Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_5klass.docx | 54.58 КБ |
titulnyy_rus_yaz_5_kl.docx | 49.78 КБ |
Предварительный просмотр:
2.9. Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе М.М.Разумовской и др.
№ урока | Тема | Количество часов на изучение раздела, темы | Характеристика учебной деятельности ученика | Дата проведения | Примечания | |||||||
Основное содержание | Формы контроля | план | факт | |||||||||
1 | Зачем человеку нужен язык. | 1 | Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Показать учащимся, что язык - универсальное средство общения. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст, развить познавательные способности каждого ученика. | Фронтальный опрос | ||||||||
2 | Что мы знаем о русском языке. | 1 | Наука о русском языке, ее основные разделы. Русский язык как развивающее явление. Объяснить учащимся, что русский язык - один из развитых языков мира, богатый и выразительный; расширить кругозор учащихся. | Устный опрос | ||||||||
3 | Что такое речь. | 1 | Речь как деятельность. Виды речевой деятельности. Особенности каждого вида речевой деятельности. Дать понять о речевом общении; выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способами языкового анализа. | Проверка д/з | ||||||||
4 | Речь монологическая и диалогическая. Речь письменная и устная. | 1 | Умение общаться - важная часть культуры человека. Разновидности речевого общения. Уметь различать монолог и диалог; иметь представление об устной и письменной речи. | Проверка д/з | ||||||||
5 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | Фонетика как раздел лингвистики. Звук - основная единица фонетики. Уметь различать буквы и звуки; правильно произносить названия букв; знать алфавит. | Фронтальный опрос | ||||||||
6 | Что обозначают буквы Е,Е,Ю,Я. | 1 | Особенности произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. Знать о двойной роли букв е, е, ю, я; уметь употреблять общепринятый знак фонетической транскрипции. | Лист оценивания | ||||||||
7 | Фонетический и орфоэпический разбор слова. | 1 | Звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного анализа звуковой стороны художественного текста. Углубить представление о фонетическом разборе слова. Изучить орфоэпический разбор слова. | Письменный опрос | ||||||||
8 | Резервный урок Р/р Что такое текст (повторение). Тема текста.Основная мысль текста | 1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Овладение основными нормами построения текста. Углубить сведения о тексте и его признаках. Уметь выделять темы узкие и широкие. Уметь выделять основную мысль текста. | Проверка д/з | ||||||||
9 | Зачем людям письмо. | 1 | Назначение письма в жизни человеческого общества.
Знать о назначении письма. Познакомиться со сведениями об академике Л.К.Гроте. | Фронтальный опрос | ||||||||
10 | Орфография. Нужны ли правила? | 1 | Орфография как раздел правописания. Разделы русской орфографии. Разбираться в понятиях орфография и орфограмма, знать роль орфографических правил. | Контрольная работа | ||||||||
11 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков. | 1 | Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением в безударных гласных. Уметь отличать проверяемые и непроверяемые гласные; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными. | |||||||||
12 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | 1 | Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением согласных звуков. Уметь различать согласные в корнях слов: проверяемые и непроверяемые; непроизносимые и удвоенные согласные. Уметь безошибочно писать согласные в корнях слов. | Фронтальный опрос | ||||||||
13 | Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. | 1 | Правописание сочетания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде. Закрепить навыки правописания гласных после шипящих. | Проверка д/з | ||||||||
14 | Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. | 1 | Склонение существительных с шипящими на конце. Закрепить навык правописания ь после шипящих на конце слоа; уметь определять склонение существительных; принадлежность слова к глаголам. | Тестирование | ||||||||
15 | Разделительные Ь и Ъ. | 1 | Правописание Ь и Ъ в разных случаях.
Знать условия употребления ь и ъ. | Проверка д/з | ||||||||
16 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | Слова-исключения. Уметь писать употребительные глаголы без ошибок. | Лист оценивания | ||||||||
17 | Написание - тся, - ться в конце глаголов. | 1 | Способ определения написания - тся, - ться по вопросу. Различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола. Уметь правильно писать -тся и -ться в конце глаголов. | Письменный опрос | ||||||||
18 | Резервный урок Повторение и обобщение по теме "Орфография". | 1 | Подготовка к контрольному диктанту Проверить сформированность орфографических навыков. | Устный опрос | ||||||||
19 | Контрольный диктант № 1"Дни поздней осени", | 1 |
Уметь применять знания. | Лист оценивания | ||||||||
20 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Схема анализа ошибок Иметь навыки самостоятельной работы над ошибками. | Фронтальный опрос | ||||||||
21 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание значимые части слова. | 1 | Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем. Усвоить последовательность разбора слова по составу с учетом знания морфем; иметь представление о морфемах; знать значение морфем. | Контрольная работа | ||||||||
22 | Как образуются формы слова с помощью окончания. | 1 | Окончание как изменяемая морфема. Основа как часть слова без окончания. Уметь выделять окончание, особенно нулевое, и основу слова. | |||||||||
23 | Слова как часть речи. Морфология. | 1 | Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке. Уметь строить рассуждение при определении слова как части речи; задавать вопросы к словам различных частей речи, определить их грамматическое значение. | Устный опрос | ||||||||
24-25 | Самостоятельные части речи. | 2 | Знаменательные части речи, их основные признаки. Иметь представление о всех самостоятельных частях речи, уметь определить часть речи по вопросу, обнаруживать части речи в тексте или предложении; отличать похожие части речи друг от друга. | Проверка д/з | ||||||||
26 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | 1 | Формы изменяемых частей речи. Склонение. Спряжение. Уметь определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Знать, как они изменяются. | Устный опрос | ||||||||
27, 28, 29 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | 3 | Значение и правописание предлогов. Роль союзов в простом и сложном предложении. Роль частиц в речи, их значение. Знать служебные части речи; отличать от самостоятельных. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. | Лист оценивания | ||||||||
30-31 | Написание изложения № 1по плану "Легенда о Байкале". | 2 | Написание подробного изложения Уметь писать изложение, близкое к тексту, с опорой на план. | Фронтальный опрос | ||||||||
32 | Резервный урок Анализ изложения "Легенда о Байкале". | 1 |
Уметь комментировать типичные ошибки в передаче содержания текста. | Письменный опрос | ||||||||
33 | Обобщающий урок по теме "Повторение изученного в начальных классах". | 1 | Повторение изученного по фонетике, морфологии, орфографии. Уметь находить изученные орфограммы, производить фонетический разбор; знать части речи. | Проверка д/з | ||||||||
34 | Контрольная работа № 1по теме "Фонетика. Морфология. Орфография". | 1 | Контрольное осложненное списывание (2 варианта) Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; уметь находить нужную часть речи; уметь производить фонетический разбор. | Проверка д/з | ||||||||
35 | Анализ контрольной работы | 1 | Схема анализа ошибок Иметь навыки самостоятельной работы над ошибками. | Лист оценивания | ||||||||
36 | Р/р Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Р/р Строение абзаца. | 1 | Смысловое отношение между предложениями в тексте. Возможности абзаца в передаче основной мысли текста. Уметь выстраивать группу предложений в текст; определять смысловые отношения между предложениями. Уметь оформлять абзац на письме. | |||||||||
37 - 38 | Р/р Написание сочинения № 1 по фотографии | 2 |
Уметь писать сочинение-описание по картине; использовать в сочинении художественный стиль речи. | Фронтальный опрос | ||||||||
39 | Р/р Анализ сочинение | 1 | Схема анализа ошибок Иметь навыки самостоятельной работы над ошибками. | Устный опрос | ||||||||
40 | Что изучает фонетика. | 1 | Фонетика как раздел науки о языке. Звук - основная единица фонетики. Уметь воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух; пользоваться знаками фонетической транскрипции. | Устный опрос | ||||||||
41 | Звуки гласные и согласные. | 1 | Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Уметь различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. | Фронтальный опрос | ||||||||
42 | Слог, ударение. | 1 | Предметы изучения орфоэпии. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование. Знать отличительные особенности русского ударения (его разновидность и подвижность); ударные и безударные слоги. | Письменный опрос | ||||||||
43 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | 1 | Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах. Иметь представление об орфоэпии как о разделе науки о русском языке; о словаре Р.И.Аванесова. Развивать речевой слух. | |||||||||
44 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | 1 | Изменения звуков в речевом потоке. Правильное произношение некоторых групп согласных. Уметь правильно произносить слова с оглушением согласных. Развивать речевой слух. | Письменный опрос | ||||||||
45 | Резервный урок Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия» | 1 | Подготовка к контрольной работе. Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разбор слов; делить слова на слоги, ставить ударение в словах в соответст -вии с орфоэпическими нормами | Фронтальный опрос | ||||||||
46 | Контрольная работа № 2 по теме "Фонетика. Орфоэпия". | 1 | Контрольная работа Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разбор слов; делить слова на слоги, ставить ударение в словах в соответст -вии с орфоэпическими нормами | Контрольная работа | ||||||||
47 | Анализ контрольной работы. | 1 | Схема анализа ошибок Иметь навыки самостоятельной работы над ошибками. | Проверка д/з | ||||||||
48 | Как определить лексическое значение слова. | 1 | Точность употребления слова в соответствии с его лексическим значением. Основные способы объяснения лексического значения слова: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, однокоренных слов. Уметь пользоваться толковым словарем; обращать внимание на непонятные слова. Знать, что изучает лексика. Понимать, что такое лексическое значение слова. Свободно владеть основными способами словотолкования. | Лист оценивания | ||||||||
49 | Сколько лексических значений имеет слово. | 1 | Однозначные и многозначные слова. Иметь представление об однозначных и многозначных словах, уметь использовать их в речи. | Проверка д/з | ||||||||
50-51 | Когда слово употребляется в переносном значении. |
2 | Прямое и переносное значение слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет). Фразеологические обороты. Знать о прямом и переносном значении слова; как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты; какую роль имеет переносное значение слов по фразеологических оборотах. | Фронтальный опрос | ||||||||
52-53 | Р/р Сочинение-описание № 2 по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды". | 2 |
Уметь писать сочинение-описание по картине; использовать в сочинении художественный стиль речи. | Устный опрос | ||||||||
54 | Р/р Анализ сочинения-описания по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды". | 1 | Анализ недостатков в содержании и написании сочинения по картине.
Уметь объяснять и исправлять ошибки. | Фронтальный опрос | ||||||||
55 | Резервный урок Как пополняется словарный состав русского языка. | 1 | Способы пополнения словарного запаса. Заимствованные слова. Роль старославянизмов в русском языке. Иметь представление о заимствованных словах. Знать характерные черты старославянизмов. | Письменный опрос | ||||||||
56-57 | Как образуются слова в русском языке. | 2 | Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Приставки, суффикс как словообразующие морфемы. Порядок разбора слов по составу. Основные способы образования слов (приставочный, суффиксный, приставочно-суффиксный, безсуффиксальный). Сложение как способ словообразования. Иметь представление об основных способах словообразования; уметь разбирать слова по составу и выполнять словообразовательный разбор. | Проверка д/з | ||||||||
58 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. | 1 | Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. и//е (-бир//бер, -тир//тер, -мир//мер и др.). Иметь представление о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова; уметь писать слова с чередованием гласных в корне слова. | Проверка д/з | ||||||||
59 | Р/р Сочинение-описание № 3 по фотографии В.Гиппенрейтера "Сухие стволы сосен". | 1 |
Уметь писать сочинение-описание по фотографии; уметь выражать основную мысль, формулировать. | Лист оценивания | ||||||||
60 | Р/р Что изучает стилистика. | 1 | Речевая ситуация. Стили речи. Иметь представление о науке стилистике; закрепить понятие речевой ситуации. | Проверка д/з | ||||||||
61 | Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - лаг- - -лож- ; - рос- - раст- (-ращ-). | 1 | Варианты одного и того же корня, правописание которых зависит от конкретных условий в слове. Уметь рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; правильно писать чередующие гласные. | Лист оценивания | ||||||||
62 | Буквы о-е после шипящих в корнях слов. | 1 | Правописание иноязычных слов. Уметь выбрать буквы о или е и объяснить. | Фронтальный опрос | ||||||||
63 | Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием "Медвежонок". | 1 |
Уметь применять полученные по орфографии знания. | Диктант | ||||||||
64 | Анализ контрольного диктанта "Медвежонок". | 1 |
Находить ошибки; объяснять; развивать навыки самостоятельной работы. | Письменный опрос | ||||||||
65 | Р/р Разговорная и книжная речь. Художественная и научно-деловая речь. | 1 | Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, характерные для разговорного языка. Особенности языка художественной литературы. Разбираться в понятиях книжная и разговорная речь, сферах их использования. Особенности художественной и научно-деловой речи. Деятельность ученого-филолога В.В.Виноградова. Знать об основных отличиях художественной речи от научно-деловой. | Письменный опрос | ||||||||
66 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. | 1 | Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различие омонимов и многозначных слов в речи. Иметь представление об абсолютных омонимах, уметь отличать и правильно писать слова, которые звучать одинаково, но пишутся по-разному. Уметь различать омонимы по значению, строению. | |||||||||
67 | Что такое профессиональные и диалектные слова. | 1 | Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Уметь использовать слова данной группы в зависимости от конкретной речевой ситуации. | Фронтальный опрос | ||||||||
68 | О чем рассказывают устаревшие слова. | 1 | Основные приемы появления устаревших слов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Знать устаревшие слова, уметь объяснять причины их появления в языке; отличать архаизмы от историзмов. | Проверка д/з | ||||||||
69 | Резервный урок Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. | 1 | Понятие "речевой этикет". Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Уметь употреблять в речи этикетные слова прощания, просьбы, благодарности. | Письменный опрос | ||||||||
70 | Правописание приставок. | 1 | Правописание неизменяемых приставок; приставок на з-с, приставок при- и пре-. Иметь представление в трех группах приставок. Уметь безошибочно писать слова с неизменяемыми приставками и приставками на з-с. | Проверка д/з | ||||||||
71 | Буквы и-ы после ц. | 1 | Различие между произношением и написанием в слове. Уметь безошибочно писать слово с орфограммой; пользоваться орфографическим словарем. | Проверка д/з | ||||||||
72 | Систематизация и обобщение знаний по теме "Лексика. Словообразование Правописание". | 1 | Подготовка к контрольной работе. Уметь выполнять лексический разбор слова; уметь применять на практике знания о прямом и переносном значении слова; как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты; какую роль имеет переносное значение слов по фразеологических оборотах . Знать основные способы образования слов | Письменный опрос | ||||||||
73 | Контрольная работа № 3 по теме "Лексика. Словообразование Правописание ". | 1 |
Контрольная работа Уметь выполнять лексический разбор слова; уметь применять на практике знания о прямом и переносном значении слова; как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты; какую роль имеет переносное значение слов по фразео -логических оборотах . Знать основные способы образования слов. Уметь применять получен -ные по орфографии знания. | Контрольная работа | ||||||||
74 | Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Словообразование Правописание» | 1 | Схема анализа ошибок Иметь навыки самостоятельной работы над ошибками. | |||||||||
75 | Итоговый контрольный диктант № 1 за 1-ое полугодие. | 1 |
Уметь применять на письме полученные знания. | Фронтальный опрос | ||||||||
76 | Резервный урок Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Находить ошибки; объяснять; развивать навыки самостоятельной работы. | Лист оценивания | ||||||||
77 | Что изучает синтаксис и пунктуация. | 1 | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений. Ученый-лингвист А.М.Пешковский. Знать, что такое синтаксис, что такое пунктуация, почему они рассматриваются в неразрывной связи. Знать биографию А.М.Пешковского. | Фронтальный опрос | ||||||||
78 | Словосочетание. | 1 | Смысловая и грамматическая связь в словосочетании. Особенности строения словосочетания. Типы словосочетания по характеру главного слова. Уметь выделять словосочетания из предложения. Различать слово и словосочетание; уметь устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. | Письменный опрос | ||||||||
|
| Устный опрос | ||||||||||
79 | Разбор словосочетания. | 1 | Порядок разбора словосочетания. Уметь выполнять разбор словосочетания. | Проверка д/з | ||||||||
80 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Предложение как основная единица синтаксиса. Интонационные и смысловые особенности предложений. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Иметь представление о предложении, интонации, логическом ударении, паузе. Уметь различать предложения по цели высказывания. | Фронтальный опрос | ||||||||
81 | Р/р Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение. | 1 | Описание, повествование, рассуждение. Знать характерные особенности каждого типа речи, уметь определять тип речи. Уметь различать типы речи. | работа с текстами | ||||||||
82 | Восклицательное предложение. | 1 | Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Уметь различать простые предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильно ставить знаки препинания в конце предложения. | Лист оценивания | ||||||||
83 | Главные члены предложения. | 1 | Синтаксическая структура предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Уметь опознавать главные члены предложения, находить основу предложения. Уметь выразительно читать предложения с соблюдением пауз. | Письменный опрос | ||||||||
84-85 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 |
Уметь опознавать в роли подлежащего и сказуемого имена существительные в начальной форме. | Фронтальный опрос Лист оценивания | ||||||||
86 | Предложения распространенные и перераспределенные. | 1 | Роль второстепенных членов предложения. Уметь распространять предложения; характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов. | Проверка д/з | ||||||||
87 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Способы выражения второстепенных членов предложения. Понимать значение и роль второстепенных членов предложения. Уметь выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены. Уметь по смысловым вопросам определять дополнение, анализировать его роль в предложении. | Проверка д/з | ||||||||
88 | Определение. | 1 |
Уметь по смысловым вопросам находить определение, анализировать его роль в предложении. | Тестирование | ||||||||
89 | Обстоятельство. | 1 |
Уметь находить обстоятельство в предложении; знать вопросы разных групп обстоятельств, правильно задавать их. | |||||||||
90 | Контрольный диктант № 3 с грамматичес -ким заданием. | 1 |
Уметь применять на письме полученные знания. | Контрольная работа | ||||||||
91 | Резервный урок Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Уметь объяснять ошибки; развивать навыки самостоятельной работы. | |||||||||
92- 93 | Однородные члены предложения. | 2 | Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Узнать находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами; уметь расставлять знаки препинания. | Устный опрос | ||||||||
94 | Р/р Оценка действительности. | 1 | Основные способы выражения оценки действительности. Знать роль предложений со значением оценки в художественной речи. Уметь составлять тексты с оценкой действительности. | Фронтальный опрос | ||||||||
95 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 | Роль обобщающего слова в предложении. Уметь находить обобщающее слова и ставить двоеточие. | Проверка д/з | ||||||||
