программа дополнительного образования "Путь к слову"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Матюхина Марина Николаевна

программа дополнительного образования для обучающихся 14-15 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения

        Староюрьевской        средней общеобразовательной школы в с.Спасское

        

Утверждено методическим советом

Протокол № ___ от «___» ___2015 г.

Директор____________Т.И.Киселёва.

Рабочая программа дополнительного образования

 по русскому языку

"Путь к слову"

14-15 лет, 1 год

                                     Автор: Матюхина Марина Николаевна,                          

                                               учитель русского языка и литературы

        2015 год    

 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф. И. О. составителя

Матюхина Марина Николаевна

должность,

квалификационная категория, награды.

Учитель русского языка и литературы,

вторая категория

Название программы

«Путь к слову»

С какого времени реализуется

С 1 октября 2015 г

Тип программы

Программа дополнительного образования

Направление деятельности

Учебно - познавательная

Срок освоения

1 год

Возрастной диапазон

14-15 лет

Информация о прохождении экспертизы

Контактный телефон

32-2-42

Пояснительная записка

Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы, каждая их них имеет развивающую направленность.

Актуальность (педагогическая целесообразность)дополнительной образовательной программы состоит в том,что она поддерживает изучение основного курса. Направлена на систематизацию, расширение и повторение знаний обучающихся.

Цель данной программы - восполнить пробелы в обучении сочинению, реализовать интерес к творчеству, показать школьникам роль и место текстов

 ( сочинений) в их дальнейшей профессиональной деятельности, подготовить к написанию экзаменационных сочинений в 9 классе.

Программа рассчитана на 34 часа.

Задачи:

- формировать у обучающихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и  разного рода сочинениям;

-  формировать точную и выразительную письменную речь;

- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- уметь осуществлять редактирование и структурирование текста.

- познакомить обучающихся с подробным анализом текста;

Особенностью предлагаемых занятий   является их нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать сочинения).

Таким образом, на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.

 К программе «Путь к слову» предлагается список литературы (методические пособия, книги для учащихся, научно-популярная литература, справочные издания), что поможет реализовать на практике заложенные в программе идеи.

В рамках данной программы формируются навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами, расширение активного словарного запаса учащихся, потребность в обращении к справочной литературе, книгам о языке и культуре речи, компьютерным программам для пополнения знаний и самоконтроля.

Основные содержательные линии

Направленность программы «Путь к слову» на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
      В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты

В результате изучения курса основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

• расширению и переориентации рефлексивной оценки способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых текстов, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

Будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении курса обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Планируемые результаты освоения программы  «Путь к слову»

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

• создавать текст ;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст , осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.

Каждая тема курса предусматривает проведение различных форм занятий:

  • деловые и ролевые игры;
  • лабораторные работы;
  • выполнение практических заданий;
  • тренинги;
  • семинары-дискуссии;
  • круглые столы;
  • работа в малых группах;
  • имитационное моделирование;

Учебно-тематический план

Трудный жанр сочинение – рассуждение (5 ч)

Сочинение – отзыв (6 ч)

Сочинение – рецензия (4 ч)

Эссе как вид творческой работы (6 ч)

Соблюдение норм литературного языка. (7 ч)

Изобразительно-выразительные средства языка (6 ч)

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

цель

Сроки проведения

По плану

По факту

1

Трудный жанр сочинение-рассуждение

Этапы работы над сочинением-рассуждением

5

Познакомить с особенностями жанра сочинения-рассуждения

2

Композиционное оформление сочинения-рассуждения

3

Аргументационная часть сочинения-рассуждения

4

Анализ текстов

5

Написание сочинения-рассуждения

6

Сочинение-отзыв

Этапы работы над сочинением-отзывом

6

Познакомить с отличительными особенностями отзыва

7

Композиционное оформление сочинения-отзыва

8

Композиционное оформление сочинения-отзыва

9

Анализ школьных сочинений - отзывов

10

Подготовка к сочинению-отзыву.

11

Написание отзыва

12

Сочинение-рецензия

Этапы работы над сочинением-рецензией.

4

Познакомить с особенностями жанра сочинения-рецензии

13

Композиционное оформление сочинения-рецензии

14

Анализ сочинений – рецензий.

15

Написание рецензии

16

Эссе как вид творческой работы

Этапы работы над сочинением-эссе

6

Познакомить с особенностями жанра сочинения-эссе

17

Композиция эссе

18

Анализ сочинений -эссе

19

Анализ сочинений- эссе

20

Написание эссе

21

Написание эссе

 22

Соблюдение норм  литературного языка.

Стили речи

7

Довести до сведения учащихся, что такое литературная норма; познакомить с типами ошибок

23

Классификация ошибок

24

Точная и выразительная речь

25

Восприятие художественного текста

26

Анализ текса

27

Создание презентации по теме «Нормы литературного языка»

28

Создание презентации по теме «Нормы литературного языка»

29

Изобразительно-выразительные средства           Специальные средства выразительности

6

Познакомить учащихся с основными изобразительно-выразительными средствами языка, уметь находить их в текстах художественного стиля

30

Анализ текстов, упражнение в определении средств выразительности.

32

Словарь-справочник лингвистических терминов

33

Работа с художественными произведениями

34

Конкурс сочинений - рассуждений

                                       Литература  

1.Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в
старших классах. - М.,1997.        
/;

2. Грекова Е. Алгоритм сочинения. М.:3вонника, 1995.

3. Кожевников А. Ю. А Вы готовы к экзамену по литературе? - СПб:Сага, 2002.

4. Кохтеев Н. Н. Сочинение: над содержанием и языком. - М: Школа Пресс, 1994.

5. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. М., 1987.

6. Обернихина Г. А. Сочинение на литературную тему. - М.:Аркти, 1998.

7. Обучение написанию сочинений разных жанров Методические рекомендации /Под ред.Г.А.Обернихиной. - М , 2000.

8. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.,1995.

9. Секреты успеха / Сост.М.Н.Мещерякова. -М.,1995.

РусоваН.Ю.Как писать сочинения, изложения, диктанты. -Н.Новгород:Деком, 1996.

10. ЗининС.А., Зинина Е.А.Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература 9 класс - М.:Просвещение, 2002.

11. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи 5-9 кл.: книга для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1995.-224 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Мастерская слова"

Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...

Программа дополнительного образования детей «Умейте владеть словом» Для обучающихся 15 – 17 лет

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.    За послед...

программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"

Программа дополнительного  образования может быть использована в рамках реализации ФГОС  в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету  "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...

Дополнительная общеобразовательная программа «Знакомьтесь: сцена и слово» (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 1-4 кл. по предмету сценическая речь....

Рабочая программа дополнительного образования «Ораторское искусство – сила уверенного английского слова» 5- 6 класс

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, интересующихся английским языком и демонстрирующих высокую успеваемость в рамках школьной программы. Программа направлена на обеспечение дополнительной по...

Программа объединения дополнительного образования "Золотое слово"

Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа творческой направленности «Золотое слово»...

Рабочая программа дополнительного образования "Родное слово"

Программа кружка "Родное слово" направлена на подготовку учащихся 7-8 классов к итоговому собеседованию по русскому языку...