Статья "Краеведение на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему
Данная статья предназначена для учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_na_urokakh_rus._yaz.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение на уроках русского языка
…Родимый край! Тобою я живу!
Я – в каждом колосе, в былинке каждой,
Где б ни был я – с неутолимой жаждой.
Родимый край, тобою я живу!
Н. Эркай
Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно без знаний истории своей родины, своего края.
Для моих учеников такой малой родиной является Мордовия - неповторимый и удивительный край, корнями и традициями уходящий в глубь веков.
Как известно, учебники не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках не все преподаватели используют языковой материал, отражающий специфику того или иного региона.
Воспитание любви к русскому языку, к малой родине - один из главных принципов обучения, который я ставлю перед собой и активно использую в своей работе.
Цель использования краеведческого материала – это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию Мордовии.
Региональный компонент можно использовать на различных этапах урока: во время объяснения нового материала, на этапе закрепления, повторения изученной темы, для контроля над усвоением программного материала.
Например, в ходе изучения фонетики в 5 классе ученикам можно предложить следующие задания:
- Определите количество звуков и букв в словах: Сивинь, Атемар, Алатырь, Вьяс, Инсарка, Семилейка.
- Сделайте фонетический разбор слов: Мордовия, Нуя (река, приток Алатыря), Пьяна (самая извилистая речка в Мордовии).
- Затранскрибируйте предложение: Самые большие рога лося нашли в Дубенском районе (один из них имел 12 отростков, а другой 13;каждый из них в длину превышал 1 м. и весил более 10 кг.).
Использование такого материала делает урок интересным, что повышает эффективность усвоения знаний.
Большие возможности имеет краеведение при изучении раздела «Лексика». Школьники знакомятся с особенностями местного диалекта, изучают диалектные слова, используемые в Мордовии. Неисчерпаемым источником материала для этого может стать «Словарь русских говоров на территории Мордовии», который составлен преподавателями МГУ им. Н.П. Огарева Л.К. Чикиной, Р.В. Семенковой, Ф.В. Карауловой.
На одном из уроков ученики 6 класса выполняли следующие задания:
1. Запишите слова, подберите к ним однокоренные слова. Объясните происхождение и значение диалектных слов:
Набедить (напроказничать, наделать бед), накидушка (покрывало для подушек на постели), морозить (страдать от холода, зябнуть), мороса (очень мелкий дождь, изморось), мусор (сорные растения).
2. а) улица, город, околица (лишним является диалектное слово околица);
б) изба, дом, перт (лишним является диалектное слово перт);
в) независимо, свободно, повольно (лишним является диалектное слово повольно).
А как многолика и выразительна мордовская диалектная фразеология! Вот задания, которые никого из ребят не могут оставить равнодушными на уроке:
1. Спишите фразеологизмы. Объясните их значение подбором слов-синонимов: сидеть как у праздника (бездельничать), ни тьма, ни заря (очень рано), тянуть кота за хвост (откладывать какие-либо дела), шаляй –валяй (кое-как, небрежно).
2. Каждую группу фразеологизмов замените одним словом: глаза продавать, подолы обирать, сидеть как у праздника (бездельничать); шавырк –бряк, шаляй –валяй (небрежно);сгореть с лица, уши заворачиваются, глаза зябнут (стыдиться).
3. Найди третий лишний: плести неоколесицу, молоть пустое, трястись как осиновый лист (лишним является фразеологизм трястись как осиновый лист).
4. Приведите свои примеры фразеологизмов и объясните, почему они придают речи выразительность и образность.
На таких занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученики учатся анализировать, рассуждать, делать выводы.
Большую роль в воспитании патриотических качеств на уроках русского языка играют тексты. Тексты с использованием краеведческого материала можно использовать на уроках развития речи при написании изложений и сочинений.
Темы для сочинений должны быть близкими школьникам, затрагивать их стремления, опираться на жизненный опыт ребят («Город, в котором я живу», «Мой любимый уголок города», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Мой город в будущем».
Такая работа увлекает учащихся. Дети учатся отстаивать свое мнение, пытаются правильно строить самостоятельные высказывания на основе интересного для них материала, глубже познавать родной край – свою малую родину.
Изучая морфологию, также можно использовать краеведческий материал.
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс).
(А/а)латырь –река левый приток (С/с)уры берет начало в девяти километрах от села (А/а)латырь основные притоки в (М/м)ордовии (И/и)рсеть (Р/р)удня (К/к)емлятка (И/и)нсар (Н/н)уя (И/и)нелейка (Б/б)арахманка на (А/а)латыре расположены город (А/а)рдатов рабочий поселок (Т/т)ургенево и другие населенные пункты.
- Прочитайте. Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Спишите. Расставьте знаки препинания.
- Найдите имена собственные, подчеркните их.
- Сформулируйте правило отличия имен собственных от нарицательных.
Тема: Количественные числительные (6 класс).
а) В Мордовии обитают 247 видов рыб, 7 – млекопитающих, 39 – рыбообразных, 11 – амфибий, 7 – рептилий.
б) В Мордовском государственном заповеднике зарегистрированы 186 видов грибов, 83 – лишайников, 77 – мхов.
1. Найдите в предложениях числительные. Определите, какими они являются по значению. Укажите простые (п.), составные (с.) числительные.
2. Запишите числительные, заменяя цифры словами.
В ходе изучения синтаксиса и пунктуации ученикам могут быть предложены следующие задания:
Тема: Словосочетание (5 класс).
Перед вами отрывок из стихотворения Н. Эркая:
Никакая
Сторона другая
Край мордовский не заменит мне.
- Выпишите из отрывка все возможные словосочетания.
- Обозначьте в словосочетаниях главное слово.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс).
а) Дуб самое старое дерево в Мордовии.
б) Можжевельник самый известный местный вечнозеленый кустарник.
в) Темников самый старый город Мордовии.
г) Лиственница самая ценная для хозяйственных нужд древесная порода Мордовии.
1. Спишите, ставя, где надо тире.
2. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
3. Укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
Тема: Однородные члены предложения (5 класс).
В Мордовии часто проводили карнавалы. Местом для карнавальных событий могли быть поле опушка леса роща околица села. Здесь природа становилась неотъемлемой частью праздника. Люди славили ее песнями выражали свою радость в танцах и массовых хороводах.
1. Спишите текст, озаглавьте его.
2. Расставьте пропущенные запятые.
3. Подчеркните однородные члены предложения.
Тема: Диалог (5 класс).
Составьте диалог на тему «Экскурсия по городу».
Таким образом, использование краеведческого материала на уроках русского языка решает несколько задач: познавательную, развивающую, воспитательную. Данный вид работы способствует развитию связной устной и письменной речи, обогащает словарный запас, формирует навыки речевой культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...