96 | Обращение. |
1 | Использование обращений в устной и письменной речи. Уметь различать подлежащее и обращение. Уметь правильно ставить знаки препинания. | |||||||||
97 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | Порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения. | Лист оценивания | ||||||||
98 | Р/р Сочинение-описание № 4 по картине К.Ф.Юона "Русская зима". | 1 |
Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине. Уметь описывать зимний пейзаж. | Контрольная работа | ||||||||
99- 100 | Сложное предложение. | 2 | Особенности строения сложносочиненного предложения, средства связи такого предложения; особенности строения СПП. Уметь отличать сложное предложение с союзом и от простого предложения с однородными членами. Уметь определять количество простых предложений в сложном; правильно ставить знаки препинания. | Письменный опрос | ||||||||
101 | Прямая речь. | 1 | Анализ и конструирование предложений с прямой речью. Уметь правильно оформлять прямую речь. | Контрольная работа | ||||||||
102- 103 | Р/р Изложение №2 "Икар и Дедал". | 2 |
Уметь сохранять стиль текста, его структуру, развернуть повествование, опираясь на исходный текст. | Письменный опрос | ||||||||
104 | Диалог. | 1 | Пунктуационное оформление диалога. Уметь составлять диалог, читать его, соблюдая интонацию. | |||||||||
105 | Р/р Строение текста типа рассуждения-доказательства. | 1 | Тезис. Аргумент. Уметь составлять тексты типа рассуждения-доказательства. | Фронтальный опрос | ||||||||
106 | Резервный урок Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация". | 1 | Основные сведения о синтаксических единицах и знаках препинания в простом и сложном предложении. Уметь выполнять синтаксический разбор; уметь ставить знаки препинания, находить грамматическую основу, уметь составлять схемы предложения.. | |||||||||
107 | Контрольная работа № 4 по теме "Синтаксис и пунктуа- ция". | 1 |
Уметь правильно писать слова, расставлять знаки препинания. | Тестирование | ||||||||
108 | Анализ контрольной работы по теме "Синтаксис и пунктуа- ция". | 1 |
Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки. | Лист оценивания | ||||||||
109 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Дифференциация самостоятельных частей речи по грамматическому значению, морфологическим правилам и синтаксической функции. Грамматическое значение служебных частей речи, их роль в предложении. Знать основные сведения о частях речи. Различать самостоятельные и служебные части речи. | Фронтальный опрос | ||||||||
110 | Что обозначает глагол. | 1 | Глагол как часть речи. Инфинитив. Знать грамматические, морфологические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении. | Письменный опрос | ||||||||
111 | Слитное и раздельное написание не с глаголами. | 1 | Слова-исключения. Уметь правильно писать не с глаголами, находить частицу не, понимать ее значение. | Фронтальный опрос | ||||||||
112 | Как образуются глаголы. | 1 | Образование глаголов в приставочном и суффиксальным способом. Правописание недо- с глаголом. Знать способы словообразования глаголов. | Проверка д/з | ||||||||
113 | Вид глагола. | 1 | Вид - важнейший постоянный признак глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Уметь правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи. | Лист оценивания | ||||||||
114 | Корни с чередованием букв е-и. | 1 | Навыки написания корней с // в зависимости от а. Омонимические корни. Знать наизусть перечень корней с чередованием е-и. уметь правильно писать слова. | Устный опрос | ||||||||
115 | Неопределенная форма глагола (инфинитив). | 1 | -Ть, -ти - обозначаются как окончания и как суффикс. Уметь безошибочно определять инфинитив, уметь правильно писать ь в конце инфинитива. | Проверка д/з | ||||||||
116 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | 1 | Форма инфинитива и 3 лицо единственного числа глагола. Уметь безошибочно писать -ться и -ться в глаголах; правильно ставить вопрос. | Фронтальный опрос | ||||||||
117 | Р/р Как связываются предложения в тексте "Данное" и "Новое" в предложениях. | 1 | Связи предложений в тексте. Уметь развивать мысль в тексте; находить "данное" и "новое" в предложении. | Тестирование | ||||||||
118 | Наклонение глагола. | 1 | Сопоставление и противопоставление примеров с изъявительным, сослагательным, повелительным наклонением. Отличать наклонения; правильно писать глаголы в различных наклонениях. | Устный опрос | ||||||||
119 | Р/р Строение текста типа повествования. | 1 | Особенности строения текста типа повествования. Уметь создавать собственные тексты подобного типа; уметь редактировать текст-повествование. | Фронтальный опрос | ||||||||
120 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | 1 | Закрепление правописания частицы бы. СПП с придаточным условным.
