Краеведение на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по краеведению по теме
В статье обобщен собственный опыт работы по краеведению, и предлагаются различные формы работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filippova_statya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение на уроках русского языка и литературы.
Филиппова Елена Викторовна, учитель русского языка
и литературы МАОУ «Гимназия «Исток» Великого
Новгорода.
Краеведение учит людей не только любить
свои места, но и любить знание о своих
местах.
Д.С.Лихачёв
Перед современной школой стоит трудная задача – воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе.
Литературное краеведение – потребность времени. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.
Литературное краеведение поможет связать воедино прошлое, настоящее и будущее, наполнит большим нравственным содержанием знания, получаемые как на уроках, так и во внеклассной работе. Оно является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край, свой город и умеющего хранить их богатейшие культурные традиции. Краеведение поможет более эффективно усваивать материал, повысит интерес к предмету, разовьет любознательность, вкус к исследовательской работе.
В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей (например, Н.А.Некрасова, Г.Р.Державина, Ф.М.Достоевского, В.Хлебникова, В.Бианки и других) в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения (например, стихотворение «Новгород» М.Ю.Лермонтова) изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, а так же как культурно- языковое явление , как эстетическое преображение личности (например, новгородские сказки и былины).
Какие формы организаций занятий на уроках и во внеурочное время я использую в своей педагогической деятельности по краеведению?
- экскурсии (Новгородский Кремль, Витославлицы, Чудово, Старая Русса); посещение памятных мест, связанных с литературой, архитектурой, искусством.
- включение литературного краеведения через внеклассное чтение в систему уроков по литературе (Новгородские сказки, «Провинциальная поэма» И.Таяновского).
-комплексный анализ текста на уроках русского языка на основе произведений новгородских авторов (или о новгородском крае).
Приведу пример комплексного анализа текста, который я использую на уроках русского языка в 11 классе для подготовки к ЕГЭ.
Песнь о Великом Новгороде.
И.Таяновский.
1.Невеликий Новгород Великий
Нам ковры асфальтовые стелет.
2.Плещутся неоновые блики…
3.Но ещё кремлёвских башен пики
В северное небо грозно целят.
4.Спят колокола на пьедесталах
Эти городские ветераны…
5.Волхов дышит шумно и устало,
Будто он германского металла
Всё ещё зализывает раны…
6.Прекрасен город Новгород Великий.
7.Господь его спаси и сохрани.
8.Пустьбудет он таким же ясноликим
В грядущие свои века и дни.
Задания.
1.Выразительно прочитайте стихотворение, определите идею автора. Подтвердите строчками.
2.На каких фигурах и тропах построено стихотворение. Приведите примеры. Определите их роль.
3.В чем своеобразие лексики, использованной поэтом?
4.Определите роль противительного союза «но» в 3 предложении.
5.Как вы думаете, почему автор создал стихотворение, используя в основном простые предложения? Какое предложение является сложным? Разберите его. Определите роль.
6.Подберите синоним к слову «ясноликий».
7.Каких частей речи больше в стихотворении и почему?
8.Напишите о своем впечатлении от прочтения этого стихотворения.
-исследовательская работа учащихся (через работу в НОУ).
Изучая тему «Диалектизмы», мы «вышли» на исследования по темам: «Названия валяной обуви в новгородских говорах», « «Названия рукавичек в новгородских говорах», «Названия выпечных изделий в новгородских говорах» . При этом мы изучали диалекты не только по книгам и словарям, в стенах гимназии и библиотеки, но ещё и при непосредственном общении с жителями Окуловского района.
Читая фольклорные сказки на уроках литературы, решили обратиться к новгородским сказкам. Так «родилось» исследование «Образ новгородца в новгородских сказках».
При подготовке классного часа о Великом Новгороде мы использовали гимн городу на стихи И.Таяновского. Впоследствии одна из учениц написала очень интересную работу «России колыбель берестяная… (по творчеству И.Таяновского)».
С данными исследованиями учащиеся успешно выступали на конференции «Отечество», Гимназических чтениях, Студенческих чтениях в НовГу.
На традиционных чтениях , посвященных творчеству Ф.М.Достоевского в Старой Руссе, исследования десятиклассниц «Образ солнца в романе «Преступление и наказание», «И буду вечно любить» (на основе анализа писем Анны Григорьевны и Федора Михайловича Достоевских) получили высокую оценку жюри и слушателей.
-работа пресс-центра гимназической газеты «Листок.
В своей газете мы отражаем не только жизнь гимназии, но и нашего города. Например, традиционной стала рубрика «Афиша», в которой дается анонс культурных событий Великого Новгорода и области.
А статья «Великое имя России» ( об Александре Невском) стала самой яркой и патриотичной.
Краеведение имеет большое духовно-нравственное, воспитательное и образовательное значение, ведь учащиеся приобщаются к неисчерпаемому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищнице души народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....
Организация проектной деятельности в области краеведенья во внеурочное время и на уроках русского языка и литературы.
Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогиче...
Модуль по русскому языку "Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка"
Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышени...