программа дополнительного образования "Путь к слову"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
программа дополнительного образования для обучающихся 14-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования "Путь к слову" | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с.Спасское
Утверждено методическим советом
Протокол № ___ от «___» ___2015 г.
Директор____________Т.И.Киселёва.
Рабочая программа дополнительного образования
по русскому языку
"Путь к слову"
14-15 лет, 1 год
Автор: Матюхина Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2015 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Ф. И. О. составителя | Матюхина Марина Николаевна |
должность, квалификационная категория, награды. | Учитель русского языка и литературы, вторая категория |
Название программы | «Путь к слову» |
С какого времени реализуется | С 1 октября 2015 г |
Тип программы | Программа дополнительного образования |
Направление деятельности | Учебно - познавательная |
Срок освоения | 1 год |
Возрастной диапазон | 14-15 лет |
Информация о прохождении экспертизы | |
Контактный телефон | 32-2-42 |
Пояснительная записка
Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы, каждая их них имеет развивающую направленность.
Актуальность (педагогическая целесообразность)дополнительной образовательной программы состоит в том,что она поддерживает изучение основного курса. Направлена на систематизацию, расширение и повторение знаний обучающихся.
Цель данной программы - восполнить пробелы в обучении сочинению, реализовать интерес к творчеству, показать школьникам роль и место текстов
( сочинений) в их дальнейшей профессиональной деятельности, подготовить к написанию экзаменационных сочинений в 9 классе.
Программа рассчитана на 34 часа.
Задачи:
- формировать у обучающихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и разного рода сочинениям;
- формировать точную и выразительную письменную речь;
- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- уметь осуществлять редактирование и структурирование текста.
- познакомить обучающихся с подробным анализом текста;
Особенностью предлагаемых занятий является их нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать сочинения).
Таким образом, на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.
К программе «Путь к слову» предлагается список литературы (методические пособия, книги для учащихся, научно-популярная литература, справочные издания), что поможет реализовать на практике заложенные в программе идеи.
В рамках данной программы формируются навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами, расширение активного словарного запаса учащихся, потребность в обращении к справочной литературе, книгам о языке и культуре речи, компьютерным программам для пополнения знаний и самоконтроля.
Основные содержательные линии
Направленность программы «Путь к слову» на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
В результате изучения курса основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:
• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);
• расширению и переориентации рефлексивной оценки способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых текстов, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
Будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении курса обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Планируемые результаты освоения программы «Путь к слову»
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• создавать текст ;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст , осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.
Каждая тема курса предусматривает проведение различных форм занятий:
- деловые и ролевые игры;
- лабораторные работы;
- выполнение практических заданий;
- тренинги;
- семинары-дискуссии;
- круглые столы;
- работа в малых группах;
- имитационное моделирование;
Учебно-тематический план
Трудный жанр сочинение – рассуждение (5 ч)
Сочинение – отзыв (6 ч)
Сочинение – рецензия (4 ч)
Эссе как вид творческой работы (6 ч)
Соблюдение норм литературного языка. (7 ч)
Изобразительно-выразительные средства языка (6 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во | цель | Сроки проведения | |||
По плану | По факту | ||||||
1 | Трудный жанр сочинение-рассуждение Этапы работы над сочинением-рассуждением | 5 | Познакомить с особенностями жанра сочинения-рассуждения | ||||
2 | Композиционное оформление сочинения-рассуждения | ||||||
3 | Аргументационная часть сочинения-рассуждения | ||||||
4 | Анализ текстов | ||||||
5 | Написание сочинения-рассуждения | ||||||
6 | Сочинение-отзыв Этапы работы над сочинением-отзывом | 6 | Познакомить с отличительными особенностями отзыва | ||||
7 | Композиционное оформление сочинения-отзыва | ||||||
8 | Композиционное оформление сочинения-отзыва | ||||||
9 | Анализ школьных сочинений - отзывов | ||||||
10 | Подготовка к сочинению-отзыву. | ||||||
11 | Написание отзыва | ||||||
12 | Сочинение-рецензия Этапы работы над сочинением-рецензией. | 4 | Познакомить с особенностями жанра сочинения-рецензии | ||||
13 | Композиционное оформление сочинения-рецензии | ||||||
14 | Анализ сочинений – рецензий. | ||||||
15 | Написание рецензии | ||||||
16 | Эссе как вид творческой работы Этапы работы над сочинением-эссе | 6 | Познакомить с особенностями жанра сочинения-эссе | ||||
17 | Композиция эссе | ||||||
18 | Анализ сочинений -эссе | ||||||
19 | Анализ сочинений- эссе | ||||||
20 | Написание эссе | ||||||
21 | Написание эссе | ||||||
22 | Соблюдение норм литературного языка. Стили речи | 7 | Довести до сведения учащихся, что такое литературная норма; познакомить с типами ошибок | ||||
23 | Классификация ошибок | ||||||
24 | Точная и выразительная речь | ||||||
25 | Восприятие художественного текста | ||||||
26 | Анализ текса | ||||||
27 | Создание презентации по теме «Нормы литературного языка» | ||||||
28 | Создание презентации по теме «Нормы литературного языка» | ||||||
29 | Изобразительно-выразительные средства Специальные средства выразительности | 6 | Познакомить учащихся с основными изобразительно-выразительными средствами языка, уметь находить их в текстах художественного стиля | ||||
30 | Анализ текстов, упражнение в определении средств выразительности. | ||||||
32 | Словарь-справочник лингвистических терминов | ||||||
33 | Работа с художественными произведениями | ||||||
34 | Конкурс сочинений - рассуждений |
Литература
1.Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в
старших классах. - М.,1997. /;
2. Грекова Е. Алгоритм сочинения. - М.:3вонника, 1995.
3. Кожевников А. Ю. А Вы готовы к экзамену по литературе? - СПб:Сага, 2002.
4. Кохтеев Н. Н. Сочинение: над содержанием и языком. - М: Школа Пресс, 1994.
5. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. М., 1987.
6. Обернихина Г. А. Сочинение на литературную тему. - М.:Аркти, 1998.
7. Обучение написанию сочинений разных жанров Методические рекомендации /Под ред.Г.А.Обернихиной. - М , 2000.
8. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.,1995.
9. Секреты успеха / Сост.М.Н.Мещерякова. -М.,1995.
РусоваН.Ю.Как писать сочинения, изложения, диктанты. -Н.Новгород:Деком, 1996.
10. ЗининС.А., Зинина Е.А.Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература 9 класс - М.:Просвещение, 2002.
11. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи 5-9 кл.: книга для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1995.-224 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Мастерская слова"
Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...
Программа дополнительного образования детей «Умейте владеть словом» Для обучающихся 15 – 17 лет
Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. За послед...
программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"
Программа дополнительного образования может быть использована в рамках реализации ФГОС в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...
Дополнительная общеобразовательная программа «Знакомьтесь: сцена и слово» (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 1-4 кл. по предмету сценическая речь....
Рабочая программа дополнительного образования «Ораторское искусство – сила уверенного английского слова» 5- 6 класс
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, интересующихся английским языком и демонстрирующих высокую успеваемость в рамках школьной программы. Программа направлена на обеспечение дополнительной по...
Программа объединения дополнительного образования "Золотое слово"
Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа творческой направленности «Золотое слово»...
Рабочая программа дополнительного образования "Родное слово"
Программа кружка "Родное слово" направлена на подготовку учащихся 7-8 классов к итоговому собеседованию по русскому языку...