Уметь образовывать форму вспомогательного наклонения; употреблять их в устной и письменной речи; правильно писать частицу бы.
| Письменный опрос | ||||||||
121 | Как образуется повелительное наклонение глагола | 1 | Образование и употребление частых форм повелительного наклонения. Использование форм повелительного наклонения в формулах этикета. Уметь образовывать форму повелительного наклонения глагола; использовать слова в условном наклонении в речи. | |||||||||
122 | Времена глагола. | 1 | Образование и произношение глаголов прошедшего времени. Знать, что глаголы изменяются по временам только в форме изъявительного наклонения; как образуются формы глагола. | Фронтальный опрос | ||||||||
123 | Спряжение глагола. Лицо и число. | 1 | Перечень окончаний глаголов I и II спряжения. Алгоритм определения спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола. Уметь изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы. | Письменный опрос | ||||||||
124- 125 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2 | Алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Безударное окончание глаголов. Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; безошибочно писать личные окончания глаголов. | |||||||||
|
| Фронтальный опрос | ||||||||||
126 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | 1 | Односоставные безличные предложения. Знать наиболее употребляемые безличные глаголы. Уметь находить безличные глаголы. | Тестирование | ||||||||
127 | Систематизация и обобщение знаний по теме "Глагол". | 1 | Повторение изученного о глаголе. Определять вид глагола; находить изученные орфограммы, образовывать формы наклонений; определять спряжение глагола. | Лист оценивания | ||||||||
129 | Контрольная работа № 5 по теме "Глагол". Тест. | 1 |
Уметь правильно писать слова, расставлять знаки препинания. | Фронтальный опрос | ||||||||
130 | Резервный урок Анализ контрольной работы по теме «Глагол» | 1 |
Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки. | Лист оценивания | ||||||||
131 | Что обозначает существительное. | 1 | Имя существительное как часть речи. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая функция. Уметь распределять существительные на группы в зависимости от значения. | Устный опрос | ||||||||
132 | Как образуются имена существительные. | 1 | Способ образования имен существительных. Значение словообразовательных морфем. Уметь образовывать имена существительные суффиксальным и приставочным способом. | Проверка д/з | ||||||||
133 | Употребление суффиксов существительных -чин-, -щик - | 1 |
Беглые о и е. Уметь правильно писать слова с суффиксами чик, щик, знать правило написания.
| Письменный опрос | ||||||||
134 | Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-) | 1 | Орфографическое правило, регламентирующее написание суффиксов -ек;ик. Уметь опознавать орфограммы | Фронтальный опрос | ||||||||
135 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | 1 | Орфографическое правило, регламентирующее написание не с глаголами Уметь правильно писать не с существительными. | Устный опрос | ||||||||
136 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Олицетворение. Иметь представление об одушевленных и неодушевленных существительных; уметь различать. | Лист оценивания | ||||||||
137 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Орфографическое правило, регламентирующее написание собственных имён существи- тельных Иметь представление о собственных и нарицательных именах существительных; уметь различать | Проверка д/з | ||||||||
138 | Род имен существительных. | 1 |
Иметь представление о роде, иметь определять род имен существительных. | |||||||||
139 | Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. | 1 | Уметь правильно употреблять существительные общего рода; знать особенности несклоняемых имен существительных. | Фронтальный опрос | ||||||||
140-141 | Написание изложения № 3, близкого к тексту. | 2 | Стр.278, упр. 787 Уметь излагать текст, сохранять строение текста, языковые средства. | Изложение | ||||||||
142 | Анализ изложения | 1 |
Уметь комментировать типичные ошибки в передаче содержания текста. | Устный опрос | ||||||||
143 | Р/р Соединение типов речи в тексте. | 1 |
Уметь соединять разные типы речи в одном тексте. | Работа с текстом | ||||||||
144 | Число имен существительных. | 1 | Существительные, употребляемые только во множественном числе или только в единственном числе. Уметь находить имена существительные, употребляемые или только во множественном числе, или только в единственном числе. | Опрос | ||||||||
145 | Падеж и склонение имен существительных. | 1 | Разносклоняемые существительные. Морфологический разбор имени существительного. Знать особенности склонения существительных на -мя. Уметь склонять существительные. | Фронтальный опрос | ||||||||
146 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | Правописание безударных окончаний существительных на -ий, -ия, -ие. Уметь находить существительные с безударными окончаниями -е, -и. | Письменный опрос | ||||||||
147 | Употребление имен существительных в речи. | 1 | Синтаксическая роль имен существительных. Уметь сочетать существительные с глаголами и именами прилагательными; находить существительные в тесте и правильно их использовать в речи. | |||||||||
148 | Резервный урок Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя существительное". | 1 | Повторение изученного об имени существительном. Уметь опознавать в тексте имя существительное, определить морфологические, синтаксические, грамматические признаки. | Письменный опрос | ||||||||
149 | Контрольная работа № 6 по теме "Имя существительное". | 1 | Тест. Уметь распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные; род имен существительных; склонение; определять падеж, синтаксическую роль. | Контрольная работа | ||||||||
150 | Анализ контрольной работы по теме "Имя существительное". | 1 |
Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки. | |||||||||
