Краеведение на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему
Опыт работы использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение на уроках русского языка.
Для всех учителей – предметников не ново использование краеведческого материала на своих уроках. Вот и я на уроках русского языка и литературы с удовольствием и большим успехом использую краеведческий материал.
Так при изучении русского народного творчества на уроках внеклассного чтения использую адыгейский эпос, сказки, песни, сказания, легенды, поговорки, пословицы и загадки. Мною разработаны и предложены для использования на уроках литературы методические рекомендации по включению в программу регионального компонента.
Эти же тексты используют на уроках русского языка, особенно часто звучат тексты из адыгского фольклора и произведений адыгейских авторов при организации самостоятельной работы на уроках русского языка.
Так, при изучении синтаксиса в 8-9 классе, в качестве закрепления можно использовать текст из нартского эпоса. Я использую отрывок «О Плешивом».
За рекой, у опушки леса, поселились Иныжьий. Совершая набеги на селения нартов, они уводили в рабство людей и угоняли скот. Нарты вступили с ними в борьбу, но неоднократно бывали разбиты. И вот на хасэ сидели они с поникшими головами и решали, что делать, как одолеть разбойников. Вдруг на середину хасэ вышел невзрачный пастух Къуйжъий и заявляет, что он возьмется за Иныжъий. Такое заявление вызвало недоумение и смех у почтенных мужей селения. Но хозяин слова подтвердил его делом. Къуйжъый побеждает великанов смекалкой, а не благодаря физическим качествам(86 слов).
Кроме орфограмм такой диктант насыщен информацией о том, какие качества личности воспеваются адыгами, а какие порицаются, текст знакомит учащихся с героями нартского эпоса.
Я накопила большой раздаточный материал по пунктуации, применяя различные адыгейские пословицы и поговорки, сопоставляя их с аналогами в русском языке.
Например:
- Кто сегодня принимается за дело, тот богатеет; кто его откладывает на завтра, тот разоряется (адыгейская пословица)
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня (русская пословица)
- Лучше сегодняшняя птица, чем завтрашняя перепелка (адыгейская пословица)
- Лучше синица в руке, чем журавль в небе (русская пословица)
- Сколько не приручай перепелку, она смотрит на посевы (адыгейская пословица)
- Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит (русская пословица)
- Голод не утоляют словами (адыгейская пословица)
- Соловья баснями не кормят (русская пословица)
Работая над пословицами на адыгейском и русском языках, я прививаю любовь к устному народному творчеству адыгейского и русского народа. Дети с удовольствием работают над орфограммами, потому что понимают смысл пословиц. Им легко справляться с пунктуацией, они сразу понимают смысл русских слов по аналогии с адыгейскими, легко разбирают слова по составу, выделяют трудных орфограммы. Изучая в классе неологизмы, я намеренно остановилась на слове «созидатель: ведь сегодня, как никогда, это понятие востребовано самим временем.
Разбирая его происхождение, состав, смысл, мы дошли до заполнения анкеты, состоящей из трех вопросов:
1. Что нужно сделать в нашем районе, ауле, чтобы тебе в нем стало лучше жить?
2. Что ты сделаешь в будущем для себя, для Адыгеи и России?
3. Каким, на твой взгляд, должен быть созидатель?
И вот какие ответы я получила на поставленные вопросы:
- Что нужно сделать в нашем районе, ауле, чтобы тебе в нем стало лучше жить?
Дети ответили так:
- построить памятники культуры;
- увеличить рождаемость и повысить уровень жизни людей;
- увеличить число спортивно - оздоровительных сооружений;
- усилить борьбу с алкоголизмом, наркоманией и сквернословием.
2. Что ты сделаешь в будущем для себя, для Адыгеи и России?
Для себя:
- получу хорошее образование;
- создам семью и достойно воспитаю детей.
Для Адыгеи и России:
- сделаю все, что в моих силах, чтобы страна наша была богатой и процветающей;
- заработаю деньги, помогу бездомным детям, построю детский дом;
- помогу пожилым и ветеранам Великой Отечественной войны;
- сделаю все, чтобы не было нищих.
3. Каким, на твой взгляд, должен быть созидатель?
- образованным;
- решительным;
- волевым;
- умеющим держать слово;
- добрым;
- добросовестным;
- честным;
- высокопрофессиональным.
Анализ ответов показывает, что у детей формируется чувство гражданственности и патриотизма, так необходимые всем нам, живущим в 21-м веке.
Работая над стилями речи, использую тексты из местных газет, произведений адыгских авторов. Так, изучая публицистический стиль, беру статьи из районной газеты «Согласие»
Для научного стиля использую труды ученых-адыгов, например Шабановой Е.М., кандидата филологических наук в сборнике «Адыгейская филология». Для художественного стиля набираю тексты из художественных произведений И. Машбаша, Д. Косжанова и других авторов.
Такая работа помогает ребятам не только определить стиль текста, но и познакомиться с героями Адыгеи и замечательными жителями нашего района, приобщиться к чтению, периодической печати. Что на сегодня особенно важно на фоне насилья Интернета, теле и видеофильмов, непростительно мало количества детских передач, которые бы учили добру, приобщали бы к истокам духовности, нравственности.
Считаю краеведческую работу на уроках русского языка очень важной и результативной. Буду и дальше в своей работе развивать это направление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...
Краеведение на уроках русского языка и литературы.
В статье обобщен собственный опыт работы по краеведению, и предлагаются различные формы работы по данной теме....
Использование материалов краеведения на уроках русского языка
Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именую...
Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....
Статья "Краеведение на уроках русского языка"
Данная статья предназначена для учителей русского языка и литературы....
Модуль по русскому языку "Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка"
Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышени...
Краеведение на уроках русского языка.
статья об использовании краеведческого материала на уроках русского языка....