Краеведение на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Опыт работы использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение на уроках русского языка.

       Для всех учителей – предметников не ново использование краеведческого материала на своих уроках. Вот и я на уроках русского языка и литературы с удовольствием и большим успехом использую краеведческий материал.

     Так при изучении русского народного творчества на уроках внеклассного чтения использую адыгейский эпос, сказки, песни, сказания, легенды, поговорки, пословицы и загадки. Мною разработаны и предложены для использования на уроках литературы методические рекомендации по включению в программу регионального компонента.

  Эти же тексты используют на уроках русского языка, особенно часто звучат тексты из адыгского фольклора и произведений адыгейских авторов при организации самостоятельной работы на уроках русского языка.

  Так, при изучении синтаксиса в 8-9 классе, в качестве закрепления можно использовать текст из нартского эпоса. Я использую отрывок «О Плешивом».

  За рекой, у опушки леса, поселились Иныжьий. Совершая набеги на селения нартов, они уводили в рабство людей и угоняли скот.  Нарты вступили с ними в борьбу, но неоднократно бывали разбиты. И вот на хасэ сидели они с поникшими головами и решали, что делать, как одолеть разбойников. Вдруг на середину хасэ вышел невзрачный пастух Къуйжъий и заявляет, что он возьмется за Иныжъий. Такое заявление вызвало недоумение и смех у почтенных мужей селения. Но хозяин слова подтвердил его делом. Къуйжъый побеждает великанов смекалкой, а не благодаря физическим качествам(86 слов).

     Кроме орфограмм такой диктант насыщен информацией о том, какие качества личности воспеваются адыгами, а какие порицаются, текст знакомит учащихся с героями нартского эпоса.

     Я накопила большой раздаточный материал по пунктуации, применяя различные адыгейские пословицы и поговорки, сопоставляя их с аналогами в русском языке.

    Например:

- Кто сегодня принимается за дело, тот богатеет; кто его откладывает на завтра, тот разоряется (адыгейская пословица)

- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня (русская пословица)

- Лучше сегодняшняя птица, чем завтрашняя перепелка (адыгейская пословица)

- Лучше синица в руке, чем журавль в небе (русская пословица)

- Сколько не приручай перепелку, она смотрит на посевы (адыгейская пословица)

- Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит (русская пословица)

- Голод не утоляют словами (адыгейская пословица)

- Соловья баснями не кормят (русская пословица)

  Работая над пословицами на адыгейском и русском языках, я прививаю любовь к устному народному творчеству адыгейского и русского народа. Дети с удовольствием работают над орфограммами, потому что понимают смысл пословиц. Им легко справляться с пунктуацией, они сразу понимают смысл русских слов по аналогии с адыгейскими, легко разбирают слова по составу, выделяют трудных орфограммы. Изучая в классе неологизмы, я намеренно остановилась на слове «созидатель: ведь сегодня, как никогда, это понятие востребовано самим временем.

   Разбирая его происхождение, состав, смысл, мы дошли до заполнения анкеты, состоящей из трех вопросов:
1. Что нужно сделать в нашем районе, ауле, чтобы тебе в нем стало лучше жить?

2. Что ты сделаешь в будущем для себя, для Адыгеи и России?

3. Каким, на твой взгляд, должен быть созидатель?

И вот какие ответы я получила на поставленные вопросы:

  1. Что нужно сделать в нашем районе, ауле, чтобы тебе в нем стало лучше жить?

 Дети ответили так:

- построить памятники культуры;

- увеличить рождаемость и повысить уровень жизни людей;

- увеличить число спортивно - оздоровительных сооружений;

- убрать табачные ларьки;

- усилить борьбу с алкоголизмом, наркоманией и сквернословием.

2.   Что ты сделаешь в будущем для себя, для Адыгеи и России?

  Для себя:

- получу хорошее образование;

- создам семью и достойно воспитаю детей.

  Для Адыгеи и России:

- сделаю все, что в моих силах, чтобы страна наша была богатой и процветающей;

- заработаю деньги, помогу бездомным детям, построю детский дом;

- помогу пожилым и ветеранам Великой Отечественной войны;

- сделаю все, чтобы не было нищих.

3.   Каким, на твой взгляд, должен быть созидатель?

- образованным;

- решительным;

- волевым;

- умеющим держать слово;

- добрым;

- добросовестным;

- честным;

- высокопрофессиональным.

       Анализ ответов показывает, что у детей формируется чувство гражданственности и патриотизма, так необходимые всем нам, живущим в 21-м веке.

  Работая над стилями речи, использую тексты из местных газет, произведений адыгских авторов.    Так, изучая публицистический стиль, беру статьи из районной газеты «Согласие»

Для научного стиля использую труды ученых-адыгов, например Шабановой Е.М., кандидата филологических наук в сборнике «Адыгейская филология».  Для художественного стиля набираю тексты из художественных произведений И. Машбаша, Д. Косжанова и других авторов.

         Такая работа помогает ребятам не только определить стиль текста, но и познакомиться с героями Адыгеи и замечательными жителями нашего района, приобщиться к чтению, периодической печати. Что на сегодня особенно важно на фоне насилья Интернета, теле и видеофильмов, непростительно мало количества детских передач, которые бы учили добру, приобщали бы к истокам духовности, нравственности.

       Считаю краеведческую работу на уроках русского языка очень важной и результативной. Буду и дальше в своей работе развивать это направление.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Краеведение на уроках русского языка и литературы.

В статье обобщен собственный опыт работы по краеведению, и предлагаются различные формы работы по данной теме....

Использование материалов краеведения на уроках русского языка

Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с   тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именую...

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....

Статья "Краеведение на уроках русского языка"

Данная статья предназначена для учителей русского языка и литературы....

Модуль по русскому языку "Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка"

Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышени...

Краеведение на уроках русского языка.

статья об использовании краеведческого материала на уроках русского языка....