151, 152 | Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. | 2 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологические особенности прилагательных. Уметь находить в тексте имена прилагательные; дифференцировать. | Фронтальный опрос | ||||||||
153 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | Дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Уметь проверять написание окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса; уметь применять правило с дефисном написании прилагательных, обозначив оттенки цветов. | Проверка д/з | ||||||||
154 | Образование имен прилагательных. | 1 | Суффиксальный способ образования прилагательных. Значение суффиксов. Уметь образовывать слова суффиксальным способом, разбирать слова по составу; выполнять морфологический разбор. | Тестирование | ||||||||
155 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | Морфологические и синтаксические признаки кратких прилагательных в сравнении с полными прилагательными с основой на шипящий. Уметь писать правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; находить краткие прилагательные. | Лист оценивания | ||||||||
156 | Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных. | 1 | Особенности употребления степеней сравнения качественных имён прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Иметь представление о сравнительной и превосходной степени; об особенностях употребления степеней сравнения. Уметь производить морфологический разбор. | Проверка д/з | ||||||||
157 | Как образуется сравнительная степень прилагательного. | 1 | Употребление прилагательных в устной речи. Суффиксы. Сравнительные степени прилагательных. Уметь правильно употреблять в речи формы сравнительной степени. Знать, как образуются прилагательные сравнительной степени. | Лист оценивания | ||||||||
158 | Как образуется превосходная степень прилагательного. | 1 | Употребление в речи имен прилагательных превосходной степени. Знать особенности образования и употребления в речи превосходной степени имен прилагательных; уметь образовывать превосходную степень. | |||||||||
159 | Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное". | 1 |
Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; уметь находить и исправлять ошибки. | Тестирование | ||||||||
160 | Контрольная работа № 7 по теме «Имя прилагательное» | 1 |
Контрольное списывание Уметь распознавать качественные, относи- тельные, притяжательные прилагательные; полные и краткие прилагательные; образовы-вать сравнительную и превосходную степени имён прилагательных. | Контрольная работа | ||||||||
161 | Анализ контрольной работы | 1 | Работа над ошибками Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки. | |||||||||
162 - 166 | Обобщение изученного материала за курс 5 класса | 5 | Знать отличие самостоятельной части речи от служебных; постановку запятой; уметь употреблять орфограммы. Знать весь материал за курс 5 класса | Тестирование | ||||||||
167 | Итоговый контрольный диктант № 2 за 2-е полугодие. | 1 |
Знать отличие самостоятельных частей речи от служебных; постановку запятой; уметь употреблять орфограммы. | Диктант | ||||||||
168 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Работа над ошибками Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки. | |||||||||
169, 170 | Резервный урок Систематизация и обобщение знаний | 2 | Анализ личных достижений |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Александровкое»
Утверждаю Директор ___________Т.В.Меньшикова «_____»_______2015 | Рассмотрено(согласовано?) МС протокол № от «___»________2015 Председатель____________ ______________(Ф.И.О.) | Рассмотрено на заседании МО протокол № от «___»_________2015 Руководитель МО_________ ___Комарова С.П._ |
Рабочая программа
по русскому языку
для _5 «А»___класса
на 2015_/2016__ учебный год
Составлена учителем
_____Шитаковой М.В..
2.2 Пояснительная записка
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Настоящая программа по русскому языку для 5-го класса создана на основе учебной программы «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 2014 г.
Цели и задачи рабочей программы:
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
- развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
- формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
- приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:
- речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
- языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;
- социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.
Задачи:
1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.
Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»составлена на основе следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание- М.: «Просвещение», 2010г. и авторской программы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 2013 г.
2.3. Общая характеристика учебного предмета «русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметныхи предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальнаясвязность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт: коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентации, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.).
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. На этом этапе должны быть достигнуты указанные в программе результаты обучения, что гарантирует дальнейшее успешное продвижение учащихся по предмету: на базе изученного в начальных классах отрабатываются ведущие навыки распознавания частей речи, типов и стилей речи, простых и сложных предложений; совершенствуются навыки языкового анализа различных единиц языка; закрепляются важнейшие орфографические и пунктуационные навыки. Новый материал вводится на фоне уже известного, как его развитие и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний. Учтены внутрипредметные связи (например, материал по лексике и словообразованию даётся во взаимосвязи), что облегчает процесс усвоения изучаемого, способствует прочности знаний и умений.
