, логико-грамматический материал, представленный в консультации, необходимо постепенно усложнять в соответствии с продвижением учащихся в освоении школьной программы. Коррекционную работу следует осуществлять на определенном этапе урока в течение 10-15 минут.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учителей 

«Обучение с увлечением:  логопедические приёмы, игры, упражнения на уроках письма, чтения, развития речи»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах обучения школьников с различными речевыми расстройствами через организацию коррекционной работы на уроках письма, чтения, развития речи.

Причинами неуспеваемости детей в школе являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Наличие у учащихся даже слабо выраженных отклонений в фонематическом, лексико-грамматическом и психическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы школы.

В связи с этим, учителю начальной школы необходимо на уроке организовать коррекционно-развивающую работу, способствующую повышению грамотности и преодолению речевых нарушений младших школьников.

Игра «Поиграем на рояле».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и фонематического анализа.

Содержание. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнения (кончики пальцев рук последовательно касаются стола).

Упражнение «Штриховки».

Цель: способствовать развитию пространственных представлений.

Содержание. Различные виды штриховок, выполняемых слева направо или снизу вверх так, чтобы нажим уменьшался от первой фигуры  к  последней.

Упражнение «Дифференциация цветом сходных по начертанию букв».  

Цель: способствовать развитию оптико-пространственного гнозиса, умению различать буквы, сходные по начертанию, направлять внимание на определённую цель (тренировка переключения внимания).

Содержание. Подкреплять письмо проговариванием, например: ааоооаааооааооо – одну из букв обведи синим цветом, а другую -  зелёным. Затем задание усложняется: после команды «Внимание!» один цвет меняется на другой.

Упражнение «Напиши столько букв, сколько услышишь в слове звуков».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха и анализа, усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Задание: напиши столько букв Ш и Щ, сколько услышишь в слове звуков. Примерный материал: шалаш, щука, щека, шутка, шёлк, щётка и т.д.

Упражнение «Напиши буквы разным цветом».

Цель: способствовать развитию фонематической дифференциации звуков, дифференциации образов букв, тренировке переключения внимания.

Содержание. Ребёнку предлагается записать под диктовку слова с буквами Ш и Щ (Ш, обозначающая твёрдый согласный, прописывается синим, а Щ, обозначающая мягкий согласный, прописывается зелёным цветом).

Игра «Где же спрятались слова?»

Цель: учить выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв; способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Вариант 1. Предлагаются слова или целые предложения, которые спрятались за маленьким «заборчиком». Поможет прочитать их верхняя часть, которая из-за него виднеется.

Вариант 2. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать.

Предлагаемые упражнения помогут выработать у первоклассников практический навык использования слов, относящихся к различным частям речи. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, дети учатся осмыслять изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

Игра «Слова зовут на помощь». 

Цель: активизация словаря, развитие орфографической зоркости.

Содержание. Предложите ученикам выделить среди группы слов слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

    Упражнение можно использовать при закреплении правописания слов с безударной    гласной в корне.

       Упражнение «Слова склеились».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. Задание 1. На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами:

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИКАСОЛНЦЕ

           Задание 2. Даны девять слов (зачитываются слова) : река, стол,  дождь,  корзина,  корабль, ёжик, книга,  солнце. Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их  рассказ, да ещё и представить себе всё происходящее – совсем другое дело. Давайте

побываем в стране Вообразилии и придумаем историю, которая случилась с этими словами.

Например: «У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошёл сильный дождь. Капли

дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ёжик и

читал книгу о солнце».

Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы  требуется помощь или подсказка учителя.

             Упражнение «Волшебная яблоня».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. На доске нарисована яблоня, к её веткам прикреплены плоские картонные яблоки, на обратной стороне которых написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик, сорвав «яблоко», читает на обороте слово и, объяснив его правописание, вставляет пропущенную букву. Все слова записываются на доске. Для того чтобы запомнить данные слова, предлагается побывать в стране Вообразилии и придумать историю (слова: лесная, поляна, цветы, сосна, нора, лисица, тишина, тропинка, река, плоты). Например, такая история: «На лесной поляне мы собирали красивые цветы. Там стояла высокая сосна. Под сосной мы видели нору лисицы. Кругом стояла тишина. По тропинке мы пришли к реке. По реке плыли плоты».

    Затем ученики записывают слова по памяти.

Упражнение «Подбор слов-ассоциаций».

Цель: способствовать усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учётом правил грамматического оформления предложения. Развитие творческих способностей, обогащение словарного запаса, формирование навыков ассоциативного мышления.  Формирование навыка ориентировки в пространстве.

Содержание. Доска делится на четыре части. В центре написано слово «животные». Ученикам предлагается записать:

  1. в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет. (Какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы отвечает?);
  2. в правом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие признак предмета. (Какая часть речи обозначает признак предмета ? На какие вопросы отвечает?);
  3. в  левом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие слова действия. ( Какая часть речи обозначает действие предмета?  На какие вопросы отвечает ?);
  4. в  левом верхнем углу доски слова-помощники. (Где можно увидеть этих животных? Где они живут?).

     Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь.

    Для упражнения можно использовать различные темы: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты» и т. д.

Приёмы, способствующие развитию навыков самопроверки.

  • Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Например : машина – ши, часы – ча, Глеб – Г, б и т. д.
  • «Запомни!» Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии  которых есть изучаемая орфограмма. Например: лыжи, стул, карандаши, корзина, часы, ежи, туча, щука, ваза, шары, шишка.
  •  «Будь внимательным!».  Учитель: послушайте слова. Запомните и запишите только те из них, в которых есть безударная гласная а, о или е.
  • «Взаимопроверка». Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
  • «Дифференциация звучания и написания слов». Задание: Произнеси слово так, как услышал; произнеси слово так, как напишешь; объясни почему (выдели орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу, напиши другим цветом.

    Занимательный, лексический, логико-грамматический материал, представленный в консультации, необходимо постепенно усложнять в соответствии с продвижением учащихся в освоении школьной программы. Коррекционную работу следует осуществлять на определенном этапе урока в течение 10-15 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...

Рабочая программа по письму, чтению, развитию речи 6 класс.

Программа предназначена для обучающихся с  ОВЗ (умеренной умственной отсталостью)....

Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"

Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...

Урок письма и развития речи в 5 классе. "Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепление."

Тема урока: Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепления.Тип урока: Закрепление  знаний, умений и навыков.Структура урока: комбинированныйХарактеристика класса: В 5 «А&raqu...