2.4. Место и роль учебного курса «Русский язык»
Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца).
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный.
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII- IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в классических образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела:
1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса в 5-ом классе по разработанной программе эти разделы изучаются в линейном порядке.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного, прилагательного и т.д.". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчтливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов. Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу. Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объёме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.
Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.
Сведения о количестве учебных часов
Данная программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Формы организации образовательного процесса:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- -проверка знаний при помощи тестов;
- -индивидуальный устный опрос;
- -фронтальный опрос;
- - опрос с помощью перфокарт;
- - выборочная проверка упражнения;
- - взаимопроверка;
- - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- - написание сочинений;
- -письмо под диктовку;
- -комментирование орфограмм и пунктограмм;
- -Контрольное списывание;
- Зрительные диктанты
2.5. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Русский язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
2.6. Содержание образовательной программы
1. О языке (4 ч.)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
2. Речь (33 ч.)
Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная конченность (автономность) высказывания. Темы и основная мысль текста: микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте: «данное» и «новое» в предложениях текста. Стили речи, понятие о стилистически значимой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом речевой ситуации, в которой используются данные стили. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения фрагментов текста с определен-ным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение - доказательство, оценочные суждения. Способы соединения фрагментов в целом тексте.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
3. Повторение изученного в начальных классах (23 ч.)
3.1. Фонетика. Графика. (3 ч.)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение букв и звуков. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.
3.2. Письмо. Орфография. (10 ч.)
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; разделительных ъ -ь; -тся/ -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
3.3. Строение слова. (2 ч.)
Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарём значения морфем и словарём морфемного строения слова.
3.4. Слово как часть речи. Морфология. (8 ч.)
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико - орфографическим словарём.
4. Систематический курс русского языка. (85 ч.)
4.1. Фонетика. Орфоэпия. (6 ч.)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.
4.2. Лексика. Словообразование. Правописание. (17 ч.)
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемнрого строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафора, олицетворения, эпитета. Слова - синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з (с). Правописание корней -лож-// -лаг-; -рос-//-раст-(-ращ-). Буквы о - ё после шипящих в корне. Буквы и - ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы. Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания метафор, олицетворений, эпитетов; диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
4.3. Синтаксис и пунктуация (вводный курс). (22 ч.)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже. Предложения с однородными членами. Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире про обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о ССП и СПП. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
4.4. Морфология. Правописание. (40ч.)
4.4.1. Глагол (17 ч.)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Инфинитив. Основные способы образования глаголов. правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание - тся и -ться- в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и - е, их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление) . Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования лингвистическими словарями разных типов. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
4.4.2. Имя существительное (14 ч.)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён существительных. Правила употребления на письме типичных суффиксов, в частности -чик- (-щик-), -ек- (-ик-). Правила слитного и раздельного написания нес именами существительными. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных. Род имён существительных. Имена существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Имена существительные, имеющие только форму единственного или форму множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые несклоняемые имена существительные. Правописание безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования грамматико - орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
4.4.3. Имя прилагательное (9 ч.)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Имена прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имён прилагательных. Склонение имён прилагательных Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление имён прилагательных в переносном значении.
5. Повторение и обобщение изученного в 5 классе - 5 часов
6. Контрольные диктанты (работы, анализ диктантов/ работ) - 24 часа
7. Систематизация и обобщение знаний - 2 часа
2.8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Название учебно – методического комплекта:
Учебник «Русский язык» М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: «Дрофа», 2014г.
Русский язык. Поурочное разработки под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 5 кл. – М: Дрофа, 2014г
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для учителя:
1.Библиотека учителя. Русский язык. Поурочное планирование к учебникам под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 5-9 классы. Дрофа, М.2012. 2.О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 5 класс, Москва «Вако »,2013. 3.Русский Язык. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С. И. Львовой, В.И.Капинос и др. Составитель Н.О. Крамаренко. Изд. «Учитель». Волгоград, 2012. 4. Т.А. Костяева. Тесты, проверочные работы по русскому языку. 5 класс 5.Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс.
Для учащихся:
1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2012
2. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2015
3. Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014.
4. Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2012.
5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.
6. Полищук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.: Издательство «Ювента», 2013
7. Прохватилина Л.В. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.: Мнемозина, 2014
8. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный варианты)
9. Тестовые задания по всем темам (печатный и электронные варианты)
10. ЦОР по всем темам
Справочные пособия:
1.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 2013. 2. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 2012. 3.Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2014. 4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО, специальность - "Документационное обеспечение управления и архивоведение")
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык"...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...